4 мин.

Краткая история успехов марки Ford в Формуле 1

Доминирование Cosworth DFV.

За многие годы Формула 1 стала свидетелем множества крупных технических новаций, от появления граунд-эффекта до активной подвески, от двойных диффузоров до воздуховодов F-Duct, но создание революционного двигателя Ford Cosworth DFV остается одной из важнейших историй Гран-При.

Ford профинансировала проект, а производством занималась британская инженерная группа Cosworth. Двигатель V8 DFV стал хитом с момента своего дебюта на Lotus 49 на Гран-При Нидерландов 1967 года, позволив Грэму Хиллу занять поул-позицию с преимуществом в полсекунды над его товарищем по команде Джимом Кларком.

С этого момента отношения Lotus и Ford будут становиться все крепче, в то время как множество других команд быстро присоединятся к тренду и станут покупать DFV для себя, и только такие команды, как Ferrari и Renault, продолжат разрабатывать, производить и участвовать в гонках со своими собственными двигателями.

Двигатель Ford Cosworth DFV

 

Хилл и Lotus берут оба титула с DFV.

После своей дебютной победы Lotus не потребовалось много времени, чтобы побороться за титул с DFV: Кларк выиграл еще три гонки в 1967 году и занял третье место в личном зачете, а команда заняла второе место после чемпионов из Brabham.

К сожалению, в возрасте всего 32 лет после победы в первой гонке 1968 года в Южной Африке, Кларк погиб в гонке Формулы 2 на Хоккенхаймринге. Это означало, что Хилл стал лидером команды и должен был победить Джеки Стюарта на Matra (тоже с двигателем Ford DFV).

После долгого и упорного сезона Хилл завоевал титул, одержав три победы и завоевав еще три подиума, а Lotus обошли McLaren и Matra, забрав Кубок Конструкторов.

Грэм Хилл за рулем Lotus

 

Победа McLaren с помощью Ford.

DFV устанавливался на машины многих команд Ф1 в период с 1969 по 1973 годах, которые побеждали в Гран-При, и в конечном итоге с ним было одержано 155 побед в 262 гонках с 1967 по 1985 год.

Среди них знаменитая победа Брюса Макларена и его одноименной команды на Гран-При Бельгии 1968 года, первая победа команды в Формуле 1 в начале их пути, на котором свои титулы завоевали многие гонщики: от Эмерсона Фиттипальди в 1974 году до Льюиса Хэмилтона в 2008 году.

К сожалению, новозеландец не застанет славные времена своей команды, поскольку его победа в Спа стала последней из четырех, которые он одержал в Ф1. В возрасте 32 лет он погиб в аварии на тестах в Гудвуде. Но его наследие и успехи нынешней команды уходят корнями в тот результат, который был добыт вместе с DFV и Ford.

Брюс Макларен в Спа

 

Первый титул Шумахера – последний для Ford.

После чрезвычайно успешной эры с DFV следующий знаменательный момент Ford в Формуле 1 наступил в середине 1990-х, когда союз Benetton и Михаэля Шумахера принес еще один титул.

С двигателем Ford EC Zetec-R 3.5 V8 за спиной Шумахер одержал восемь побед в гонках, опередив своего соперника из Williams Дэймона Хилла в борьбе за чемпионство на одно очко — их напряженная битва разрешилась драматическим столкновением в финале сезона в Аделаиде.

Победа, которая была достигнута несмотря на то, что Шумахер был дисквалифицирован в двух гонках и отстранен от участия еще в двух других, стала первой из семи титулов чемпиона мира, которые немец завоевал за свою блестящую карьеру в Формуле 1, и в то же время стала последней для Ford. По крайней мере, пока…

Михаэль Шумахер за рулем Benetton Ford

 

Знаменитый двойной подиум команды Stewart на Нюрбургринге.

В то время, как последний титул Ford завоевали с Шумахером, у компании был еще один период относительного успеха в качестве поставщика двигателей для Stewart. Командой руководили Джеки Стюарт и сын Пол с 1997 по 1999 год.

Среди наиболее значимых моментов числятся финиш Баррикелло на втором месте в пятой гонке команды в Монако, поул-позиция бразильца в Маньи-Кур в 1999 году, и, конечно, двойной подиум с победой Джонни Херберта и третьим местом Руббенса на Нюрбургринге в переменчивых условиях.

Стюарт продал команду Ford в 2000 году, что означало ребрендинг в Jaguar, но после пяти сложных сезонов американцы решили уйти из Ф1. Примерно через 19 лет команда Red Bull, купившая в свое время Jaguar, объединит усилия с Ford и продолжит историю...

Джонни Херберт, Джеки Стюарт и Руббенс Баррикелло

 

Это перевод статьи Майка Сеймура с сайта Formula1.com от 5 февраля 2022.

Фото: motortrend.com, motorsportmagazine, f1chronicle, motorsport.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал