6 мин.

Дождались

Знаменитая поговорка о том, что русские долго запрягают, но быстро едут, почти в полной мере отражает историю вокруг Гран-при России. Наши чиновники долгие годы вели переговоры с промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном, встречались, торговались, неоднократно обещали создать трассу в Москве, Санкт-Петербурге, под Москвой, под Петербургом, в Сочи, даже во Владивостоке… Пока, наконец, англичанин, которому через две недели исполнится 80 лет, не поставил ультиматум: либо контракт подписывается на моих условиях, либо никакой гонки не будет.

Медлительность и нерешительность российской стороны отчасти можно понять: контракты, которые заключает Экклстоун с организаторами новых этапов, подписываются на очень большие суммы, причем деньги ФОМ требует вперед. Потянуть такие проекты частным бизнесменам, как правило, очень трудно – нужна поддержка правительства. Примеры с гонками в Бельгии, Канаде, Великобритании и Франции – хрестоматийны. Практически каждый год промоутеры ведут с Экклстоуном затяжные войны по поводу возможного снижения выплат, и практически всегда упираются в неприступную стену – Берни ведет бизнес достаточно жестко. А что такое отсутствие поддержки со стороны правительства – хорошо знают все европейские Гран-при: бельгийцы каждый год ведут споры с чиновниками за то, чтобы те не закрывали трассу, которая, по мнению некоторых местных жителей, является источником слишком большого шума, англичанам традиционно не хватало денег на реконструкцию «Сильверстоуна», а французы и вовсе лишились Гран-при, а также шансов на строительство новой трассы – местные власти начали вставлять организаторам гонки палки в колеса, прикрыв новый проект из-за экологических требований.

У нас другие проблемы. Одна из них – нежелание бизнесменов работать на перспективу, поскольку многие живут последним днем. Главная задача – урвать сегодня, а завтра хоть потоп. Ясно, что вкладывать деньги в проект, который, возможно, начнет давать отдачу лет через десять, никто не стремится. А ведь собственный этап «Формулы-1» может оказаться и вовсе убыточным – достаточно взглянуть на положение дел у южного соседа – Турции, которая после инаугурационного Гран-при 2005 года из-за неправильной рекламной компании, неверной ценовой политики, а также после ряда скандалов практически лишилась зрителей, возможных спонсоров, а заодно и других гоночных серий. В итоге, хоть промоутеры этапа и предприняли попытки исправить ситуацию, имидж Гран-при оказался серьезно подорван, и сегодня Экклстоун не спешит продлевать контракт на проведение новых гонок. И через несколько лет может получиться так, что автодром «Истанбул-Парк», ныне принимающий у себя только «Формулу-1» и гонки поддержки, опустеет окончательно.

Так что в условиях, когда частный бизнес не мог самостоятельно взяться за такой проект, как проведение Гран-при, только и оставалось ждать, пока «Формулой-1» заинтересуется наше правительство. Ведь ни для кого не секрет, что в России главным двигателем прогресса в области спорта являются верховные руководители государственного аппарата.

Дождались. Сначала Олимпиада, затем приказы «сверху» начать спонсирование «Рено», затем поездка вице-премьера Дмитрия Козака на Гран-при Сингапура, и вот уже Владимир Путин с гордостью объявляет о подписании контракта с Берни…

Тут следует отметить, что 40 млн долларов за проведение первого Гран-при (а ведь с каждым годом сумма будет увеличиваться на 10 процентов) – это слишком много даже для щедрой русской души. Традиционно цена за проведение Гран-при варьируется от 15 до 30 млн долларов, а зависимости от статуса трассы и страны. Гонки на традиционных автодромах, вроде «Сильверстоуна», «Хоккенхаймринга» и «Аутодромо Национале» в Монце обходятся организаторам дешевле, а вот новоявленные участники Большого Цирка, которые не могут похвастаться развитой автогоночной культурой, платят Экклстоуну больше. Впрочем, в последнее время ходили слухи, что в связи с последствиями мирового экономического кризиса Берни, как и всей «Формуле-1», придется усмирить финансовые аппетиты, но, как видим, ничего подобного не произошло: англичанин заполучил солидный контракт (долгосрочный и денежный), и его успехам можно только позавидовать.

С постройкой трассы, как правило, тоже все проходит не слишком гладко. Причин тому много: это и финансовые, и организационные трудности. Кроме того, российский автодром будет строиться параллельно с олимпийскими объектами, что, с одной стороны, обязывает построить трассу к запланированным срокам, а с другой – добавит новых проблем, ведь исключать чисто российскую безалаберность и халатность во всеобщей суматохе совсем нельзя.

Строительство новых автодромов вообще вещь крайне непростая. К примеру, организаторы Гран-при Кореи, который состоится на следующей неделе, до сих пор проводят работы по благоустройству территории, а асфальт был уложен менее десяти дней назад. Гран-при Абу-Даби, хоть и был признан по уровню организации лучшим в 2009 году, тоже прошел через невероятную нервотрепку со сменами подрядчиков и управляющих строительством. Какое-то время трасса шейхов даже отставала от графика, и были серьезные опасения, что строительство не будет закончено вовремя. Наконец, автодром в Донингтоне, хоть и заполучил контракт на проведение Гран-при Великобритании с 2010 по 2017 годы, но так и не сумел разобраться со своими проблемами и в итоге с позором покинул календарь «Формулы-1».

Подобные примеры говорят о том, что главные трудности у российских организаторов Гран-при еще впереди, хотя следует отметить, что времени, в отличие от недавно подписавших контракт с Берни американцев, у нас больше – целых три года.

Что касается самого автодрома, то пока организаторы объявили только основные характеристики: объект будет построен в олимпийском парке в Имеретинской низменности, а разработкой сочинского трека, который будет проложен как по специально построенным участкам, так и по дорогам общественного пользования, займется фирма главного архитектора «Формулы-1» Германа Тильке.

Следует отметить, что выбран самый оптимальный вариант, ведь строительство отдельного стационарного автодрома может обойтись России слишком дорого. К примеру, корейцы на свое детище выложили более 300 млн долларов, а шейхи Абу-Даби – более 400 млн долларов. В то же время прокладка трассы только по дорогам общественного пользования может привести к организационным и транспортным проблемам в дни проведения самого Гран-при. Так что нынешний вариант получается «золотой серединой» – не слишком дорого (по самым некоторым подсчетам – около 200 млн долларов), и не слишком обременительно для города.

Слишком сильно заострять внимание на конфигурацию трассы пока рано. За время строительства соседних объектов еще могут произойти некоторые изменения, да и сам Тильке способен внести в проект определенные коррективы. Тем не менее, следует отметить, что трек выглядит скоростным и в конфигурации довольно четко выражены пара точек, где можно и нужно обгонять.

Но рабочие будни начнутся завтра, а сегодня у автоспортивной России праздник. Поэтому во время подписания контракта обе стороны говорили не о возможных проблемах, а о светлом будущем.

«Как известно, «Формула-1» является одним из престижных соревнований в автоспорте и демонстрирует достижения в области автомобилестроения. Многие разработки, особенно связанные с безопасностью в движении, приходят в автомобильную промышленность именно после того, как они разрабатываются для спортивных соревнований.

Нам важно эффективно использовать спортивную и другую инфраструктору после Игр-2014. Но важно и другое: «Формула-1» даст развитие автоспорту в России, будет способствовать росту мастерства наших спортсменов», – отметил премьер-министр России Владимир Путин.

«Очень рад, что «Формула-1» пришла в Россию и особенно в такой прекрасный город как Сочи. Меня очень впечатлила идея использования олимпийских объектов и после Олимпийских игр. Я много где побывал и по своему опыту могу сказать, что зачастую эти объекты практически не используются», – заявил Экклстоун.

Что ж, остается надеяться, что так и произойдет, и что все читающие эти строки в 2014 году смогут лично посетить первую настоящую гонку «Формулы-1» в России.