5 мин.

Триумфы и трагедии Королевского парка

Говорят, что идея конфигурации «Аутодромо Национале» посетила его архитектора Альфредо Россетти, когда тот положил рядом схемы автодромов в Ле-Мане и Индианаполисе. Так это или нет, проверить уже невозможно, с уверенностью можно сказать одно – гоночной славы у Монцы никак не меньше чем у вышеупомянутых трасс. Старые деревья Королевского парка, на территории которого построен трек, были свидетелями великих успехов и страшных потрясений в истории Больших призов, они помнят, как рождались и гибли чемпионы.

Хотя скопированная со «Старой кирпичницы» часть давно уже не используется, и профилированные виражи, занесенные упавшей листвой, медленно разрушает время, «Аутодромо» остается самой скоростной трассой чемпионата «Формулы-1». Несмотря на то, что с изменениями в техническом регламенте скорости несколько упали, минимум трижды на круге болиды разгоняются до отметки в 340 км/ч.

Одно из таких мест расположено перед входом на легендарную «Параболику», стремительный 180-градусный вираж, выводящий на прямую старт-финиш. Именно на этом отрезке чаще всего происходят обгоны: пилоты стараются максимально, рискуя вылетом, затянуть торможение в повороте, чтобы, сев в «воздушный мешок» машины соперника, при выходе на прямую еще раз разогнаться до максимальной скорости и выйти вперед. В этом году с запретом трэкшн-контроля маневры обещают быть еще более зрелищными, ведь опасность срыва в занос в «Параболике» значительно возросла.

Сражения колесо в колесо на выходе на стартовую прямую – часть истории Монцы. Многие помнят, что именно здесь в 1971 году был зафиксирован самый плотный финиш в истории чемпионата: «БРМ» победителя Питера Гетина от занявшего второе место «Марч» Ронни Петерсона отделила всего одна сотая секунды, причем первые пять машин уместились в 0,61. Однако не менее фееричной оказалась развязка гонки, которая состоялась двумя годами ранее. На последнем круге плотная группа, в которую входили Джеки Стюарт, Йохен Риндт, Жан-Пьер Бельтуаз и Брюс Мак-Ларен почти одновременно влетела в «Параболику». На входе вперед вырвался Риндт, в середине виража быстрейшим был Бельтуаз, а с разгоном на стартовой прямой лучше всех управился Стюарт. На финише всех четверых разделили микроскопические 0,19 секунды.

Странным образом этот плотный финиш спровоцировал Йохена Риндта год спустя пойти на очень серьезный риск. Хотя аэродинамика уже стала неотъемлемой частью «Ф-1», недовольный скоростью в пятничной квалификации Йохен предпочел снять с болида все антикрылья, ведь в прошлом сезоне он поступил точно также и едва не выиграл гонку у «крылатых» машин. Австрийца не смутил тот факт, что его команда «Лотус» выставила революционную клиновидную 72-ю модель, которая становилась неуправляемой в поворотах без дополнительных аэродинамических элементов. …На субботней тренировке золотисто-красный болид Риндта понесло прямо на стальное ограждение «Параболики». Жуткий удар втиснул гонщика в кокпит так, что горло Йохена оказалось перебитым поясным ремнем, а из снесенного носа «Лотуса» виднелись босые ноги пилота. И все же Йохен, уверенно лидировавший в зачете первенства, стал первым и последним в истории «Ф-1» чемпионом, титулованным посмертно.

Однако тенденция максимально уменьшать аэродинамическую нагрузку на машину в Монце существует и в наши дни. Чтобы снизить лобовое сопротивление, команды снимают многие части обвеса вроде дополнительных крылышек и используют упрощенные схемы основных антикрыльев, дефлекторов и боковых понтонов.

Монца относится к тем типам трасс, где есть не только экстремальные разгоны, но и экстремальные торможения. Взять, например, первый после стартовой прямой поворот «Реттифильо», где скорость падает с 340 до 100 км/ч, либо знаменитую пару виражей «Лесмо», где педаль тормоза также выжимается до отказа. Не меньшая проблема в этих и подобных им поворотах – высокие поребрики, агрессивная атака которых (без нее не покажешь хорошего времени) требует особых настроек подвески.

Не меньшие требования предъявляет «Аутодромо Национале» и к резине. В прошлом сезоне, шинники из «Бриджстоуна» столкнулись с быстрым износом покрышек в скоростных «тягунах» типа «Параболики», поэтому в этом году они привезли в Италию два самых жестких состава. Тут бы самое время напомнить, что в теплых условиях итальянской осени «медиум» и «хард» дадут вполне приемлемое сцепление с трассой, однако климат преподнес сюрприз, пригнав в Ломбардию циклон. Как поведут себя болиды современной «Ф-1» на мокром покрытии Монцы сказать трудно – последний Гран-при Италии прошел под дождем в 1981 году.

Не менее сложно предсказать и результаты воскресных соревнований. Традиционно «Макларены» превосходно чувствуют себя в крутых шиканах с высокими поребриками, а «Феррари» в скоростных виражах, но итальянская трасса удачно сочетает и то, и другое. Немаловажно тот факт, что на тестах в Монце двухнедельной давности лучшее время осталось за Хэмилтоном. Кроме того, в Бельгии мы еще раз убедились, что прохладные погодные условия дают ощутимое преимущество «серебряным стрелам».

Ни один из претендентов на титул не добивался в Монце успеха – лучшим результатом Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена было второе место, а Фелипе Масса и вовсе ни разу не финишировал здесь в очках. Всем троим есть, что сказать миру. Хэмилтону – что, хотя его и лишили победы в Спа, он сможет завоевать титул и без этих четырех очков. Массе – что подаренная судьями победа в Бельгии случайной не была. Ну, а Райкконену вообще терять уже нечего. Следует, однако, отметить, что на стороне Льюиса небольшое психологическое преимущество в виде воспоминаний об оплеухе, которую он отвесил финну в прошлом году, с помощью красивейшего маневра обставив того в борьбе за вторую ступень подиума.

Однако может статься и так, что победит пилот с польской или немецкой фамилией – речь, конечно, о пилотах «БМВ» Роберте Кубице и Нике Хайдфельде. Все говорит о том, что немецкие болиды будут быстры в Италии. Кроме того, Роберт стал здесь автором сенсации в 2006 году, всего в третьей гонке в своей карьере приехав к соответствующему третьему месту.

Ну и, возможно, будет повод для радости и у многочисленной армии фанатов «Форс-Индии». Упомянутые тесты в Монце прошли для подчиненных Виджая Малльи очень неплохо, а сложности с настройками могут также сыграть им на руку. Ведь чем меньше аэродинамических элементов на машинах соперников, тем меньше их преимущество над «Форс-Индией», не так ли?