5 мин.

В китайских традициях

Как подъехать

В ежегодных пресс-релизах перед Гран-при Китая один, а то и несколько гонщиков помимо тщательно заученной похвалы создателям трассы обязательно упоминают страшные минуты своей жизни, связанные с подъездом к автодрому «Шанхай Интернэшнл». Скоростное движение на автострадах крупных азиатских городов часто сопровождается длинными пробками и неожиданными авариями, поэтому пилотам «Формулы-1» даже запрещают брать машины напрокат и ехать к трассе самостоятельно – только в компании с личным водителем.

«В прошлом году ночью на автостраде неожиданно возникла пробка, и мы угодили в аварию. Даже не успели затормозить. К счастью, никто не пострадал», – поделился воспоминаниями Ник Хайдфельд.

Есть и другой способ добраться до трассы: из международного аэропорта ходит поезд на магнитной подушке. Он куда безопаснее и интереснее, чем традиционные виды транспорта.

Антураж

Тем, кто сумеет добраться до места назначения, открывается весьма интересное зрелище. Как и все новомодные автодромы, «Шанхай Интернэшнл» был спроектирован немецким архитектором Германом Тильке и обошелся организаторам в очень приличную сумму в 450 млн долларов. До разбрасывающихся деньгами арабских шейхов китайцам все-таки далеко, но следует отметить, что внешний антураж автодрома в Шанхае впечатляет.

Тильке уже давно известен тем, что создает «интерфейс» трассы, основываясь на местной культуре, архитектуре и традициях. Поэтому даже изначально весьма неказистая заболоченная местность недалеко от мегаполиса в итоге приобрела монументальность и величественность, свойственную древней цивилизации.

Впрочем, у каждого имеется собственное мнение насчет подобной красоты. Известный журналист Джо Савард так охарактеризовал творческую задумку архитектора: «Когда Герман Тильке проектировал паддок, у него явно был плохой день. Там невозможно кого-либо найти – сплошной лабиринт из тропинок и мостиков между островками на искусственном водоеме. На этих островах расположены различные постройки для команд. И все выглядит так, будто вокруг сплошные джунгли – это еще больше усложняет задачу. Потребуется несколько дней, чтобы найти нужного человека. Как раз к этому моменту гонка и закончится».

Что на трассе

Впрочем, внешним антуражем впечатления от автодрома не ограничиваются. С точки зрения пилотажа трасса имеет ряд довольно интересных мест, и особенно коварным считается первый поворот – именно в нем начал свои веселые приключения в 2004 году Михаэль Шумахер, запоров единственную квалификационную попытку. Вкратце этот вираж можно охарактеризовать как улучшенную версию первого поворота «Сепанга» – такой же лихо закрученный изгиб, который, правда, никак не хочет заканчиваться. Пилоты входят в него после жесткого торможения с седьмой передачи и пока преодолевают вираж, все поворачивают и поворачивают вправо, при этом не забывая сбавлять скорость. Наконец, после почти полного разворота на 360 градусов, вираж резко выворачивает в другую сторону, и болиды устремляются к целому ряду стандартных для таких трасс медленных, быстрых и среднескоростных поворотов.

Еще одно интересное место – начало задней прямой, которая тянется свыше километра. Там расположен тринадцатый поворот, выполненный в виде небольшого бэнкинга, пусть и не такого, как на американских овалах, но тем не менее довольно редко встречающегося в наши дни. Вход и выход из бэнкинга крайне важен для пилотов, так как при малейшей ошибке можно подпустить соперника слишком близко и позволить тому обогнать себя на длинной прямой, заканчивающейся традиционной для трасс Тильке шпилькой.

Стратегии

Больших экспериментаторов «Шанхай Интернэшнл» не любит. В этом году особенно. Если еще в прошлом сезоне Тимо Глок сумел за счет одной остановки в боксах въехать в очковую зону, то на этот раз стараниями ФИА и «Бриджстоуна», приготовившего ультрамягкие и средние покрышки, гонщикам лучше придерживаться традиционной тактики с двумя или тремя пит-стопами. По расчетам команд, опциональный компаунд в сочетании с очень абразивным асфальтом доведут резину до крайне непригодного состояния буквально за пять кругов. При этом не важно, какая будет температура: даже если будет прохладно, гонщики не смогут как следует прогревать покрышки, а значит, увеличится и их износ вследствие избыточной поворачиваемости болидов.

Кстати, синоптики как раз не обещают высоких температур, что в совокупности с погодой в регионе – весной она изменчива и дождлива – вызывает определенный интерес у телезрителей и головную боль у стратегов команд.

С настройками болидов дело также обстоит непросто. Если машина будет стремиться к недостаточной поворачиваемости, пилот будет терять много времени в поворотах. Избыточная же приведет к чрезмерному износу шин и крайне нестабильному поведению в поворотах вроде первого, где даже болид с нормальным балансом тяготеет к сносу задней оси. В общем, идеальный баланс как никогда актуален.

Чего ждать от гонки

Легализация двойных диффузоров оставила неизменной расстановку сил на китайский гоночный уик-энд. Теперь уже вряд ли кто-то удивится, если за победу снова поведут борьбу пилоты «Брауна» Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, гонщики «Тойоты» Тимо Глок и Ярно Трулли, а также Нико Росберг из «Уильямса». Уникальный RB5 Эдриана Ньюи в руках Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера также может блеснуть. Но и остальные команды, разумеется, никто со счетов не списывает: «Феррари» обязательно постарается реабилитироваться за неудачный старт сезона, «Макларен» грозится привезти первый вариант двойного днища для MP4-24, что потенциально обещает улучшение результатов «серебряных стрел», в «БМВ-Заубере» намекают, что в Шанхае им значительно поможет KERS, а «Рено» совершенствует R29 не только от гонки к гонке, но даже от заезда к заезду.

Конечно, не все из перечисленных конюшен выстрелят в гонке или доберутся до финиша в очковой зоне, но, в отличие от прошлых лет, сегодня этапы стали более непредсказуемыми. Впрочем, когда ждешь интересных Гран-при, они, как на зло, проходят пресно. Только почему-то на этот раз возникает ощущение, что в эти выходные болельщики вряд ли будут скучать.