Аппарат абонента заблокирован?
Пищу для раздумий подбросили два материала в Financial Times, опубликованных с разницей в несколько месяцев. Помимо тематического исследования, интересного самого по себе для мало-мальски преданного любителя Больших Призов, внимание привлекла персона автора. Им выступил экономический гуру Крис Силт, известный в автоспортивном мире как бизнес-редактор портала Pitpass. Авторитетный аналитик взялся поднять целинный пласт финансовой поддержки конюшен в сезоне-2010 и, как выяснилось, пришел не только к ожидаемым на фоне мирового кризиса выводам, но и к некоторым парадоксальным заключеням. На которых мы и предложим сосредоточить фокус.
Ни для кого не секрет, что в связи с коллапсом кредитно-финансовой системы планеты многие предприятия принялись ударно сокращать оборот средств в непрофильных активах и сворачивать затратные программы, не имеющих прямого отношения к бизнесу. «Королевские гонки», разумеется, напасть стороной не обошла, поскольку даже для прочно стоявших на земле корпораций поддержка многомиллионных проектов больно била по карману. Достаточно вспомнить массовый исход на излете минувшего года таких крупных компаний, как Panasonic и ING, чтобы удостовериться как в правоте утверждения, так и в серьезности подрыва меценатской платформы «Ф-1». С течением времени ситуация только ухудшалась: даже включение новых команд в пелотон, изначально заточенных под внушительные донорские вливания извне, не изменили общего расклада сил – регрессия финансовой поддержки шла ударными темпами. К примеру, по сравнению с сезоном-2009 Большой Цирк потерял на дотациях 115 млн долларов, что явилось крупнейшим оттоком средств за последнюю пятилетку. Мало того, суммарный спонсорский бюджет дюжины коллективов составил 705 млн долларов – также предельно мизерный показатель за аналогичный временной отрезок. Впрочем, глядя на девственно чистые борта «Заубера» или монотонный окрас «Хиспании», этому перестаешь удивляться – слишком уж наивно в современных условиях было полагаться на качественный прогресс в сфере финансовых вливаний за счет количественного увеличения представителей потенциального рекламного рынка.
Парадокс в другом. Три новичка и преобразованная конюшня герра Петера не просто не справились с отведенной им маркетинговой задачей, но даже не сподобились покрыть дотациями издержки собственного бюджета! Ни рента-драйверы, ни гибкие условия рекламного сотрудничества, ни потенциальное открытие новых национальных рынков не позволили дебютантам выйти в плюс, поставив их на грань выживания. Недавнее объявление Берни Экклстоуна о наличии очередного долгового коллапса «Хиспании» лишь подтвердило критичность положения, в которое друг за другом постепенно входят команды, лишенные масштабной финансовой поддержки. То бишь уроки «БМВ-Заубера» и «Тойоты» впрок не пошли: сегодня даже «Лотус», вроде бы уверенно держащийся на плаву за счет связей и состояния Тони Фернандеса, может враз пойти ко дну, стоит мажоритарному владельцу пойти на попятный.
Удивляют также попытки заретушировать серьезность проблемы сомнительного качества утверждениями – мол, трудности временные и их просто надо пережить. Ведь по-прежнему есть компании, готовые вкладывать реальные суммы в прогресс пелотона (Petronas выделил на поддержку «Мерседеса» 55 млн долларов, Santander на развитие «Феррари» – 50 млн долларов), конкуренция за присутствие логотипа на болидах топ-конюшен по-прежнему высока, плюс приток новых корпораций-меценатов никто не отменял. К примеру, на конец марта 2010 года к привычному пулу «королевских» меценатов присоединились 29 коллективов. Беда в том, что дотации этих самых новобранцев незначительны – никто не вкладывает в продукт «Ф-1» более 10 млн. долларов в год. А что более тревожно, новые спонсоры избирательны. Лучший финиш в истории «Ред Булл» позволил команде Дитриха Матешица вдвое увеличить финансовый оборот дотаций (с 14,7 до 32,2 млн долларов), но даже это не позволило ему стать вровень с «Феррари», «Мерседесом» или «Маклареном». Если же вспомнить, с какими проблемами в межсезонье столкнулся вполне себе конкурентоспособный и авторитетный коллектив «Рено» (бюджет оказался урезан на 90 млн. фунтов), то становится по-настоящему тревожно за команды так называемого «второго эшелона».
Кстати, даже сильные мира сего не застрахованы от пробоин в спонсорском бюджете. Достаточно вспомнить декабрьскую тяжбу «Мерседеса» и компании Henkel, чтобы понять, сколь зыбок сегодня спонсорский рынок. Есть и другой пример, опять-таки любезно подсказанный господином Силтом. Исследовав выкладки аудиторов из Dun & Bradstreet, он пришел к выводу, что топ-конюшни зачастую всерьез опаздывают с выплатами по счетам. Та же «Феррари», обладающая крупнейшим в «Ф-1» бюджетом в размере 260 млн фунтов стерлингов, в среднем задерживает «пэй-бэки» на 16 дней, «Макларен» тормозит ровно на две недели. По сравнению с прошлым годом просрочка в среднем увеличилась на два дня, что для финансового мира вполне себе конкретный показатель падения платежеспособности.
Впрочем, предвещать тотальный финансовый коллапс в «Формуле-1» не рискнем, несмотря на то, что сразу 53 мецената «Ф-1» в межсезонье приняли решение о кардинальном сокращении дотаций. Дело в том, что нынче происходит переориентация спонсорского рынка, способное в ближайшем будущем оздоровить ситуацию. Вспомните, какие бренды фигурировали в бизнес сводках, приходивших из мира автоспорта в последние недели. Burger King, пришедший на выручку «Зауберу», малазийская телекоммуникационная фирма Maxis, подписавшая соглашение с «Лотусом», британские компьютерщики из Autonomy, подбросившие деньжат «Мерседесу» – несколько лет назад такой донорский профиль был не особо свойственен экономическому сектору «Ф-1». Тем не менее, сегодня рынок спонсорства уверенно открывает для себя новые горизонты. Здесь и производители косметики, и брокерские компании, и почтовые службы, и даже «Лаборатория Касперского». То бишь мы становимся свидетелями эпохи финансовой интенсификации, пришедшей на смену банковско-коммуникационной глобализации последних лет. И далеко не факт, что данные преобразования по уступят по своему КПД предшественникам: на отрезке апрель-май 2010 года спонсорский оборот средств внутри «Ф-1» возрос на 12,5 млн фунтов. Хочется верить, что демократизация спонсорского рынка постепенно распространится на весь пелотон и положит начало тенденции по сокращению пропасти в поддержке топ-конюшен и тех же команд-новичков. По крайней мере, это стало бы громадным шагом на пути к нахождению идеального баланса внутри стартовой решетки.