Трэкшн и экшн
Впервые систему автоматического контроля пробуксовывания колес представил «Мерседес-Бенц» в далеком 1971 году, когда оборудовал эксклюзивную модель «Бьюика» электронным пакетом, отвечавшим за контроль распределения крутящего момента колес при помощи регулировки оборотов двигателя. Инновация пришлась по душе любителям быстрой езды, после чего получила широкое распространение в гражданском автомобилестроении. В технологию Больших призов изобретение вписалось с капитальным «опозданием» – скудерия взяла на вооружение хитроумный механизм лишь в 1990-м. В дальнейшем примочка то впадала в немилость (мол, без дополнительного оборудования зрелищность состязания станет выше), то получала индульгенцию (легализовать ТК было проще, нежели каждый этап отслеживать и пресекать использование запрещенного «препарата»). 59-й чемпионат мира станет очередным лепестком в ромашке «можно-нельзя», от гадания на которой, собственно, и зависит судьба трэкшн-контроля.
Для начала определимся с назначением системы и принципом ее функционирования. Если говорить максимально упрощенно, ТК предназначен для предотвращения потери тяги при помощи контроля за пробуксовкой ведущих колес. Благодаря сенсорам идет онлайн-слежение за скоростью вращения колес, и стоит хотя бы одному из последних начать обгонять «коллег», как электронный комплекс вычисляет оптимальный вариант восстановления состояния и приводит в действие соответствующий регулирующий механизм (снижает мощность либо отключает один из цилиндров, блокирует колесо, перекрывает дроссель и т.д.). Естественно, подобные манипуляции при совершении ошибки – чрезмерном втоплении педали газа либо неплавном переходе в игре педалями – позволяют сохранить резину от деструкции, а также предотвратить вылеты с трека в условиях соревнований на сыром или влажном асфальте. Заодно регулируется сцепление болида с трассой: продольное – при разгоне на прямых, поперечное – при работе компаунда на поворотах (отражается на поведении машины при атаках виражей). ТК серьезно облегчает жизнь многим гонщикам, ведь даже при превосходной настройке кара и нахождении идеального весового баланса вызванная «человеческим фактором» пробуксовка способна не только загубить быстрый круг, но и вовсе оставить спортсмена вне Гран-при.
Чаще всего ошибки случаются на разгонах при выходе из поворотов. Если помарка имела место, слышен характерный звук, похожий на пулеметную очередь, – это значит, что электронная система «вырубила» один из цилиндров для восстановления синхронной работы колес. «В каждой точке трассы идет непрерывный замер скорости машины, – поясняет Деннис Шевье, глава операционного подразделения команды «Рено». – Он происходит при помощи датчиков, установленных на колесах. При нестыковке в показателях больше 103 процентов в дело вступает ТК, дабы привести к общему знаменателю «спешащий» элемент, грозящий пробуксовкой. Хотя порой трэкшн вступает в дело при двух- или однопроцентном несовпадении. Все зависит от особенностей автодрома».
Из представителей пелетона, в прошлом сезоне колесивших по просторам королевских трасс, отмена ТК, на наш взгляд, больнее всего ударит по молодой поросли – Кадзуки Накаджиме, Роберту Кубице, Льюису Хэмилтону. Пара последних отличается приверженностью к жестким поздним торможениям при входе в поворот и последующему агрессивному разгону. Для британца пробуксовка вовсе может стать непрекращающейся головной болью. Процент износа компаунда, вызванный «рваной» манерой вождения – оттянутый брэйкинг с последующим открытием газа на пике виража, – скорее всего, подскочит на порядок. Ведь в «угадайке» при поиске поздних точек торможения гонщик «Макларена» нередко ошибается, из-за чего в равной степени страдает резина как передней, так и задней оси. Единственная возможность нивелировать дефицит упущенных секунд – оперативный набор скорости при разгоне (читай – как можно быстрейший выход на троттлинг). Лучшей предпосылки к пробуксовке придумать, пожалуй, нельзя…
Со схожими проблемами столкнется поляк. У Роберта маневры вовсе инстинктивные: почувствовал момент – втопил ту или иную педаль. Беда в том, что при прохождении скоростных виражей «система» порой дает нешуточные сбои. Представьте, каково будет Кубице вылавливать виляющую машину в связке темповых шпилек?! Тем паче, если на болиде – представим, что дело имеет место в суперпоуле – после дозаправки возникла традиционная проблема избыточной поворачиваемости… Здесь уже простыми рулевыми «выкрутасами» не спасешься!
Из аксакалов гоночного цеха впросак могут угодить Джанкарло Физикелла и Фелипе Масса. Итальянец при всей осторожности и плавности манеры вождения порой теряет контроль над болидом (особенно в ситуациях, когда подвергается атакам или сам старается совершить обгон). В такие моменты картинка с камеры на его машине сопровождается звуковым рядом не хуже, чем в фильмах, посвященных Второй мировой войне. Бразилец ведет себя куда осмотрительней, но в пылу борьбы способен от души нагрузить педаль газа и потерять траекторию движения.
В противовес лихачам обозначим группу пилотов, на которых отмена трэкшна вряд ли отразится. Без сомнения, в гору пойдут дела у Кими Райкконена и Дженсона Баттона. Первому, по утверждениям многих европейских специалистов, имевших возможность воочию наблюдать за прогрессом новоиспеченного чемпиона мира (да и Sports.ru, в свою очередь, также это подмечал), ТК только мешал. Финн едва ли не идеально сочетал балансировку газа и тормоза, заодно рулем виртуозно подчиняя машину собственной воле. При подобном подходе в электронных ограничителях нужда попросту отпадает. Британец недалеко ушел от конкурента: отточенный стиль Джей-Би, при котором на путь к апексу затрачивается минимум усилий, как следствие, позволяет воздержаться не только от лихачеств при разгоне, но и от депрессий по поводу запрета на электронную систему.
Напоследок замолвим пару слов о спортсменах, в равной степени умело работающих как с машинами, оснащенными ТК, так и без оных. «Универсалами» грозят прослыть Фернандо Алонсо, Нико Росберг и Хейкки Ковалайнен. Возможно, после зимних тестов к ним добавятся Ник Хайдфельд и Себастьен Бурдэ. Пилотам этой категории либо не занимать опыта гонок без поддержки антипробуксовочной системы, либо же их талант и знания тонкостей вождения позволяют без тени сомнения полагаться на собственный опыт.
Памоему в Ф1 запрещены системы передающие на правые и левые колеса ведущей оси разные тягу. Т.е. колеса ведущей оси должны быть жестко соединены с ведущим валом. Без всяких там муфт и дифференциалов.
Или не так???
2 Chernov-scuko
«Не в случае с Дмитрием.Пока я не замечал ошибок в его анализах а это значит что так и будет. »
В обеих его статьях (из тех, что я читал, буду рад ссылкам) он утверждает что стиль Льюиса несовершенен настолько, насколько это вообще возможно.
Новый Африканец, у тебя, как у поклонника таланта Кими прошу, дай пожалуйста ссылки на аналитические статьи стиля пилотирования Кими :)
The open differential always applies the same amount of torque to each wheel. (howstuffworks)
In fact, a normal differential always provides equal torque to both driven wheels (unless it is a locking, torque-biasing, or limited slip type). (wikipedia)
Почти уверен что настройки ТС постоянные, то есть автоматически не меняются от поворота к повороту, если только гонщик сам счелкать кнопками не будет перед каждым поворотом.
А равный момент на оба колеса передает как раз закрытый дифф. (locked), а не открытый.
ЗЫ. По моему это 1 коммент Н.Африканца, где не было слова КИМИ))))
ЗЫЫ. Вот за что я «люблю» Дмитрук, так это за то, что она здесь отвечает на вопросы....
В отличае от всеми нами любимого Алексея))
Я имел ввиду не полное отсутствие дифференциала как такового (все-таки без него не передать вращение от мотора к колесам), а устройства позволяющего передавать на разные колеса разную тягу.