Уравнение со многими неизвестными
Что было вчера, забыть мне пора…
Так уж сложилось, что «Феррари» традиционно числится в фаворитах перед каждым чемпионатом и, практически, перед каждой гонкой. Поэтому когда летом 2009 года руководитель Скудерии Стефано Доменикали объявил о том, что команда полностью переключилась на развитие болида образца 2010 года, для многих это оказалось крайне необычным решением, ведь, по существу, даже на старой машине можно было обкатывать какие-то элементы, которые затем могли перекочевать на новый автомобиль.
Несмотря на долгую разработку и подготовку к сезону-2010, «Феррари» F10 получилась консервативной, что для Скудерии неудивительно. Итальянская конюшня уже давно живет на старом багаже, и концепция ее болидов меняется редко.
Тем не менее, поводов для критики, несмотря на мелькавшие в прессе слухи о «Б»-версии F10, машина не давала. На предсезонных тестах «Феррари» выглядела надежной и быстрой, а Гран-при Бахрейна стал прямым доказательством скорости алых машин.
Впрочем, как известно, тот успех, достигнутый после проблем Себастьяна Феттеля, до сих пор единственный для «Феррари» в этом году.
Возможно, конечно, что F10 подходят не все типы трасс. Алая машина не очень сильно смотрится на автодромах с высокоскоростными поворотами, требующими от автомобилей эффективной аэродинамики. Так было в Испании, так оказалось и в Турции. В то же время на городских трассах, и на автодромах со среднескоростными поворотами «Феррари» способна бороться за места в районе подиумов (если уж «Ред Булл» мы априори будем считать фаворитом везде). Если данная версия проблем «Феррари» верна, то она должна подтвердиться на трассах в Валенсии и Канаде, где F10 может оказаться вполне конкурентоспособной.
Троянский воздуховод
Впрочем, со стопроцентной уверенностью рассуждать об успехах в Монреале можно было бы в том случае, если бы расстановка сил в чемпионате была статичной. Но нет же, на беду «Феррари» соперники не сидят сложа руки, они активно развивают свои машины. Сама же Скудерия в этой области больших успехов пока не добилась.
Секрет проблем команды лежит в ее подходе к работе. Раньше, до начала 2009 года, то есть, до того момента, когда были запрещены испытания по ходу сезона, «Феррари» много времени уделяла обкатке новинок на тестах (частных, и общих), в то время как некоторые сильные соперники концентрировали ресурсы на работе в аэродинамической трубе, а также на активном развитии CFD-отделов.
С началом же запретов на испытания парни из Маранелло оказались в ловушке. Неспособность быстро перестроиться и начать эффективно работать в новых условиях привели к тому, что Скудерия стала готовить новинки для гонок не так регулярно, как соперники. Следовательно, прогресс развития F10 у «Феррари» оказался не таким стремительным, как у конкурентов.
Более того, похоже, недостаток развития машины связан и с отсутствием хороших идей у конструкторов команды по возмещению прижимной силы, потерянной после серьезных изменений в регламенте. Возможно, поэтому руководство ухватилось за концепцию воздуховода, придуманного «Маклареном». Однако со стороны развитие собственной системы выглядит пустой тратой драгоценного времени, ресурсов и сил, ведь тесты запрещены, и проверка воздуховода возможна лишь во время пятничных тренировок и в CFD-отделе. Однако хуже всего то, что воздуховод – штука крайне своеобразная. «Макларен», разработавший эту систему, мало того, что имел достаточно времени на ее развитие и доводку, так еще и органично вписал ее в общую концепцию MP4-25: британская команда сознательно пожертвовала сцеплением в угоду максимальной скорости. О том, насколько полезной эта система может оказаться для F10, можно лишь гадать. Новинка, несмотря на свою простоту, оказалась непростой в плане внедрения и получения выгоды (поскольку командам приходится идти на компромиссы). Вот и получается, что воздуховод стал для соперников «Макларена» эдаким «троянским конем» – в то время как конкуренты диву даются этой штуке, пытаются ею воспользоваться в свое благо, и теряют время и ресурсы, инженеры британской конюшни активно развивают собственную машину.
Валим все на Кими!
Пока пилоты не обладают машиной, способной побеждать в чемпионате, у гонщиков возникают проблемы: Алонсо за рулем F10 старается слишком сильно, допускает серьезные ошибки, которые приводят к потере очков, а выступающий на среднем уровне Масса просто неспособен навязать борьбу лидерам. Кроме того, у бразильца существуют проблемы с прогревом резины, да и нельзя забывать о прошлогодней травме. Поэтому пилоты сейчас, вроде как и не являются источником больших проблем в команде, но в то же время от них не чувствуется настоящей помощи.
Подобная ситуация была и в прошлом году, однако руководство с помощью прессы выкрутилось перед болельщиками, избрав стратегию, которую многие назвали «валим все на финна». Действительно, нордический характер Кими Райкконена активно высмеивался итальянской прессой, чемпион мира 2007 года был обвинен в том, что оказался неспособен сплотить команду, а вся надежда была возложена на Фернандо Алонсо…
Но что мы видим сейчас?
На этот раз, похоже, руководству «Феррари» не удастся повторить свой номер.
Не стоит забывать и о том, что к слабым результатам имеет отношении и процесс итализации конюшни. Когда команда один за другим избавляется от важных или ключевых фигур коллектива, начиная от Росса Брауна и заканчивая недавно ушедшим Джоном Айли – это не может не повлиять на стратегию разработки и развития машины.
Завышенные ожидания?
А может быть, все так и должно быть? Вспомните, «Феррари» побеждала много лет. Крепко сжатый в кулак коллектив под руководством Жана Тодта и Росса Брауна давал высокие результаты, но удерживать крупную структуру в тонусе постоянно невозможно, ведь даже лучшие специалисты, рано или поздно, уходят, устают. Команда неспособна бесконечно ковать победы. Приходят времена перемен, в которые часто наблюдается спад в работе…
Возможно, более мягкий в сравнении с Тодтом Стефано Доменикали дал небольшое послабление своим людям, что немедленно вылилось в расхлябанность и ошибки в гонках. Теперь же в Скудерии нужно заново пересобрать весь коллектив, полностью перебрать структуру команды, начать устранять одну за другой накапливающиеся проблемы. Возможно, до определенной поры Доменикали и будет руководить процессом вывода команды из кризиса, но, вполне возможно, что это будет лишь до того момента, пока Лука ди Монтезмоло не найдет нового человека, который и дорешает уравнение «Феррари» со многими неизвестными.
\\
А вот это действительно будет нововведение. Там все придется делать с нуля. И это на лет так 5 определит нового лидера. Ну и с учетом опыта в маленьких турбомоторах...Фольксваген?
А потом, что укорять меня, что в авто технологии уже стабильны даже на фронтире?
Кстати, вот те же японцы:) Я для себя сделал вывод, что у них сейчас в развитие традиционных автотехнологий не вкладываются как в первоочередную цель, знаю компанию, которая даже была бы рада продать свой глобальный автобизнес. Потому что цели сейчас биотехнологии ( с фокусом на фармацевтику - ибо богатое и старое население), энергетические технологии (от экологических способов производства и транспортировки до энергосбережения, здесь солар фото генераторс...как это по-русски, неважно, водородные технологии, экономичные светодиоды..), компьютерные технологии где-то уже на третьем месте, а авто где-то далеко. В общем, единственное, зачем нужны глобальные автобизнесы японским многопрофильным компаниям, это из-за каналов сервиса и сбыта, если получится создать машины с водородными или электрическими энергетическими технологиями, то здесь они выстрелят, и все эти корейцы и американцы окажутся снова в технологической яме. Да и половина европейцев.
А просмотр... Я тут друзей-то раз в неделю хорошо если вижу:) Турцию и то смотрел в записи. Где уж тут, в следующие выходные опять в путь-дорогу...
Да и человек я нелюдимый, характер тяжелый:)
Хотелось бы верить и в достойное воплощение вашей теории
Феррари выигрывали за счет француза Тодта, Британца Брауна, ЮАРевца Рори Берна и немца Шумахера. Плюс на ключевых средних позициях были британцы типа Степни.
Много не надо. У нас сейчас в офисе где то 100 русских инженеров и примерно 8 иностранцев. Вполне хватает !
Насчет гоночного темпа тоже не все ясно было по первым гонкам.
несомненно проблем в Феррари лежит в области инжиниренга но эта проблема вытекает из того что ИМПОТЕНТ не может расставить нужных людей на нужные места. Он сам ошибка и по ошибке расставляет людей.
Ну вот пример который мы знаем! скажи зачем ему Алонсо нужен был при живом КИМИ? Я разницы вообще не видел?
Они не мошли понять в 2008 году что им надо делать чтобы стать быстрей при том что КИМИ показывал прекрасную скорость на той машине.
Иогу согласиться только с тем что база осталась из прошлого , но они не знают как ее верно применить.
Например, какую долю лобового сопротивления генерирует переднее антикрыло? Возможно, его тоже разворачивают больше обычного, с лихвой компенсируя возрастающее сопротивление «выключением» заднего? Или как-то используют управляемые плоскости? (Я не уверен, но, кажется, регламент в этой части с прошлого года не изменился и пилот несколько раз за круг может менять угол атаки переднего антикрыла?)
Но в любом случае, диапазон настроек у Маков шире. Насколько - вопрос, но шире точно.
Спасибо doctor.morge, это как раз та самая мысль, которая возникает у меня последние 2-3 года.
Нечто похожее ( имхо) было в Макларене из которого ушел Ньюи.
Вспомним, как парни из Уокинга мучались, пытаясь доработать его машину, но все было тщетно.
Весьма вероятно, что ресурс модернизации был исчерпан.
И еще одно совпадение - оба нынешних фаворита Ред Булл и Макларен гоняются на новых платформах, созданных недавно и с чистого листа.
+
//для начала им нужно найти мастера для Альдо Косты.. за 5 лет при Рори Берне итальянец так и не освоил секреты мастерства.. ну а их нынешнему начальнику нужно просто «выпить йаду»//
Дима, вижу ваше очень жесткое мнение, я бы сказал категоричное... а можно отсюда и поподробнее, в чем вы видите «исчерпанность» потенциала их болида? надеюсь не в пресловутом воздуховоде?
Про начальника и «йад» я полностью согласен, так же как и по Рори Берну, значит вы считаете, что нехватка квалификации у того же Альдо Косты не позволяет Феррари угнаться за более квалифицированными болидами? буду признателен за пояснения, спасибо...