3 мин.

Старая песня о главном

Формально возраст отечественного автоспорта насчитывает больше сотни лет. Нынче мало кто помнит о команде «Руссо-Балт», с 1904 года ковавшую для родины гоночную славу, да о Гран-при России, состоявшимся под Питером в 1914-м при непосредственном протежировании и содействии Николая II. Однако с тех пор немало воды утекло, а возродить славные традиции в каком-либо формате все было как-то недосуг.

Первые глобальные попытки по созданию серьезного состязательного проекта имели место после Олимпиады-80, когда «вдохновленные успехом главных игр четырехлетия» спортивные энтузиасты предложили руководству СССР и лично ее генсеку Леониду Брежневу «приютить» один из этапов чемпионата мира по автогонкам. Благо в то же время хозяин Больших призов Берни Экклстоун всерьез задумался о расширении географии первенства, поставив целью «внедрить» какой-либо из Гран-при за «железный занавес» – в списке возможных хозяев фигурировали КНР, Югославия и Советский Союз. Первоначальный энтузиазм «дорогого Леонида Ильича» быстро сошел на нет (с введением в строй объекта пришлось бы разруливать уйму сложнейших вопросов политического и экономического толка): дальше сотрясания воздуха дело не пошло. Конкуренты же в шапку не спали: стараниями Томаса Рохоного супремо «Ф-1» обратил взор на Венгрию, после чего 10 сентября 1985 года был подписан контракт. Стартовавшее через месяц строительство закончилось в августе 1986-го – на месте картофельного поля вырос красавец «Хунгароринг».

В начале 90-х лихорадка «Ф-1», захлестнувшая Россию с началом трансляций гонок на федеральных каналах, стала своеобразным дождем, способствовавшим появлению проектов по возведению многофункциональных комплексов с расчетом на проведение «королевского» этапа. Планов была уйма: от экономно-прагматичных до роскошно-утопичных. Президент ФИА Макс Мосли в одном из интервью обмолвился: мол, в главный офис Ассоциации за неполные десять лет поступило больше 20 (!) заявок из России. Хлебосольную жизнь Большому Цирку обещали Тула (ливанский спонсор, обещавший материальную поддержку проекта, отказался от дотаций), Ярославль (в ходе разработки проекта разорилась фирма-организатор), Калининград (строительство заморожено в начальной стадии из-за нехватки средств). Даже столичные мегаполисы в начале XXI века, когда Большого Берни вновь обуяло желание открывать новые горизонты, приняли участие в тендере, представив несколько вариантов. Самым обсуждаемым из последних оказался проект строительства трассы в Нагатинской пойме Москвы-реки. Увы, пока землемеры осматривали достопримечательности промышленной зоны (читай – свалки шлака) и оценивали рентабельность работ, мэрия в который раз перекраивала бюджет, словно тришкин кафтан, пробуя изыскать средства на оплату первого шага, вакантное место в календаре Больших призов опять заняли более проворные соперники. Янычары в максимально сжатые сроки возвели спортивный комплекс «Курткой» на клочке гористого участка в районе Тузлы – азиатской части Стамбула.

Наконец, в 2007-м свершилось локальное чудо: площадь, отведенная под строительство автодрома постановлением Юрия Лужкова еще в декабре 2003-го (!), наконец-то будет использована по назначению. Ради прокладки трассы, способной в течение года становиться хозяйкой гоночных состязаний различного рода (в том числе – раз в год на протяжении четырех дней принимать по 110 тысяч человек на этапе «Ф-1«), будет снесена деревня Черкизово и сопутствующие ей объекты, за исключением храма. План комплекса замысловат. В инсайд-зоне, кроме само собой разумеющихся технических помещений и паркингов предполагается наличие боксов, здания управления гонкой, VIP-мест, госпиталя, пресс-офиса да пары вертолетных площадок. Снаружи расположится сеть развлекательных заведений: парк аттракционов, музей редких автомобилей, ряд торгово-выставочных павильонов, ресторанов, бизнес-центров и тому подобных атрибутов. В придачу будет проложена трасса для картинга со всеми сопутствующими заведениями обслуживания.

Не откажется ли Берни от проекта по собственной инициативе? Вряд ли. Во-первых, запрет на рекламу табака, сердобольно карающуюся в Западной Европе, в России можно аккуратно обойти. Значит, солидные суммы наверняка утяжелят карманы владельца Большого Цирка. Во-вторых, по волне туристской отдачи московский Гран-при наверняка станет в один ряд с ведущими этапами. Не секрет, что многие трассы нынче работают в убыточном режиме (именно поэтому простились с Сан-Марино, поочередно допускают «Хоккенхаймринг» и «Нюрбургринг», все чаще говорят о прощании с Францией), тогда как отечественный этап наверняка привлечет болельщиков из Беларуси, Украины, Финляндии и не позволит трибунам зиять проплешинами, как это было в США или Бельгии.

Плюс не забудем о фанатизме Экклстоуна: идея проведения гонки на Красной площади (или хотя бы в отдаленном соседстве с ней) преследует владельца Больших призов уже несколько десятков лет. А вот отечественному головотяпству вполне по силам повторить ошибки прошлых лет и надолго заморозить строительство. Уже сейчас возникает дежа-вю. Инвестор для российской «Формулы-1» будет подобран по результатам тендера. При этом часть расходов собирается взять на себя государство. Где-то это уже проходили, и не раз – последним реальным спонсором автогонок в России был Николай II…