История WTCR для зрителя открытых колес
Проходящий сейчас чемпионат FIA World Touring Car Cup(cокращенно WTCR, согласно правилам серии) является историческим развитием FIA World Touring Car Championship о истории которого мы и поговорим.
Первый сезон «WTCC» и его прекращение.
Первый чемпионат WTCC был проведен в 1987 году, до этого с 1963 года проходил чемпионат Европы. В первый год мирового первенства это по сути было первенство европейского континента, расширенное несколькими гонками в других частях света, в том числе в Австралии и Японии. Сезон состоял из 11 этапов, со стартом в Италии. В этом чемпионате принимали такие известные фанатам открытых колес и марафонов гонщики, как Роланд Ратценбергер, Эмануэле Пирро, Жак Лафит, Иван Капелли, Жан-Луи Шлессер. Победителем сезона стал, Роберто Равалья. Но опасения больших боссов Формулы 1, в том числе и Берни Экклстоуна, повлияли на прекращения поддержки чемпионата от FIA.
В 88 году вернулись к проведению ETCC(European Touring Car Challenge), который тоже выиграл Роберто Равалья на BMW, но чемпионат просуществовал всего до конца сезона и был закрыт в связи с финансовой ситуацией.
Сезоны «British Touring Car Championship», как наиболее популярная альтернатива WTCC.
В промежутках между мировыми и европейскими первенствами по гонкам на кузовных автомобилях популярностью пользовались национальные чемпионаты стран, где и выступали многие нынешние легенды мирового туринга. Одним из более развитых считался BTCC (British Touring Car Championship), о котором и будет подробный рассказ дальше, но стоит также отметить и другие серии, среди которых особо выделялся Deutsche Tourenwagen Masters (Чемпионат Германии по серийным автомобилям, о котором при интересе читателей мы расскажем в другой статье).
В первой половине девяностых календарь британского первенства состоял примерно из 11-15 этапов, на таких известных трассах, как «Silverstone», «Brands Hatch», «Donington Park». Данный чемпионат выигрывали в основном местные гонщики, но были и исключения. Так, в 1993 году чемпионат выиграл немец Йоахим Винкельхок, известный по выступления у себя на родине и победе в 24 часах Ле-Мана 1999. В 1994 году эта тенденция продолжилась и титул оформил итальянец Габриэле Тарквини, который выиграл 8 гонок из 21. Это был первый титул гонщика, который в будущем стал легендой этого вида гонок и выступает до сих пор, а до этого у него было шесть сезонов в Формуле 1, но там он не добился успеха. В 1996 году титул также оформил Френк Била, который после стал настоящей легендой Ле-Мана, победив в марафоне 5 раз.
В начале девяностых кузовные чемпионаты под эгидой международной автомобильной федерации совершали переход на новый регламент класса "Super Touring", который базировался на моторах от 2,0 литра в большинстве серий, до 2,5 - 4,0 литра, которые преимущественно были популярный в Германии. Также на начальном этапе чемпионата одним из ключевых требований было наличие кузова, достигающего 4,20 метра в длину и имеющего 4 двери. При этом до 1994 года команды имели право ставить только те детали, которые продавал дилер. К концу девяностых годов вновь начал образовываться чемпионат Европы, так что настолько большую популярность британское первенство стало терять.
В последнем сезоне BTCC, о котором мы с вами поговорим, было 13 этапов и 26 гонок, его победителем стал француз Лоран Айелло, а участие в нем принимали такие известные сегодня пилоты туринга, как Иван Мюллер и все тот же Габриэле Тарквини.
Возвращение к формату «European Touring Car Championship».
В чемпионате 2000 года были преимущественно пилоты итальянского чемпионата «Superturismo» и некоторые команды из Германии. В сезоне было десять этапов, шесть из которых прошли в Италии, а остальные в Австрии, Венгрии, Чехии и Словении соответственно. Победителем сезона стал Фабрицио Джованарди, который после стал известен, как трехкратный чемпион британского чемпионата кузовных автомобилей.
Но в этом сезоне принимали участия такие известные в мировом автоспорте пилоты, как Джанни Морбиделли, который выступал в Формуле 1 с 1990-1997(с перерывами), а его лучшим достижением является третье место на Гран-При Австралии 1995. Также в серии выступал Никола Ларини, прославившейся гонками в туринге, но также выступавший в Формуле 1 в сезонах 1987-1997(с перерывами) и поднявшийся на второе место в Гран-При Сан-Марино 1994 выступая за «Scuderia Ferrari». В нескольких последних этапах серии также принимал участие уже известный любителям гонок и читателям данной статьи Габриэле Тарквини.
В 2001 эта серия уже полноценно переросла в чемпионат Европы, но кроме этого был сформирован новый класс для автомобилей - «Super Production». Состав участников же практически не изменился, но в нескольких гонках в сезоне приняли участия такие гонщики, как Иван Мюллер, который победил в одной из гонок, а также последние четыре гонки в чемпионате провел будущий гонщик Формулы 1 Фелипе Масса.
В 2002 году FIA из-за высоких затрат позволила изменить регламент на класс «Super 2000» и до 2005 года заезды проходили по правилам данного класса, которые включали в себя 2,0 литровые, а позже 1,6 с надувом моторы, выдающие 280 лошадиных сил. Правилами также были запрещены средства помощи водителю. В этом сезоне состав в принципе был таким же, единственное что можно отметить, в нем принял участие будущая легенда этих гонок - Том Коронель.
В последний сезон ETCC в нем принимали участие такие гонщики, как Александро Дзанарди и Ян Магнуссен, а чемпионом стал Энди Приоль на BMW, в будущем постоянный участник чемпионата мира по кузовным автогонкам.
Цикличная история вернувшегося чемпионата «WTCC».
В 2005 году чемпионат «ETCC» был вновь повышен до статуса мирового первенства и стал обозначаться, как «WTCC». Первые три титула, 2005, 2006 и 2007 взял Энди Приоль с командой BMW UK. В первых двух сезонах после возрождения чемпионата в его календаре было десять этапов по две гонки, которые проходили в том числе и на известных для болельщика формул трассах, таких как «Istanbul Park», «Autodromo Nazionale di Monza». В 2007 году календарь в целом не изменился, а из заметных отличий была только гонка в Швеции. А в чемпионате стал выступать бывший пилот Формулы 1 Тьягу Монтейру.
В третьем сезоне WTCC в чемпионате стали появляться российские гонщики, но они не добивались особых успехов и даже не финишировали в очках.
Следующие два года главной силой была команда SEAT Sport, на автомобилях с дизельным двигателям. Она выиграла чемпионат 2008 и 2009 силами пилотов Ивана Мюллера и Габриэле Тарквини. В эти годы чемпионат стал приезжать в такие страны, как Япония и Марокко. А суммарное количество этапов достигло 12.
Что же касается российских пилотов, то опять у них не было успехов, однако в 2008 году Андрей Романов принял участие во всех этапах серии, кроме гонки в Великобритании, но в конце сезона он покинул чемпионат на год. В следующем году Кирилл Ладыгин, провел уже полный сезон в WTCC, однако опять особых успехов не было.
Через пять лет после начала чемпионата, в 2010 году лидирующая сила опять сменилась. Новым первым номером стали американцы на Chevrolet, которые три года подряд в 2010, 2011 и 2012 забирали оба титула. Первые два титула в личном зачете из которых оформил Иван Мюллер, а третий - англичанин Роберт Хафф.
В начале нового десятилетия календарь серии был без особых изменений, а россияне все еще не приезжали в очки в чемпионате пилотов и выигрывали что-то в независимом зачете от «Yokohama». К тому же стоит сказать, что из России был один гонщик – вернувшийся в серию Андрей Романов, но он не провел полный сезон, пропустив этап на трассе «Brands Hatch».
Первые успехи российских пилотов пришли в 2011 году. Известный российский гонщик Алексей Дудукало, принимающий участие в этом сезоне за команду Lukoil сумел дважды финишировать девятым, на этапах в Бельгии и Германии, тем самым он набрал 4 зачетных балла и занял двадцать первое место в чемпионате пилотов.
В 2012 результаты Дудукало в серии WTCC значительно улучшились. По итогам сезона он набрал 33 очка и занял итоговое 15 место в чемпионате пилотов, а во второй гонке в Словакии финишировал вторым, тем самым принеся России первый подиум в этом чемпионате.
2013 год можно назвать сезоном борьбы, так как титул в личном и командном первенстве взяли разные команды. Титул пилота завоевали американцы, силами все того же Ивана Мюллера, а командный кубок достался японцам из Honda.
В этом году в календаре чемпионата впервые появился российский этап. Гонки проходили на автодроме «Moscow Raceway». Победу в первом заезде одержал мастодонт туринга Мюллер, а во второй гонке на верхнюю ступень подиума поднялся Майкл Нюкьер из Дании. Несмотря на прохождение этапа в нашей стране число российских пилотов сократилось, а результаты упали до уровня 2007-2008 годов.
В 2014 снова к верхушке пришла одна команда, это были французы из Citroen, которые выиграли титулы 2014, 2015, 2016 как в командном зачете, так и в личном силами аргентинца Хосе Мария Лопеса, который в будущем станет заводским пилотом Toyota в WEC.
В сезоне 2014 годы в календаре серии сохранился этап в Москве, а результаты российских гонщиков чуть-чуть подросли. Участвующий на полном расписании за заводскую команду «Lada» гонщик Михаил Козловский набрал 11 очков и занял 16 место в зачете пилотов.
В следующем сезоне представительство наших пилотов сократилось и ограничилось участием Михаила Козловского в двух этапах, в которых он не набрал очков.
В сезоне 2016 года в россияне не участвовали в чемпионате вовсе, но в серии присутствовал этап в Москве и заводская команда «Lada», одним из пилотов которой был такой известный спортсмен, как Габриэле Тарквини.
Последний год на данном регламенте был выигран Volvo в обоих зачетах, силами заводской команды Polestar Cyan Racing и Теда Бьёорка соответственно. Это был последний сезон чемпионата WTCC.
Российский этап отсутствовал в этом сезоне, как и российские гонщики. Так же чемпионат покинула и заводская «Lada».Что же до интересных особенностей, то серия увеличила число не европейских этапов. Так мировой туринг посещал ближневосточные страны, Китай и Аргентину. В целом статистически сезон не выделялся чем-то особым, кроме победы «Volvo» после серии доминирования «Citroen».
Переход на правила TCR, новейшая история чемпионата.
В 2018 году WTCC перешел на правила TCR объединившись с серией «TCR International». Главным отличием нового регламента было отсутствие заводских коллективов.
В сезоне 2015-2016 россияне выступали в международной серии TCR и добивались там неплохих результатов, заканчивая каждый из сезонов в топ-10 чемпионата. А в 2016 году Михаил Грачёв даже выиграл четыре гонки. Стоит так же отметить, что в календаре этой серии присутствовал этап на «Sochi Autodrom».
Теперь поговорим об объединенных сезонах серий. Из интересного в сезоне WTCR 2018 года было два этапа в Китае, а также участие некоторых пилотов. Многократный победитель Porsche Supercup и чемпион DTM 2017 Рене Раст принял участие только в своем домашнем этапе. А чемпион DTM 2008 и 2009 годов Тимо Шайдер принял участие практически в половине этого сезона.
Первым же чемпионом объединенной с серии стал Габриэле Тарквини на Hyundai, в 2019 корейцы удержали лидерство силами Норберта Мишелиса, но в соревнованиях команд они уступили команде Cyan Racing, которая завоевала оба титула в 2020 при помощи победы Яна Эрлаше в личном зачете.
В 2019 году WTCR посетили Малайзию и провели этап на автодроме «Sepang». Из календаря также убрали вторую гонку в Китае. В 2020 году в связи с пандемией календарь состоял из шести этапов на пяти трассах, на трассе «Motorland Aragon» проводилось два этапа.
Эта статья должна показать любителям гонок с открытыми колесами обобщенную статистику мировых кузовных гонок за последние несколько десятков лет, а так же дать понять о гонщиках серии. Писался этот материал с целью разобраться в данном виде автогонок. Спасибо за прочтение, а мы будем работать дальше и попробуем поднять еще интересных для вас тем.
Сделайте подобное про ДТМ, пожалуйста!