Борьба за выживание. История Tyrrell. Часть 4: 1972-1982
Tyrrell выиграли чемпионат 1971, имея в обойме 19 человек. В числе сотрудников были Кен, его жена Нора (секретарь, человек с секундомером, человек, ведущий запись времен кругов), Эрик Бейкер (бухгалтер). Остальные, начиная с Дерека Гарднера (главного конструктора) и до водителя грузовика и механика Робина Коулмена, делали все, чтобы машины команды выиграли 7 из 11 гонок сезона. Последняя победа в Уоткинс-Глен была важна по двум причинам: призовой фонд в 267 тысяч долларов был крупнейшим в Ф1; дебютная победа Франсуа Севера позволила не только выиграть 50 тысяч долларов, но также показала, на что способен француз.
Победная поступь Tyrrell, как казалось, продолжится и в 1972, но в своем пятом сезоне в Формуле 1 команда не сможет соответствовать высоким ожиданиям, которые так легко росли на протяжении предыдущих четырех сезонов. На самом деле, относительно прошлого сезона текущий был настолько плох, что 32-летнего Джеки Стюарта начали списывать со счетов, считая, что свой пик он уже прошел. Шотландец действительно немного сдал, но не из-за возраста.
Победа Стюарта на Гран-При Франции 1972
В календаре было только 12 Гран-При, и Стюарт принял предложение Карла Хааса принять участие в чемпионате CanAm, а также больше участвовать в коммерческих мероприятиях. Кен Тиррелл решил не противиться этому, пока все эти трансатлантические перемещения не станут влиять на выступления шотландца на трассе. Но именно так и случилось. Самый очевидный подтверждающий это эпизод произошел на Гран-При Испании, когда Стюарт допустил разворот на ровном месте без какой-либо на то причины. А затем аналогичная ситуация возникла в Монако в дождь. Да, шины Goodyear, вероятно, были неидеальными, но будучи утомленным, Стюарт понимал, что дело не только в сцеплении с трассой.
Когда у Джеки была диагностирована язва желудка, эффект перегруженного графика шотландца стал очевиден. Пришлось пропустить Гран-При Бельгии. В то же время победа Эмерсона Фиттипальди в Нивеле позволила ему закрепиться на вершине таблицы, что еще раз породило слухи о том, что действующий чемпион намерен завершить карьеру. Стюарт быстро вернулся в форму и знал, что лучший способ доказать всем, что они не правы, это результаты на трассе.
Стюарт за рулем Tyrrell 005
Он выиграл в Франции, был на подиуме в Брэндс-Хэтч, а в Германии Фиттипальди сошел, что могло позволить Стюарту сократить отставание. На последнем круге гонки на Нюрбургринге Джеки сражался с Регаццони за второе место, но швейцарец, не поведя бровью, вытолкнул машину соперника с трассы. Стюарт был в бешенстве. Сейчас такое серьезное столкновение вызвало бы волну возмущения с пит-уолл пострадавшей команды. В 1972 реакция Кена Тиррелла, не видевшего эпизод, была совсем другой. Стюарт выражал протест судьям и организаторам и упрекал их, что они не могут найти управу на Регаццони, а Кен в это время паковал вещи. Он выразил сожаление своему гонщику и посетовал на потерю очков, но он понимал, что гонка окончена. Что было, то прошло. Если Стюарт хотел продолжать бороться за справедливость, он должен был делать это сам.
Голова у Тиррелла была занята другим. Так как Фиттипальди уверенно шел к чемпионству, Кен хотел, чтобы Стюарт сел за руль новой машины уже на следующем этапе в Австрии. Tyrrell 005 с плоскими боковыми понтонами и короткой колесной базой была ниже и компактнее, чем ее предшественница. Первые гонки Стюарта за рулем 005 стали тестовым полигоном для исправления недостатков, но перед финалом сезона в Северной Америке команда набрала ход. Джеки выиграл в Моспорте и Уоткинс-Глен (где команда завоевала дубль). Учитывая солидный призовой фонд в США, Кен выставил третью машину с Патриком Депайе, который финишировал седьмым в своей второй гонке в Формуле 1. Когда три машины команды вернулись в боксы, зрители им аплодировали – Tyrrell снова были на коне. Слухи об уходе Джеки Стюарта испарились. Но сам он держал в голове такой вариант…
Дубль Tyrrell в Швеции
В апреле 1973 Стюарт сообщит Тирреллу и Уолтеру Хейзу из Ford, что этот сезон будет его последним. Никто больше не знал, даже жена Джеки, Хелен. Мысли об уходе не помешали Стюарту: он выиграл 5 гонок, а также выдал лучшую гонку в своей карьере, но не выиграл ее. Третий титул был уже почти в кармане, когда Формула 1 прибыла в Монцу, но во время гонки выяснилось, что добыть нужные несколько очков вряд ли получится – у Джеки случился прокол. Он вернулся из боксов 20-м, и, казалось, потерял шансы побороться за высокий результат на скоростной трассе. Стюарт обновлял рекорд трассы раз за разом. После 20 кругов он был 11-м. К 40-му кругу он был уже шестым. Шотландец финишировал четвертым и выиграл третий титул. Кен Тиррелл считал ту гонку такой же великой, как гонку Стюарта в Германии в 1968.
По ходу сезона Север показал себя сильным и надежным вторым номером. Стюарт говорил, что француз был быстрее него на Нюрбургринге, где они оба доминировали, и что Франсуа мог выйти в лидеры, если бы захотел. Но Север решил остаться позади своего учителя, продолжая учиться и запоминать, уважая команду и договоренности. Кен ни минуты не сомневался в том, что Север будет прекрасной сменой Стюарту.
Авария в Монако с участием обеих машин Tyrrell
По сути, чемпионат был окончен, и команда в расслабленном настроении отправилась на финал сезона 1973 в штат Нью-Йорк. Ощущение теплоты и спокойствия в Уоткинс-Глен будут разрушены, как и Tyrrell 006, когда Север потеряет контроль над машиной и попадет в аварию, погибнув на месте. Ужас и картина той аварии будут настолько сильным впечатлением для тех, кто это увидел (включая Стюарта), что останется у них в памяти навсегда. Тиррелл, ни секунды не сомневаясь, снял команду с Гран-При, хотя это должна была быть юбилейная, сотая, гонка Стюарта. Через неделю шотландец объявил о завершении карьеры.
Первая гонка сезона 1974 должна была пройти менее чем через три месяца, и Тиррелл не мог терять ни секунды. Он уже договорился с Джоди Шектером о том, что южноафриканец присоединится к Северу. Однако, обстоятельства изменились коренным образом, и Шектер должен теперь стать лидером команды, а вторым номером при нем будет Депайе. Эта пара была полной противоположностью слетанному дуэту Стюарт-Север, который считался сильнейшим на стартовой решетке. Что еще хуже, новичкам едва удавалось справляться с характером модели 005 (во Франции и в США Депайе пилотировал 003). Лучшим результатом было четвертое место на третьей гонке в ЮАР.
Патрик Депайе
Помощь пришла в лице модели 007 с более длинной колесной базой – это был ответ Гарднера на проблемы с предшественницей. Шектер сразу почувствовал себя лучше, заработав пятое, потом третье и второе места в Испании, Бельгии и Монако соответственно. Логичным, но мало ожидаемым, продолжением должна была стать победа, и она случилась в Швеции, а Депайе с лучшим кругом финишировал вторым. Через месяц Шектер снова победит, в Брэндс-Хэтче. Кен было подумал, что команде повезет, если удастся заработать еще пару подиумов до конца сезона. Но как минимум он был готов извлечь максимум из этих успехов. Франсуа Гюйте из Elf привлекал журналистов вагончиками с бургерами и партнерскими мероприятиями, а моторхоум команды всегда был нарасхват у представителей прессы. Последовательное выстраивание позитивной PR повестки сыграет свою роль, например, в сезоне 1975, который для команды будет весьма посредственным (за исключением победы Шектера в ЮАР). Тем временем, в недрах команды готовилось то, о чем говорить будут и спустя много лет.
22 сентября 1975 Гюйте пригласил журналистов из Франции в отель Heathrow, которые присоединились к своим коллегам, не знавшим, зачем их собрали всех вместе в это время года. Когда покрывало начали медленно снимать с машины, начиная с задней части, пронеслось несколько вздохов в толпе, а потом вдруг настала мертвая тишина – покрывало сняли с передней части. Шестиколесная машина Формулы 1 разрабатывалась в обстановке полнейшей секретности, даже несмотря на то, что нужны были контакты с внешними поставщиками для разработки специальных колес, тормозов и шин. Гарднер сообщил собравшимся, что машина (известная как P34, Project 34) была концептом для исследований технологий, которые можно попробовать в гонках. Про последнее вскоре уже не было вопросов, когда P34 стала показывать конкурентоспособные времена круга.
Альборето за рулем Tyrrell в Лас-Вегасе
P34 дебютировала в Испании, четвертой гонке сезона 1976. Любые сомнения в жизнеспособности концепции были развеяны в Монако, где Шектер и Депайе финишировали вторым и третьим соответственно. Окончательное поражение скептикам нанес дубль на следующем этапе в Швеции. Команда же, по правде говоря, не знала, почему машина так хорошо работает, а потому во второй половине сезона результаты начали ухудшаться. В основном проблема была в передних шинах, ведь очевидным приоритетом Goodyear было развитие стандартных шин для борющихся за чемпионство Ferrari и McLaren. Шектер описал машину словом «мусор», когда уходил в Wolf перед сезоном 1977. Южноафриканец никогда не лез за словом в карман, однако всегда тепло отзывался о самой команде.
Репутация Tyrrell все еще была сильна и позволила привлечь Ронни Петерсона на замену Шетктеру, а также один банк себе в спонсоры. Эти деньги в итоге помогут вести НИОКР. Департамент возглавил доктор Карл Кемпф, и это было прорывом сразу в нескольких областях: он использовал математическую модель при создании P34, установил на машину множество датчиков, а на базу в Суррее был завезен компьютер. Но результат быстро не пришел, а в Формуле 1 это критически важно. Когда команда не смогла выиграть ни одной гонки в сезоне впервые с 1968, развитие концепции P34 было заброшено, Петерсон ушел в Lotus, и Гарднер тоже покинул Tyrrell.
Эдди Чивер, Кевин Коган и Кен Тиррелл в Лонг-Бич в 1981
В 1977 Renault представила в Формуле 1 турбомотор. Однако, ближайшее будущее Тиррелл видел с Cosworth DFV, и не было никаких причин отказываться от этого агрегата. Это был правильный выбор, Депайе выиграл в Монако в 1978 за рулем модели 008, разработанной Морисом Филиппом, который до этого был правой рукой Колина Чэпмена в Lotus. Та победа будет самым ярким моментом в сезоне для команды. Депайе завоюет еще три подиума, а его новый напарник Дидье Пирони едва будет дотягиваться до первой шестерки.
В 1978 доминировала Lotus 79. К следующему году Филипп создал модель 009, но к сожалению для Tyrrell в Williams создали еще более быструю FW07, которая грамотно развивала идеи граунд-эффекта Чэпмена. В этот очень важный для команды момент Elf и City Bank решили прекратить финансовую поддержку. Так получилось, что Тиррелл стал полностью полагаться на эти две компании в плане денег и не искал финансирования у кого-то еще: на обеих машинах крупными буквами было только имя создателя команды, что наглядно демонстрировало ошибочность стратегии.
В 1979 Tyrrell заняли 5-е место в Кубке Конструкторов – так себе результат, но в следующем году все стало еще хуже: Жан-Пьер Жарье и Дерек Дэли сходили с трассы чаще, чем добирались до очков (итогом стало 6-ое место). Отсутствие денег привело к тому, что парни в комбинезонах команды обычно чинили поврежденные шасси, а не использовали новые. Кен не нанимал никого, но тот факт, что никто из 43 человек не покинул команду, говорил об атмосфере и семейном духе Tyrrell. Еще одним признаком проблем было межсезонье 1980–1981, когда Кен оставил в штате лишь несколько человек, а остальные стали временно безработными. Тиррелл никому не был должен, но и новых финансовых поступлений не было. Рент-драйвер в напарниках у Эдди Чивера мог быть лишь временным решением. Чтобы увидеть упадок Tyrrell, не нужно было смотреть глубоко: имена спонсоров пропали даже с командных зонтиков, которые команда использовала в дождевых гонках.
Кен все еще старался искать молодые таланты и давать им шанс даже в ущерб финансам: в мае 1981 он посадил за руль Микеле Альборето. Итальянец пару раз не смог квалифицироваться, но затем риск окупился и результаты пошли в гору. Несмотря на то, что это был худший сезон команды (8-е место), два четвертых места в начале 1982 позволило вернуть одного спонсора и привлечь пару новых итальянских. Уверенность и результаты Альборето сделали его лидером команды, которая продолжала тонуть.
Количество сотрудников команды сократилось до 33. Кен принимал любые денежные поступления, даже самые крохотные. Когда стало не хватать двигателей прямо перед гонкой в Монако, Тиррелл взял один из тестовых экземпляров и сам привез его на юг Франции в багажнике своей машины, сэкономив время и деньги команде. Результаты на трассе никак не компенсировали такой труд, но затем Альборето финишировал пятым в Монце, что позволило привлечь одного спонсора и приехать на финал сезона в Лас-Вегасе.
На извилистой трассе, проложенной по парковке отеля, модель 011 с атмосферным двигателем была очень хороша в сравнении с турбированными соперниками. Когда лидирующие Renault начали испытывать проблемы, Альборето спокойно возглавил гонку, а затем и выиграл ее. Это была первая победа для команды за четыре года. Кену не придется так же долго ждать следующую победу, но она станет последней. Дни, когда команда из 19 человек выигрывала 60% гонок сезона были позади. Выживание стало главным приоритетом, а сползание команды вниз только набирало ход.
Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за декабрь 2022.
Фото: GP Racing UK, motorsportimages.com
Предыдущие статьи истории команды Tyrrell: Часть 1, Часть 2, Часть 3
История Франсуа Севера: один, два.
Этот блог в соцсетях: