С глаз долой, но сердцу не прикажешь
В этом году легендарный автодром «Сильверстоун», часто именуемый «домом» или «колыбелью британского автоспорта», в 43-й раз примет Гран-при Великобритании, после чего отправится в длительный отпуск. Если не произойдет ничего экстраординарного, то со следующего года многочисленным английским болельщикам и гостям туманного Альбиона в течение 17 лет предстоит смотреть королевские гонки с трибун «Донингтон-Парка». Многим приверженцам «Сильверстоуна» остается лишь утешаться мыслью о том, что в отличие от места в календаре чемпионата мира почетной истории у этой трассы никто не отнимет.
Причины, побудившие владельца коммерческих прав «Формулы-1» Берни Экклстоуна перенести гонку из обожаемого фанатами «Сильверстоуна» на «Донингтон», кажется, известны всем. Все они, так или иначе, связаны с деньгами.
Если подсчитать все новости, которые английская пресса начала публиковать с тех времен, когда Берни впервые замахнулся на священное место для национального автоспорта, то их архивы наверняка займут не один десяток стеллажей в библиотеке Кембриджского университета. И кто знает, может быть, на некоторых специальностях студенты изучают историю и этого вопроса.
В начале XXI века с дебютом новых трасс, которые имели в своем активе сильную финансовую поддержку и все современные удобства для команд, зрителей и телевидения, Экклстоун начал длительную осаду «Сильверстоуна». По правде говоря, отчасти критику Берни можно понять: инфраструктура «дома» серьезно устарела, а подъездные пути, то есть трассы государственного значения, в совокупности с капризной погодой во время гоночного уик-энда частенько становились настоящим адом. Серьезные пробки и отсутствие внятных указателей, которые сообщали бы о том, как подъехать к месту проведения Гран-при, не очень хорошо соответствовали высоким стандартам перфекциониста Экклстоуна.
С другой стороны, Британский клуб автогонщиков, BRDC, владеющий автодромом, всегда отвечал, что он бы и рад внести все изменения, которые просит Берни, но необходимые деньги всегда уходят в одном направлении – в карман промоутера «Формулы-1» в качестве ежегодной платы за место в календаре чемпионата. Перетягивание каната продолжилось и после договоренности прежнего президента BRDC Джеки Стюарта с Экклстоуном о продлении контракта автодрома до 2009 года. Однако в прошлом году Берни не выдержал, и подписал контракт с «Донингтоном».
Впрочем, и новая трасса щуплому англичанину наверняка помотала нервы – постоянное крючкотворство местных властей, недовольство жителей и настороженное отношение спонсоров к реконструкции «Донингтона» породили массу новых проблем. Гран-при Великобритании 2010 года оказался под угрозой срыва, что породило волну слухов о возможном возвращении «Сильверстоуна», но решительно настроенный Берни все-таки не решился менять коней на переправе и подтвердил окончательный и бесповоротный уход «Формулы-1» с легендарного автодрома.
Отчасти поэтому нынешний Гран-при Великобритании стоит особняком. С одной стороны многие болельщики хотят попрощаться «Сильверстоуном», с другой – британцы, страстно поддерживавшие в свое время Найджела Мэнселла, Дэймона Хилла и Дэвида Култхарда, в этом году вряд ли останутся неравнодушными к происходящему на трассе. Несмотря на то, что действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон не входит в число претендентов на победу, есть другой англичанин, который вполне может осчастливить тысячи болельщиков. Может быть на трассу, как во времена «Британского льва» они выбегать и не будут, но уникальную атмосферу в связи с успехами Дженсона Баттона обеспечить должны. Впрочем, местные болельщики понимают толк в гонках, и наверняка окажут мощную поддержку всем гонщикам.
Пилоты «Сильверстоун» любят. И не только за потрясающую атмосферу и зрительский гул, который, несмотря на ревущие моторы, слышно пилотам в их кокпитах. Гонщикам нравится сама трасса. Кто-то, вроде Рубенса Баррикелло, называет ее любимой, кто-то, как Кими Райкконен, – знаковой, возможно, кому-то из пилотов этот трек кажется менее интересным, чем, скажем, «Сузука» или «Спа-Франкоршам», но то, что «Сильверстоун» не оставляет равнодушным никого – это факт. Отчасти это связано с гонками в младших гоночных сериях, через которые прошли все современные гонщики – многие из них выступали на этой трассе неоднократно, и неоднократно же добивались побед. Но побеждали они на многих трассах, а «Сильверстоун», благодаря своей конфигурации, все равно особенный.
«Тилькедромы», как известно, являются эталонными трассами, часто сочетающими медленные, среднескоростные и быстрые повороты. Классических же трасс, в основном скоростных, в календаре чемпионата становится меньше, поэтому в глазах пилотов и болельщиков их ценность заметно возросла.
«Сильверстоун» изначально был скоростным треком. С того самого 1950 года, когда состоялся первый этап «Формулы-1» на бывшем военном аэродроме британских летчиков, и вплоть до 1990-го, конфигурация трассы практически не менялась. Несколько прямых соединялись всего восемью поворотами. Незначительные изменения наиболее опасных участков, по большому счету, характер трассы не меняли, но в 1991 году конфигурация изменилась. Трасса заметно усложнилась, но, как это ни странно, в некоторых местах ей это пошло только на пользу! Ведь главным достоинством изменений стало то, что они не убили дух скорости «Сильверстоуна».
После первого поворота Copse, который бесстрашные гонщики проходят, не снимая ногу с педали газа, идут замечательные повороты Maggots-Becketts-Chapel. Сначала пилоты поворачивают влево, затем вправо, снова влево и вновь вправо, выходя на прямую Hangar. Каждый последующий поворот шире предыдущего, что придает этому участку трассы особый колорит.
«Это требовательная, но интересная связка поворотов. Здесь довольно высокая скорость, особенно в момент входа в первый вираж, поэтому важно, что болид был чутким в управлении при повороте руля. Во время прохождения этих поворотов мы не касаемся педали тормоза, и просто снимаем ногу с педали газа, чтобы остаться на траектории. Высокая скорость в этих виражах делает их физически требовательными. В кокпите мы испытываем перегрузки почти в 4g», – рассказывает двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо.
Дальше идет печально известный для болельщиков Михаэля Шумахера поворот Stowe, в котором немецкий пилот слишком поздно затормозил во время Гран-при 1999 года и влетел в барьер из покрышек. Результатами аварии стали сломанная нога и разбитая надежда на победу в чемпионате мира.
Многие виражи подверглись изменению для того, чтобы снизить опасность, исходившую из этих «изогнутых прямых». В результате прямая между Stowe и Club получила дополнительную шикану, и в подобный же поворот превратился Abbey. Заключительный отрезок трассы, начиная с поворота Bridge, которого раньше и вовсе не было, и заканчивая Woodcote, за последние почти 20 лет подвергся значительным изменениям. Этот отрезок «Сильверстоуна» стал главным «тормозом» и местом, сбивающим скоростной ритм пилотов. Однако при этом повороты все равно довольно интересны. Bridge, по сути, слепой правый вираж, резко уходящий под горку, а предпоследний, Luffield – очень медленный 180-градусный поворот, в котором болиды так и норовит сорвать и бросить в ближайшие отбойники.
Несмотря на свой, казалось бы, скоростной характер и множество прямых, болидам нужна эффективная аэродинамика и уровень прижимной силы, колеблющийся от среднего до высокого. Это связано с необходимостью высокой устойчивости болидов в скоростных поворотах, а также с недостатком длины прямых. Дорожное полотно ухабистое, но идеальная траектория еще более кочковатая из-за того, что пилотам приходится часто выезжать на поребрики. Высокоскоростные повороты серьезно влияют на износ шин, поэтому «Бриджстоун» старается привозить наиболее жесткие типы резины. В этом году это «хард» и «софт».
Особую «радость» для инженеров представляют частые порывы ветра, которые сильно влияют на аэродинамические свойства болидов, особенно в высокоскоростных поворотах. Гонщикам приходится приспосабливаться под погодные условия и даже иногда слегка корректировать свой стиль управления болидом. Умным головам приходится думать и над другими вещами, например, над настройкой подвески. Чтобы болид был чутким в руках гонщиков, передок машины настраивается пожестче, в то время как задняя подвеска должна быть мягче, позволяя, таким образом, улучшить сцепление с трассой при выходе из поворотов.
Главной проблемой, как обычно, будут обгоны. На «Сильверстоуне» короткие зоны торможения, поэтому опередить соперника будет очень непросто. Предпочтительными местами для атаки будут зоны перед Stowe, Club и Abbey, а пилоту, идущему позади, будет важно зацепиться за воздушный поток соперника, иначе ничего не получится.
С тактикой на этой трассе особо не шутят. Стандартные две остановки не должны поменяться и в этом году – если, конечно, стратеги «Ред Булл» не продолжат целенаправленно портить гонки своему лидеру Себастьяну Феттелю. По расчетам команд, если топлива будет залито больше нормы на два круга, болид начнет терять на каждом из них по 0,2 секунды.
В общем, после квалификации у пилотов будет одна надежда – на погоду. Однако в эти выходные над Сильверстоуном хоть и будут ходить тучи, но, говорят, дождя они не прольют. Это значит, что стартовая позиция будет иметь важное значение. Вероятно, для всех, за исключением Дженсона Баттона. Соперники у него, похоже, те же. Рубенс Баррикелло уже давно рвет на себе тельняшку, обещая расправиться с напарником на его земле, болиды «Ред Булл» и «Тойота» в этом году традиционно сильны на трассах со скоростными поворотами, поэтому можно ожидать, что эти команды постараются навязать борьбу. В то же время Росс Браун дал соперникам ясно понять, что его команда точно знает, в каких компонентах их болид уступает соперникам, и именно в этих областях шла доработка BGP001.
Слова Кими Райкконена о том, что «Феррари» медленно, но верно развивает F60 можно расценивать двояко: с одной стороны гонщик отметил, чтобы на Скудерию в этот раз особо не рассчитывали, но с другой – команда сделала работу над ошибками после Гран-при Турции и подготовила ряд новинок. Может быть «Феррари», все еще рано списывать со счетов? Вероятно, болельщикам алых хочется в это верить.
Остальным придется, как всегда, сложно. «Макларен» не привезет в Сильверстоун ничего фундаментально важного, «Рено» хоть и надеется на прогресс, но в команде точно знают, что до подиумов сейчас не добраться, а «БМВ-Заубер» тоже не сможет сделать гигантский скачок в развитии.
В общем, фавориты те же. Остается лишь надеяться, что истерзанные конфликтом ФИА и ФОТА души болельщиков, все-таки увидят что-то неожиданное и захватывающее на трассе, которая в последний раз встречается с «Формулой-1». Было бы неплохо.
Люблю эту трассу. А вот Донингтон больше знаков по автосимуляторам. И они чтото не внушают оптимизма...