Дни зимнего солнца
Когда Макс Ферстаппен отправляется на гонку в Бахрейн (или любую другую), он не задумывается, как его машина доберется туда. Он уверен, что она прибудет в том виде, в каком покинула Милтон-Кейнс.
Сравните это с тем, как это происходило у Денни Халма зимой 1966–1967 годов. Машину надо было погрузить на трейлер, тянуть ее на Ford Zodiac из Суррея в Ливерпуль, чтобы погрузить ее на корабль в Новую Зеландию. Вояж занимал 5 недель, а во время него Халм и его босс, Джек Брэбем, примут участие в гонке в ЮАР 2 января 1967 перед тем, как устремятся в Оклэнд на внезачетную гонку через семь дней. Когда они прибудут на трассу, то Халм будет ошеломлен состоянием машины: «Мы думали, она окажется на берегу на неделю раньше. Когда ее выгрузили с корабля, она была в наихудшем состоянии. Это было невероятно. Вам могло показаться, что ее тянули всю дорогу за лодкой вместо того, чтобы везти на корабле. Да, что-то произошло в доках в Ливерпуле. Понадобилось два дня, чтобы привести машину в порядок».
Джим Кларк в Новой Зеландии в 1967
Халм считал, что ему повезло, ведь машина Брэбема вообще не прибыла в место назначения из-за стачки работников Qantas Airways. В итоге Джек взял машину Денни, а тому досталась машина 1963–1964 годов от частника. И все же нужно как-то оправдать такие мучения ради пары гонок на другом конце света. Tasman Series, гонки в Австралии и Новой Зеландии не входили в зачет чемпионата Формулы 1, но их часто использовали как тестовые сессии, а также как способ привлечения спонсоров и частников, которые захотят приобрести новую технику. Ну и еще можно было насладиться теплом в южном полушарии.
Плюсы были очевидны, и зимой 1966–1967 туда приехала заводская команда Brabham (действующие обладатели Кубка конструкторов), Джим Кларк на Lotus, Джеки Стюарт и Ричард Этвуд на BRM. Третья машина BRM была представлена Пирсом Кариджем и Крисом Ирвином. Кларк выиграл 5 из 8 гонок и выиграл чемпионат, этапы которого были распределены между Австралией и Новой Зеландией.
Джим Кларк выиграл Tasman Series в 1965
Местные болельщики постепенно привыкали видеть лучших гонщиков мира. Но до возникновения Tasman Series все было не так, и никакие усилия не привлекали гонщиков в южное полушарие. В 1953 в Австралии впервые перекрыли улицы города ради гонки – 5-километровую трассу проложили по Альберт-парку в Мельбурне (трасса сильно отличалась от современной). 64-круговую гонку выиграл австралиец Даг Уайтфорд на 4,5 литровом Talbot-Lago, на котором Луи Широн выиграл Гран-При Франции в Реймсе в 1949.
Другие времена, да, но что-то не меняется и сейчас. На Уайтфорда после гонки подали протест. Колонка в Autosport гласила: «Над машиной Уайтфорда во время пит-стопа работало больше трех механиков. За зоной пит-стопов не следили надлежащим образом и не огородили ее, поэтому помогал один из наблюдателей. Если бы он менял колесо даже 10 минут, это не повлияло бы на результат».
Пирс Каридж и Йохен Риндт
Настолько большой отрыв говорит о том, что ничья посторонняя помощь там была не нужна. Британцы Рег Парнелл и Питер Уайтхед захотели принять участие в гонке в Новой Зеландии в 1957, и их дальняя поездка обернулась успехом: они заняли 1 и 2 места и смогли продать свои машины. Эти новости дошли до некоего Бернарда Чарльза Экклстоуна. В 1957 этот продавец из Саффолка купил две машины Connaught на аукционе и отправил их в Новую Зеландию. Экклстоун проинструктировал своих гонщиков Стюарта Льюиса-Эванса и Роя Сальвадори продать машины после гонки. Льюис-Эванс был хорошим гонщиком, но не торговцем – он с радостью позвонил Экклстоуну и сообщил, что хоть такие ненадежные и слабые машины тяжело продать, они смогли отдать их за коллекцию марок. Ответ Берни был коротким и ясным. Машины срочно вернули обратно в Великобританию.
Когда Брэбем, Стирлинг Мосс и Джон Сертис стали регулярными победителями гонок в Австралии и Новой Зеландии, было решено создать Tasman Series, начиная с января 1964. Максимальный объем двигателя был 2,5 литра, что не позволяло европейцам приезжать с более мощными машинами. Но это не остановило Брюса Макларена, который предложил Куперу адаптировать машину Формулы 1 под новый чемпионат. Когда Джон Купер отказался, новозеландец решил сделать все сам, и заложил ядро того, что стало командой McLaren. Стоимость удалось сбить, построив вторую машину для Тимми Мейера, молодого многообещающего американца. Макларен выиграл домашнюю гонку и чемпионат, но случилась трагедия: Мейер погиб во время тренировки на последней гонки в Лонгфорде.
Грэм Хилл впереди Пирса Кариджа и Йохена Риндта в Лейксайде в 1969
7-километровая уличная трасса в Лонгфорде с деревянными мостами, виадуками, железной дорогой и прямой, где можно разогнаться до 250 км/ч выделялась на фоне других. На другом конце спектра, например, был 1,5-километровый трек Левин в Новой Зеландии. А между ними были, например, трасса на летном поле в Уигрэме и временная трасса в Мельбурне, использовавшая ипподром.
В феврале 1968 Макларен писал: «Мы провели несколько дней на озере Таупо, купались, стреляли, ловили рыбу, катались на водных лыжах. Также делали барбекю, но они и близко не дотягивали до тех, что делали родители Криса Эймона в своем доме на берегу. Количество сосисок и стейков было невероятным – ими можно было накормить армию! Я насчитал там 50 человек, и после матча по крикету, запасы еды были уничтожены».
В Tasman Series 1968 года Пирс Каридж заставил говорить о себе. Он все еще не мог обосноваться в Формуле 1, но в итоге он одолжил за 4300 фунтов машину Ф2 McLaren M4A и за столько же смог позволить себе поездку на гонку. Каридж единственный финишировал во всех восьми гонках, избавившись от репутации гонщика, разбивающего машины. Более того, он выиграл дождевую гонку в Лонгфорде – это позволило ему получить контракт с BRM, а затем он смог финишировать на подиуме с Фрэнком Уильямсом. После он смог продать свою M4A и не потратился на транспортировку машины обратно.
Грэм Хилл смог завоевать лишь три победы за все годы участия в Tasman Series
На следующий год Крис Эймон хотел продолжить гоняться перед родной публикой. Энцо Феррари согласился дать ему и Дереку Беллу две машины Ф2 с 2,4-литровыми двигателями V6. Это было идеально для Tasman Series. Но Эймон должен был сам оплатить все путешествие и доставить туда машины. Белл и его механик отправились забирать машины в Маранелло. Дерек рассказал об этом случае в своей биографии: «Случилась драма на итальянской границе. Два растерянных англичанина с транзитным фургоном и трейлером с двумя Ferrari едут в Англию, чтобы оттуда отправиться в Австралию и Новую Зеландию. Таможенники были в сомнениях, и они заставили нас подождать. Шел футбольный матч, и они постоянно убегали, чтобы посмотреть, как там их любимая команда. С точки зрения Ferrari это было простое дело, и они не заморачивались с бумагами. В итоге нас пропустили. После этого вся дорога была прекрасной». Эймон выиграл чемпионат, а Белл стал четвертым позади Йохена Риндта на Lotus и Кариджа на Williams Brabham.
Расширявшийся чемпионат Формулы 1 привел к росту финансовых трат, что влияло на Tasman Series тоже. Стоимость чемпионата для участников (включая дорогу туда) привели к тому, что организаторы предложили альтернативу в виде машин F5000, но к тому времени владельцы команд Ф1 поняли, что овчинка выделки не стоит. Тем более, что приходилось менять 3-литровый двигатель на 2,5-литровый.
Вся эта история закончилась в 1975, но память о плотных и интересных гонках, невероятной атмосфере и о долгой дороге (отдельное приключение каждый раз) на другой край света останется навсегда в истории.
Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за февраль 2023.
Фото: MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях: