4 мин.

Насколько сложно дать старт гонки?

Так вы говорите, директор гонки испортил Гран-При Италии? Не соглашусь. Я не видел, чтобы человек, дающий старт, вышел на трассу, встал на колесо машины Шарля Леклера, чтобы лучше видеть стартовую решетку, и дал старт таким образом. Хотите верьте, хотите нет, 60 лет назад все происходило именно так.

Если смотреть на Спортивный регламент FIA, то там ничего не будет сказано о том, где должен находиться человек, дающий старт. Наверное, потому что гонщики концентрируются на сигналах светофора, и им не нужно видеть того, кто нажимает кнопки. Так было не всегда. Когда-то правильная оценка языка тела стартера могла дать вам преимущество. Но, если что-то было неправильно считано, мог начаться хаос. Так и случилось в Сильверстоуне в 1971.

Прологом для неразберихи стал поул Клея Регаццони на Ferrari. Швейцарца отличали фальстарты из второго и третьего ряда, но судьи смотрели сквозь пальцы на хулиганства харизматичного гонщика с усами и ухмылкой. Во время Гран-При Великобритании в том году, однако, он столкнулся с проблемой. Это была его вторая поул-позиция в карьере, а рядом с ним стоял Джеки Стюарт на Tyrrell. Об отношениях Клея и Джеки много говорит эпизод на последнем круге Гран-При Германии 1972, где Регаццони, не моргнув глазом, отправил Стюарта в стену – это был редкий момент, когда шотландец был в ярости.

Гран-При Великобритании в Сильверстоуне в 1971

Итак, мы в Сильверстоуне, где машины готовятся к старту и выстраиваются на решетке после поворота Woodcote. Регаццони поднимает обороты своего рядного 12-цилиндрового двигателя, видит, как Дин Деламонт поднимает британский флаг, начинает отпускать сцепление и вдруг видит, что флаг то все еще не опускается. Регаццони уже должен был улететь вперед в поворот Copse в дыме от покрышек Firestone, а вместо этого пришлось нажать на тормоз. К сожалению, репутация шла впереди самого Регаццони, и другие гонщики следили не за сигналом к старту, а за его задними колесами. К слову, с задних рядов мистера Деламонта вообще не было видно из-за профиля стартовой решетки. Джеки Оливер на McLaren стартовал с предпоследнего ряда, слегка тронулся вперед, затем остановился, но в него сзади врезались с такой силой, что Джеки столкнулся с впереди стоявшим Brabham Грэма Хилла, сломав тому подвеску. И вот в этот момент Деламонт опустил флаг.

Мудро подождав несколько секунд, маршаллы перепрыгнули через маленькую стенку и оттащили сломанный Brabham на дорожку въезда на пит-лейн. Они успели это сделать до того, как гонщики с Регаццони во главе пронеслись в повороте Woodcote на скорости 300 км/ч в нескольких метрах от машины Хилла. Но это еще было не все. Дейв Чарльтон направлялся на пит-лейн из-за поломки масляного шланга на своей Lotus 72, и стоявшая там машина Brabham застала его врасплох. Чтобы избежать столкновения, ему пришлось резко повернуть влево на гоночную траекторию. К счастью, там никого не было.

Стартовая прямая в Мексике

Но это все детский сад по сравнению с тем, что произошло в Мексике. Чтобы произвести впечатление на президента Мексики и весь мир Формулы 1 во время первой гонки в этой стране (внезачетной, к слову) в ноябре 1962, официальные лица каким-то образом привели на стартовую решетку трех человек, каждый из которых считал, что именно он дает старт. Проблема со слаженностью действий стала очевидной, когда Lotus Джима Кларка заглохла на поул-позиции, и никто не знал, что делать. У механиков Lotus сомнений не было – они подбежали у машине, и старт отложили. После замены батареи и попытки завести «с толкача» машину (неудачной), ее откатили. И в этот момент машина Сертиса начала дымить – под капотом что-то явно пошло не так. А затем на Lotus Уолта Хэнгсена что-то загорелось, и это подняло панику официальных лиц на следующий уровень.

Механики с огнетушителями были все еще на стартовой решетке, когда один из стартеров запрыгнул на переднее колесо Джима Кларка (машина которого теперь была на ходу) и дал сигнал готовности стартовой решетке. Второй человек показал табличку обратного отсчета 30 секунд, а третий в этот же момент махнул флагом и дал старт. И гонка началась. Первый человек слетел с колеса Lotus Кларка, упал в сторону и едва не попал под колеса Lotus Роджера Пенске, а Джек Брэбем врезался во второго стартера. Что примечательно, только стартер с флагом остался невредим в этой заварушке.

За 60 лет они все же научились давать старт гонкам. Осталось разобраться с финишем.

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за ноябрь 2022.

Фото: MotorsportImages

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал