4 мин.

Звездные войны с газом и тормозом

ЭПИЗОД 1

Следуя хронологии событий, анализ следует начать с блокировки пилотами «Макларена» совершавших быстрые круги Ника Хайдфельда и Фернандо Алонсо. Несколько раз просмотрев видеозаписи и материалы, выложенные в сети YouTube, волей-неволей приходишь к выводу, что в полном смысле слова действия Льюиса Хэмильтона и Хейкки Ковалайнена под общепринятый смысл термина «блокировка» (та, за которую обычно наказывают штрафом с потерей мест на стартовой решетке) не попадают. Британец и финн, замедлившись после пересечения линии старта и финиша, прижались к обочине трека, невольно создав импровизированный «коридор» для мчавшихся следом соперников. Справедливости ради отметим, что, собственно, в том промежутке и находилась если не идеальная, то близкая к ней траектория для прохождения связки поворотов, перед которой возник инцидент. Для пущей убедительности призываем читателей обратить внимание на движение болида «БМВ-Заубер» Хайдфельда: по всем внешним признакам Ник, обнаружив неожиданно возникшую на пути помеху, даже не убрал ногу с педали газа! Аналогичным образом поступил и испанец, правда, ему было проще, поскольку двукратный чемпион мира элементарно следовал в кильватере немца.

Казалось бы, претензий могло не возникнуть (и думается, не прими стюарды пару спорных решений в Австралии, потребовавших в Малайзии доказательств последовательности их действий, «серебряные» отделались бы устным внушением), однако на беду уокингцев на свет были извлечены записи с видеокамер, установленных на воздухозаборниках машин пострадавших. На пленке отчетливо видно, как Ник и Фернандо делают несколько резких движений рулем, едва сквозь визор различая очертания МР4-23. Было ли это чисто рефлекторным решением, или пилоты осознанно попытались перестраховаться, посчитав, что гоночная траектория перекрыта, и изменить маршрут, – нынче уже не важно. Потеря сотых секунды (именно здесь, в начальной фазе выхода к связке виражей, а не при обгоне, как пытался доказать всем «свидетель» Роберт Кубица) действительно имела место, несмотря на то, что оба гонщика вернулись на верный путь и продолжили быстрый круг уже через мгновение.

Хочется верить, что внесение изменений в формат третьего сегмента квалификации, о которых заговорили сразу после инцидента Марио Тайссен и Норберт Хауг, исключит повторение подобных событий и регламентирует движение гонщиков в заключительные секунды квалификации.

ЭПИЗОД 2

Второй казус, требующий расследования, случился в воскресенье на 30-м круге. Да простят нас за налет цинизма поклонники Скудерии, но, думается, это был самый яркий обгон на Гран-при – задняя часть болида Фелипе Массы обогнала переднюю часть F2008… Если же говорить серьезно, то бразилец второй этап подряд продемонстрировал собственную несостоятельность в пилотировании машины без помощи электронных помощников. Даже если сделать скидку на недостаточное механическое сцепление покрышек с трассой и 15-круговую изношенность жесткого компаунда, человеческий фактор, как главную причину схода, игнорировать невозможно. Причину вылета сам южноамериканец внятно объяснить не смог – пробурчал лишь нечто невразумительное о нестабильном поведении задка и трудностях при сносах машины на недавно перестеленных участках автодрома. И это после блестяще проведенной квалификации, уверенного старта и высокого темпа в период лидирования, когда даже намека на неадекватную работу машины не просматривалось!

Как кажется, Масса во многом повторил мельбурнскую ошибку, перестаравшись на прогазовке в связке правых поворотов. Грамотно оттормозившись на седьмом вираже, апекс восьмого Масса штурмовал с гусарской лихостью. То ли решил сэкономить время и без энергозатрат выйти на шедшую следом прямую во всеоружии, то ли поверил, что стратегия прохождения виражей везде одинакова. Однако, взяв с места в карьер, он элементарно «проспал» точку торможения и неосмотрительно жестко ударил по педали брэйкинга. Мало того, что желаемого эффекта не добился – к тому моменту отозвавшийся на первичное движения руля задний мост уже сорвался в небольшой занос, – так еще и усугубил положение, напрочь заблокировав переднюю ось. Откровенно признаться, на что рассчитывал гонщик, проводя маневры в описанной последовательности, непонятно. Равно как сложно сказать, пересматривал ли Фелипе предыдущий Гран-при в целом и собственную аварию в частности – в Альберт-парке трудности прогазовки также вышли гонщику боком.

ЭПИЗОД 3

Стиль вождения Льюиса Хэмилтона уже становился темой наших исследований, однако в Куала-Лумпуре вновь появился повод вернуться к делам давно минувших дней. Каждый раз, сталкиваясь с необходимостью оттормаживаться в конце длинной прямой, британец нещадно нагружал переднюю ось, бесстыдно мучая левое колесо. Степень износа покрышки просто ужасала, поскольку попавшая под чрезмерные перегрузки подвеска не выдерживала испытаний блокировкой. Прекрасно осознавая, что на том участке трека практически у всех пилотов возникали трудности (особо мучались «Уильямсы» и «Ред Буллы»), не можем не заметить – для островитянина на данном отрезке трассы потеря времени была наиболее актуальна. Если заметили, на последних кругах, в момент преследования Ярно Трулли в стиле «пан или пропал», именно на торможениях итальянец отрывался от соперника, сохраняя в безопасности позицию. К тому же с увеличением степени износа шин Хэмилтону приходилось на порядок активнее работать рулем, чтобы удержаться на идеальной траектории. С учетом проблем с балансом кара, делать это было крайне сложно.

К чести Льюиса, он не стал отрицать собственные ошибки. Уже после квалификации гонщик отметил, что в среднескоростных поворотах и на резких торможениях действовал не лучшим образом. И даже пообещал исправиться. Интересно, сдержит ли вице-чемпион мира слово?