7 мин.

Пит-стопы в новом сезоне Ф1

После долгого перерыва возвращаемся к разным историям о Формуле 1 :) Сегодня начнем с легкого материала о пит-стопах в этом году: что изменилось, с чем связаны сложности у команд в новом сезоне. А вскоре вернемся и к историческим справкам и авторским колонкам :)

«На этом круге в боксы, подтверди». После этих слов и короткого нажатия на газ после правого поворота, формирующего въезд на пит-лейн, Даниэль Риккардо жмет на тормоз и переключает передачи вниз, а затем нажимает кнопку ограничителя скорости, снижая ее до 80 км/ч.

Бригада механиков в оранжевых костюмах и синих шлемах уже на месте, каждый точно на своей позиции, надеясь, что их гонщик тоже отплатит им аккуратностью. К счастью, Даниэль знаком с процедурой. Используя табличку с ориентиром слева, он замедляется и останавливает MCL36 как раз в тот момент, когда машина встает на свое место и направлена в левую сторону к выезду. Перед ним желтая стрелка на переднем домкрате. 21 человек возле его машины знают, что делать. Трое у каждого колеса (снимающий колесо, ставящий новое, механик с гайковертом); по два человека спереди и сзади (механик с домкратом и механик с запасным домкратом); двое стабилизируют машину и двое, готовые менять переднее крыло или убрать обломки; один механик, который должен убедиться, что пит-лейн свободен. Пит-стоп проходит без заминок, через 2.26 сек Риккардо на свежем комплекте резины medium выезжает обратно. За время, пока Усэйн Болт бежит стометровку, они могут повторить эту операцию еще трижды. Это не самый быстрый пит-стоп гонки (Red Bull обслужили Серхио Переса на 0.07 сек быстрее), но зато еще один успешный от одной из самых стабильных бригад в этом году.

 

Пит-стопы команды McLaren были одной из важных областей для улучшения в последние годы. Андреас Зайдль уделял этому аспекту много внимания и помог команде стать ориентиром для других: «Нужно время, чтобы подняться на этот уровень в Формуле 1. Людям нужно тренироваться, но еще нужно уделять внимание оборудованию, такому как гайковерты, а также гайкам, воздухозаборникам тормозов, ступице и так далее. Мы вложили много сил, особенно зимой, работая над всеми этими областями, чтобы стать одними из лучших». Работа приносит плоды. Ближе к концу сезона команда может похвастаться лучшим пит-стопом года по измерениям компании DHL, которая является спонсором награды за самую быструю работу в боксах. Раньше, когда были дозаправки, время пит-стопа зависело от того, сколько топлива будет залито во время остановки и от скорости присоединения и отсоединения заправочного шланга. Если возникали проблемы со сменой колеса, часто это было незаметно, ведь остановка длилась 7-10 секунд. Но после запрета дозаправок смена шин стало ключевым фактором отличия работы команд в боксах: технические идеи и работа механиков стали невероятно важны.

 

Команды достигли невероятных высот, проводя пит-стопы быстрее двух секунд. Механиков отправляют тренироваться, разрабатывается специальное оборудование, совершенствуются процедуры проведения остановок. Red Bull в свое время поставили рекорд в 2019 году, проведя пит-стоп Макса Ферстаппена за 1.82 сек. В команде говорили, что в теории возможно проводить пит-стоп за 1.4 сек. Все это потребовало тысячи часов тренировок в погоне за десятыми и сотыми долями секунды. Но в какой-то момент все эти достижения перестали иметь смысл. Изменения в правилах перед сезоном 2022 сделали машины тяжелее, отчасти из-за перехода на 18-дюймовые колеса. Каждый диск стал тяжелее примерно на 3 кг из-за большего количества металла и колпаков, и это делает его перемещение еще более сложным занятием. Граун-эффект тоже внес свой вклад, ведь машины стали сильнее прижиматься к земле. Чарли Хупер, руководитель отдела по работе с машиной и инжинирингу команды McLaren, который следит за работой бригады каждый раз, когда они вступают в дело, рассказывает: «Нам нужно было пересмотреть дизайн домкратов, чтобы убедиться, что они будут поднимать машину на нужную высоту, особенно это касается заднего. Если использовать старый домкрат, машину было бы трудно поднять, и она была бы слишком высоко над землей. Нам нужно было сделать так, чтобы для механика с домкратом вес машины ощущался, как и прежде, и он мог справиться с ней».

Это все привело к тому, что пит-стопы приблизились в среднем к 2,5 сек. Но есть кое-что еще. В прошлом году FIA запретила автоматизированные системы проведения пит-стопов, например датчики, которые определяли, закреплено колесо или нет. Считалось, что эти системы сокращают время пит-стопов в ущерб безопасности. Если пит-стопы проходят неидеально, то могут пострадать люди: когда машина Кими Райкконена была выпущена слишком рано во время Гран-При Бахрейна 2018, она задела механика Франческо Чигарини, тот получил двойной перелом ноги. А в 2013-м в Нюрбургринге оператор FOM получил травмы от отлетевшего после пит-стопа колеса Марка Уэббера. В прошлом сезоне в FIA подозревали, что команды пытались настраивать свои системы и сенсоры таким образом, что они «ожидали» момента, когда все колеса должны быть прикручены и давали сигнал раньше, чем это происходило на самом деле. Зайдль говорит, что благодаря этим ограничениям все команды стали придерживаться одинаковых правил. И неважно, что пит-стопы быстрее двух секунд исчезли, несмотря на то, насколько впечатляюще это смотрелось.

 

У команд в приоритете теперь стабильность, а не разовые быстрые пит-стопы, но и изменения машин привели к тому, что механики ошибаются чаще. Даже в McLaren, которые подняли свой уровень, бывают промахи, например с Риккардо в Канаде, когда команда пыталась провести двойную остановку. Также вспоминается проблема в Сильверстоуне у Ландо Норриса, когда сломался домкрат. Чарли Хупер: «Влияние изменений на стабильность пит-стопов – главная проблема у всех команд в этом году. Даже у лучших бригад были медленные пит-стопы. Да, мы все смотрим на быстроту остановок, но стабильность важнее для стратегии в гонке. Отчасти виноваты более тяжелые колеса, но также влияет новая геометрия зоны колеса. Времена пит-стопов немного сократятся, но будет трудно достичь того же уровня, как при прежних правилах. А в FIA будут следить, чтобы все было безопасно».

Ключ к постоянству – практика. Инженерный руководитель McLaren Эндрю Шовлин говорит о том, что из-за изменения времени комендантского часа в паддоке стало сложнее находить время для тренировок: «В приоритете подготовка и сборка машины. Одна из проблем, это успеть подготовить машину во время уик-энда, и сейчас все это происходит ценой тренировок пит-стопов. Мы над этим работаем. Это не отбрасывает нас назад, ведь это всегда параллельные процессы».

 

Несмотря на то, что теперь проводить пит-стопы быстрее двух секунд стало очень сложно, существует пространство для улучшений. Спортивный директор Alpine Алан Пермейн рассказал о том, что команды ищут возможности создания электрических гайковертов. У этого есть ряд причин: экологические, экономические ну и просто желание двигаться вперед. И команды все еще прикладывают большие усилия, чтобы проводить пит-стопы быстрее. Технический директор Alpha Tauri Джоди Эггинтон: «Это соревнование с самим собой. Важна мотивация. Если пит-стопы плохи, если парни не могут в гонках действовать так же эффективно, как на тренировках, это их расстраивает. И это очень влияет на то, как они готовятся и стараются».

Не только гонщики любят соревноваться – гоночные бригады гордятся тем, что делают, и они хотят быть лучше других. Но не энтузиазм или соревнование помогают делать пит-стопы быстро.  Хупер говорит, что нет никакого секрета в том, что бригада McLaren стала одной из лучших: «Важно быть прямым и честным с парнями, когда вы анализируете проделанную работу, видите слабые места и пытаетесь найти пути для улучшения. Мы фокусируемся на постоянных технических улучшениях, используя обратную связь от механиков. Это важно и для скорости, и для стабильности. Важно найти баланс в количестве тренировок, чтобы в воскресенье механики были в своей лучшей форме».

Это перевод статьи Люка Смита из журнала GP Racing UK за сентябрь 2022.

Фото: MotorsportImages.com;

Еще про пит-стопы

И еще

Пит-стоп Йоса Ферстаппена в Германии

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал