5 мин.

Дуэль на фоне Фудзи

Собственно, даже в ясный солнечный день рассматривать на автодроме «Фудзи» нечего. Да, это уже не та убогая и опасная трасса, которая принимала Большие призы в 1976-1977 годах, не тот трек, состоявший из длиннющей прямой и трех гигантских скоростных виражей, по форме напоминавших коровье вымя. В 1977-м здесь лишились жизни стюард и фотограф, на которых рухнула «Феррари» Жиля Вильнева, взлетевшая как на трамплине на шестиколесном «Тиррелле» Ронни Петерсона. Спустя 30 лет трассу облагородили, участок между первым и последним поворотами лишился анатомических ассоциаций и стал похож на нормальный автодром. Правда, самый заурядный. Гонщики не спешат петь ему осанну, и на фоне принимавшей японский Большой приз 20 лет кряду «Сузуки» – трассы, пропитанной скоростью, борьбой и легендами – «Фудзи» смотрится убого.

Справедливости ради стоит сказать, что местная 1,5-километровая прямая старт-финиш – самая длинная для всех трасс нынешней «Ф-1». В ее начале и конце располагаются самые подходящие для обгонов места. В первом случае неуверенный выход из последнего поворота может стоить гонщику позиции, во втором скорости падают с 300 до 100 км/ч, что дает возможность воспользоваться ошибкой соперника на торможении. Однако как обстоит дело с обгонами на фоне Фудзиямы, мы узнаем только в воскресенье – в прошлом году недостатка борьбы колесо в колесо не было, но отчаянные погодные условия делают возможными обгоны даже в Монако.

Пожалуй, единственная проблема с настройками, которую предстоит решать командам – поиск компромисса в аэродинамической загрузке на скоростном участке, включающем прямую и скоростные повороты 100R и 300R, и медленном третьем секторе трассы. Этот кусок дистанции проходится в основном на второй-третьей передаче, так что ключевое значение в отсутствие серьезной прижимной силы приобретают механическое сцепление и хорошая разгонная динамика машин. С механическим сцеплением особых проблем не должно возникнуть, поскольку асфальт на «Фудзи» однообразно ровный, а «Бриджстоун» снабдит команды средним и мягкими составами покрышек. А вот со вторым условием все не так просто. Трасса расположена на высоте около 570 метров над уровнем моря, и непривычно низкое атмосферное давление может внести неожиданные коррективы в работу двигателя.

Главная интрига гонки, похоже, неизменна как окружающие автодром пейзажи. Все три состоявшихся здесь Гран-при «Ф-1» были эпизодами в дуэли «Феррари» и «Макларена», причем, в 1976 и 2007 годах результаты гонки самым прямым образом влияли на исход чемпионата. Но если в прошлом октябре за титул дрались четыре бравых мушкетера – Льюис Хэмилтон, Фелипе Масса, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен, то 32 года назад претендентов было в два раза меньше.

Та дуэль могла и не состоятся, не попади лидер «Феррари» Ники Лауда в аварию на «Нюрбругринге». Тяжелейшие ожоги, из-за которых австриец не просто временно выбыл из чемпионата, но балансировал на грани жизни и смерти, позволили приблизиться к нему в зачете первенства Джеймсу Ханту из «Макларена» – к последней гонке чемпионата на трассе «Фудзи» преимущество Лауды сократилось до трех очков. В нормальных условиях Ники, скорее всего, без проблем защитил бы титул, но ливень и туман сделали условия соревнований невыносимыми. Гонщики просили отложить старт, но Берни Экклстоун и организаторы гонки не пожелали срывать заключенный с телевизионщиками контракт на прямую трансляцию – Большой приз должен был состояться при любой погоде.

Старт уверенно выиграл Хант, а Лауда свернул в боксы уже после первого круга. Руководство команды намеревалось сообщить публике, что австриец сошел из-за неисправного мотора, но Ники попросил не скрывать истинных причин отказа от борьбы. Трусостью Лауда свой поступок не считал: не для того он выжил в огне «Зеленого ада», чтобы утонуть в Японии. Хант, между тем, все дальше отрывался от преследователей. Однако дождь прекратился, и гонщики полностью просушили траекторию. Механики отчаянно сигнализировали Джеймсу о необходимости срочно сменить «мокрые» покрышки, но тот продолжал «поджаривать» свою резину с протектором. За несколько кругов до финиша задние шины истерлись чуть ли не до дыр, и 27-секундный пит-стоп (весьма неплохо по тем временам) отбросил Ханта на пятое место. Оставшуюся часть дистанции британец провел в безумном темпе. Отчаянные обгоны вывели его на желанную третью позициию: «Тиррелл» Депайе был повержен за доли секунды до взмаха клетчатого флага. «Король Джеймс Первый», – живописали подвиг соотечественника английские газеты.

В 2007-м ситуация была похожей: провал «Феррари» и фантастический пилотаж Хэмилтона. Вот только до финиша чемпионата оставалось еще две гонки и Райкконен помешал британцу стать Льюисом Первым. 12 очков преимущества молодого пилота «Макларена» растаяли как японский туман, а 17 очков отставания Кими превратились в титул чемпиона.

Теоретически ситуация может повториться и в этот раз. Если финн выиграет, британец не наберет очков, а Масса финиширует не выше третьего места, то проигрыш Райкконена лидеру зачета сократится до все тех же 17 очков. Правда, в это верится с трудом. Кими не выигрывал с весны, а очков не набирал с августа. Скорее, впервые за триста лет проснется вулкан Фудзияма. Но, с другой стороны, Льюис не горит желанием повторить свой прошлогодний подвиг. Гонка в Сингапуре показала, что «Макларен» решил завоевать титул без лишних проблем, и Хэмилтон меньше всего захочет лезть на рожон.

Это дает шанс Фелипе Массе стать первым после Сенны бразильским королем Больших призов. Помешать ему могут только нехватка хладнокровия в ответственный момент и… собственный напарник, который никак не может смириться с новой ролью второго пилота. «Я знаю, чего ждет от меня команда, но все же хочу добиться успеха в Фудзи», – заявил он накануне. А вот «маклареновский» финн Хейкки Ковалайнен более покладист и точно подсобит коллеге. Если, конечно, это у него получится. Располагая одной из лучших машин чемпионата, он все не может прервать полосу неудач. Впрочем, «Фудзи» – подходящее для этого место. Год назад Хейкки пришел здесь к финишу вторым, что было лучшим на тот момент его достижением в «Ф-1». С интересом ожидается и выступление «Рено». «Фудзи Интернэшнл Спидвей», конечно, не Сингапур, но Алонсо от этого хуже ездить не станет. Его шансы многократно увеличил бы дождь, однако синоптики в этот раз его не обещают. Но что такое прогноз погоды по сравнению с непредсказуемостью горного климата? Если в воскресенье муссонные массы воздуха вновь натолкнутся на Японские Альпы, то все вышеприведенные построения рухнут как домик из карт ханафаду. Тогда точно жди на верхней ступеньке подиума какого-нибудь Себастьяна Феттеля.