5 мин.

Гоночная резина и как правильно ее использовать

Шинные технологии двинулись вперед с тех пор, как однажды Джеймс Хант прорезал острым ножом канавки на своих «лысых» дорожных шинах. Я вспомнил об этом, когда читал интервью Джорджа Расселла про резину. Джордж детально рассуждал о необходимых приготовлениях к Монреалю, это случилось спустя 55 лет после того, как Хант пытался любой ценой добраться до Снеттертона на своей машине.

Гоночные инспекторы отказали Ханту в допуске на гонку его машины, созданной на основе разбитой Mini. И шины не были главной проблемой. Например, переднее сиденье было (если вы можете в это поверить) простым раскладным стулом, который держался деталями от конструктора. Также полностью отсутствовали стекла. Но гонщик на полном серьезе пытался убедительно доказать, что нигде не написано, что гоночная машина обязана иметь стекла. На это инспектор резонно заметил, что Джеймс с таким же успехом мог сказать, что если в правилах нет упоминания рулевого колеса, то и оно тоже не нужно. Будущий британский чемпион мира тогда так и не вышел на старт.

Как позже выяснится, Хант умел мастерски беречь резину, особенно на мокрой, но подсыхающей трассе, и отлично чувствовал момент, когда ее нужно сменить. Гран-При Германии на Нюрбургринге в 1976 был отличным примером. У этой трассы много своих причуд, одной из которых была неинформативность прогревочного круга – пока ты закончишь его, погода в горах в Айфеле могла полностью поменяться и все, что ты понял о состоянии трассы за один оборот по треку, можно было забыть. Так и случилось, когда ветер принес на трассу дождь, и руководству гонки пришлось объявить трек мокрым. Всем участникам пришлось сменить резину на комплект для дождя.

Ронни Петерсон на Гран-При Германии 1976

Йохен Масс был единственным исключением, он использовал свой опыт и решил остаться на сликах, несмотря на то что со стартом все гонщики устремились вперед и исчезли из его поля зрения. Хант шел впереди Ронни Петерсона, и после поворота Karussell британец заметил, что трасса не такая уж и влажная. Дождя не было, и слики становились разумным вариантом, стоило рискнуть. Но Хант не хотел, чтобы Петерсон пришел к такому же выводу.

Ближе к концу круга Джеймс пропустил Ронни, а затем пытался отвлечь того, повиснув на его коробке передач и делая вид, что сместится внутрь перед первым поворотом. Петерсон вовсю жал на газ и смотрел по зеркалам, и вот тогда Джеймс внезапно рванул в боксы. Тактика вскоре перестала иметь какое-либо значение, когда в страшную аварию попал Ники Лауда.

Хант выиграл гонку и набрал 9 важных очков в борьбе за титул: свой первый и второй в истории команды McLaren. Основатель команды Брюс Макларен погиб за 6 лет до этого, но, несомненно, будь он жив, он бы одобрил такую тактику Джеймса. Брюс знал все о шинах – он был лучшим тестером Firestone. Сейчас сложно представить, что когда-то можно было иметь такой опыт.

В 1966 во времена соперничества Ford и Ferrari в Ле-Мане Брюс делил семилитровый GT40 Mk II с Крисом Эймоном. У них были шины Firestone, а у всех остальных гонщиков Ford – Goodyear. Такая необычная ситуация могла вызвать неожиданный поворот в сюжете гонки, так как перед стартом прошел дождь, и промежуточные шины были лучшим выбором. Но суть была в том, что Ford не успели протестировать промежуточные шины Firestone на скоростях, соответствующих Ле-Ману. Макларен должен был «лететь» на скорости 360 км/ч по прямой Mulsanne на шинах, о которых он ничего не знал – это к вопросу о жалобах гонщиков, что им не удалось показать быстрый круг к концу третьей тренировки из-за того, что кто-то разбил машину.

Крис Эймон и Ford GT40 MkII в Ле-Мане 1966

Могло пройти не так много времени, прежде чем шины могли лопнуть или «облысеть». Через пару пит-стопов Макларен и Эймон были восьмыми в круге позади лидеров. Если вы думаете, что это провал, смотрите, что было потом. Эймон рассказывал: «Мы решили «переобуться» в Goodyear». С типичным приуменьшением ситуации Крис продолжал: «Это было немного рискованно, ведь Брюс и я имели контракт с Firestone. Можете представить, что им это не слишком понравилось. Когда мы поменяли шины, Брюс сказал мне: «Нам нечего терять, будем гнать на все деньги». К утру мы уже были в лидерах». В итоге Брюс и Крис выиграли после скандального решения Ford финишировать вместе двумя машинами, что лишило победы лидировавших большую часть гонки Кена Майлза и Денни Халма. Победный заголовок был: «Победа для Ford и Goodyear!»

Можете ли вы представить, чтобы в этом году победившая Toyota стартовала на Michelin, а финишировала на Pirelli? В социальных сетях творился бы хаос. Тогда же в репортаже гонки в журнале Autosport об этом не было ни слова. Как не появилось никакого упоминания позже ни в колонке Брюса Макларена, ни в колонке редактора. Даже Джон Болстер, пунктуальный и дотошный технический эксперт, не заметил подмены.

Справедливости ради Болстера не пустили в боксы Ford во время гонки. Поблагодарив всех участников за их гостеприимство и сотрудничество, он завершил свою статью так: «Я должен исключить одну американскую команду. Они наняли толстого парня, который был очень грубым, так что нам всем стоит надеяться, что либо они научатся манерам, либо пойдут к черту. Больше нечего сказать».

Он точно лишился бы дара речи, если бы сегодня совершил аналогичную прогулку по пит-лейну.

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за август 2022.

Фото: MotorsportImages

 

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал