10 худших машин Формулы 1, выигравших Гран-При - часть 2
Вторая часть рейтинга сайта motorsport. Первая часть доступна тут.
5. Ligier JS43
Победа: Гран-При Монако 1996, Оливье Панис.
Лучший финиш кроме победы: 5-ое место.
Кубок Конструкторов: 6-ое место.
Победа Оливье Паниса на JS43 случилась в одной из тех сумасшедших гонок в Монако, которые время от времени случаются. В среднем Ligier с двигателем Mugen-Honda была седьмой по скорости машиной 1996 года, она была на 2,502% медленнее, чем Williams FW18. Чтобы представить это в разрезе нынешнего времени, это очень похоже на разницу между Ferrari и Williams в 2022 году.
Панис квалифицировался 14-м в Монако, на две секунды отстав от поула Михаэля Шумахера на Ferrari. Но дождевой заезд в воскресенье оказалась гонкой на истощение, и у Паниса тоже был шанс. Несколько аварий на первом круге (в том числе авария Шумахера) помогли Панису, но он и сам был готов атаковать. Возможно, самым смелым был его обгон Эдди Ирвайна в шпильке Loews, из-за чего Ferrari даже какое-то время не могла продолжить движение.
К тому времени, когда оставшиеся гонщики перешли на слики, Панис поднялся на третье место позади Williams Дэймона Хилла и Benetton Жана Алези. Хилл отставал на 26,3 секунды и опережал Паниса на 48,5 секунды, когда его двигатель Renault сломался на 41-м круге. Алези лидировал, пока за 16 кругов до финиша не сошел с дистанции из-за повреждения подвески.
Панис стал лидером и успешно сдерживал McLaren Дэвида Култхарда, несмотря на проблемы с топливом. В итоге это стала его единственная победа в чемпионате мира, а также девятая и последняя для французской команды. Ligier набрали только пять очков в остальных 15 гонках 1996 года, но 10 очков в Монако позволили команде финишировать шестой в Кубке Конструкторов в ее последнем сезоне (позже она была переименована в Prost).
4. Williams FW09
Победа: Гран-При Далласа 1984, Кеке Росберг.
Лучший финиш кроме победы: 2-ое место.
Кубок Конструкторов: 6-ое место.
Honda потребовалось время, чтобы стать одним из лучших производителе двигателей в Формуле 1 в 1980-х годах. В конце 1983 года Honda объединили усилия с Williams. FW09 была первой машиной команды с турбодвигателем, и они изо всех сил старались справиться с огромным крутящим моментом силовой установки.
Как и в случае с несколькими другими победами в этом списке, в данном случае успех стал возможен во многом благодаря гонщику. Росберг был лучше подготовлен к изнуряющей жаре Далласа. Он стартовал только седьмым, но сразу же начал прорываться. После того, как Дерек Уорик сошел, пытаясь выйти вперед, Росберг, уже обогнавший McLaren Лауды, бросил вызов Lotus Найджела Мэнселла и де Анджелиса. Кеке быстро вышел на второе место, но Мэнселл оказался крепким орешком. В итоге финн прошел британца.
Затем главным соперником Росберга стал McLaren Алена Проста, и француз, казалось, выиграл гонку после того, как вырвался вперед и начал отрываться. Но из-за деградации полотна трассы многие гонщики закончили гонку в стене, и Прост был одним из них. Таким образом, Росберг хладнокровно одержал первую победу для турбированной машины Williams.
FW09B была представлена сразу после Далласа, но в оставшихся семи гонках ей удалось финишировать только дважды и ни разу в очках. FW10 1985 года станет первой по-настоящему успешной машиной Williams и Honda.
3. Lotus 43
Победа: Гран-При США 1966, Джим Кларк.
Лучший финиш кроме победы: -
Кубок Конструкторов: 5-ое место (на некоторых гонках использовалась Lotus 33).
Эта машина должна была попасть в список. Модели 43 не удалось финишировать ни в одной из пяти Гран-При, где она использовалась, за исключением гонки в Уоткинс-Глен.
Что касается скорости, то преемница чемпионской модели 33-го была на хорошем уровне. Кларк квалифицировался в тройке лучших каждый раз, когда участвовал в гонках на этой машине, что указывало на то, что шасси было неплохим. Так было и на Гран-при США 1966 года. Кларк квалифицировался вторым позади Джека Брэбэма, но его двигатель вышел из строя в конце тренировки, и Lotus пришлось позаимствовать запасной двигатель у BRM. Кларк сначала следовал за хорошо стартовавшим Лоренцо Бандини на Ferrari, но вскоре пропустил вперед Брэбэма и Джона Сёртиса.
Позже Сёртис столкнулся с круговым, а двигатель Бандини взорвался. У Брэбэма было комфортное преимущество, но у него возникли проблемы с двигателем. Таким образом, в гонке на выживание Кларку мчал к победе с отрывом в один круг.
На других гонках машина не выдерживала. Однако главной проблемой был двигатель BRM P75 H16, который был слишком тяжелым, ненадежным и не таким мощным, как предполагалось изначально. Это была временная мера для Lotus после ухода Coventry Climax из Ф1 и до того, как новый Cosworth был готов. Трудности BRM с собственным двигателем подчеркнули тот факт, что он был слишком сложным - успех Кларка был единственной победой этой силовой установки в чемпионате мира. Лучшее, чего BRM смогли добиться с ним, было второе место Джеки Стюарта в Спа в 1967 году.
2. Ferrari 625 (555)
Победа: Гран-При Монако 1955, Морис Тринтиньян.
Лучший финиш кроме победы: 2-ое место.
Кубок Конструкторов: не разыгрывался.
В сезон Формулы 1 1955 года доминировали Mercedes-Benz W196 Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса, а превосходная Lancia D50 демонстрировала намеки на свой потенциал, но не могла его реализовать из-за недостатка финансирования.
Второе и третье место в первой гонке, а затем и победа во второй никак не говорят о том, что модель 625 с четырехцилиндровым двигателем модели 555 была плоха. Но на самом деле ее легко превосходили силовые установки Mercedes и Lancia.
Морис Трентиньян был лучшим из Ferrari на квалификации в Монако, но это было только девятое место, он отстал на 3,3 секунды от поула Фанхио. У Фанхио в гонке были проблемы с коробкой передач, и он сошел. Мосс захватил лидерство, но за 20 кругов до финиша у него отказал двигатель. Альберто Аскари мог выиграть гонку, но вместо этого совершил свое знаменитое «купание в гавани» на своей D50. Все это позволило Трентиньяну одержать свою первую победу в Гран-При. Он финишировал в 20 секундах впереди Lancia Эудженио Кастеллотти.
После этой гонки разрыв между Mercedes и Ferrari на финише обычно измерялся минутами, а новая Maserati 250F иногда оказывалась между ними. Справедливо будет сказать, что на протяжении большей части сезона у Ferrari не было супер гонщика, но отставание показывает, что это была не единственная проблема команды. Потребовался уход Mercedes из автоспорта и передача Lancia своих D50 Энцо Феррари, чтобы вернуть итальянскую команду на первые места в 1956 году.
1.Jordan EJ13
Победа: Гран-При Бразилии 2003, Джанкарло Физикелла.
Лучший финиш кроме победы: 7-ое место.
Кубок Конструкторов: 9-ое место.
Большинство машин, упомянутых до сих пор, можно было назвать машинами середины пелотона, но машина - номер один нашего списка была аутсайдером. Только Minardi были медленнее, чем Jordan в 2003 году, а EJ13 на 2,197% отставала по скорости от Ferrari, завоевавшей титул в том году.
Финансирование было проблемой для команды из-за отсутствия спонсоров, и двигатели Honda были заменены старыми агрегатами Ford Cosworth. Также машине не хватало прижимной силы, и она была ненадежной. Так как удалось выиграть Гран-При? Одним важным моментом стал дождь в Интерлагосе, а вторым – решение заехать на пит-лейн пораньше, чтобы заправить EJ13 Джанкарло Физикеллы достаточным количеством топлива, чтобы доехать до 54-го круга, на котором в случае красного флага будут начисляться полные очки. После пит-стопа Физикелла был 18-м, опережая только своего товарища по команде Ральфа Фермана. Но по мере того, как другие заезжали в боксы, разворачивались на трассе или разбивались (в том числе Ферман из-за проблем с подвеской), итальянец продвигался наверх. На 54-м круге лидер Райкконен допустил небольшую ошибку, и Физикелла проехал мимо McLaren. Затем разбился Марк Уэббер, Фернандо Алонсо врезался в его обломки и тоже разбил машину, были вывешены красные флаги.
На пит-лейне машина Физикеллы загорелась, а Райкконена изначально объявили победителем. Но после запроса результат был пересмотрен и финиш был объявлен после 54 круга, что позволило Физикелле выиграть его первый Гран-При. Вторым же лучшим результатом EJ13 было лишь 7-ое место!
Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 4 февраля 2023 года.
Фото: MotorSportImages.com, LatImages.
История Гран-При Бразилии 2003
Этот блог в соцсетях: