6 мин.

«Пеле и Гаринча были суперзвездами, а остались ни с чем! Со мной такого не будет!» - Нельсон Пике и его карьера

После побед в картинге и Formula Volkswagen в родной Бразилии Нельсон Пике перебрался в Европу в 1977, выиграв бессчетное количество гонок в Ф3 и дебютировав в составе Ensign в Ф1 на следующий год. После нескольких Гран-При за эту команду и за частный McLaren его пригласили в Brabham-Alfa на последнюю гонку сезона в Монреале. И это были длительные отношения. Пике всегда был диссидентом в Формуле 1, как и команда Берни Экклстоуна: в следующие семь сезонов они выиграли 13 Гран-При и два чемпионских титула.

Нечасто встречаются такие отношения между командой и гонщиком. С одной стороны, между Берни Экклстоуном и Пике сразу возникла симпатия. С другой стороны, между Нельсоном и техническим директором Гордоном Марреем сложилась какая-то совершенно телепатическая связь. И даже больше: в команде все, включая Чарли Уайтинга и Херби Блаша, ценили дух свободы в своем гонщике.

Это была идеальная атмосфера для такого человека, как Пике, и больше бы он такого нигде не нашел. Как и Кими Райкконена сейчас Пике не интересовало ничего, кроме управления машиной. Его отношение к PR мероприятиям было простым: он в них не участвовал. К счастью, в Brabham особо не нуждались в этом, а их главный спонсор, компания Parmalat, ничего не требовала от Нельсона, так что все было идеально.

Нельсон как-то сказал мне: «В какой-то момент Рон Деннис вел переговоры со мной о переходе в McLaren, и он тогда упомянул о бесконечном количестве мероприятий Marlboro и прочих спонсоров…забудьте, я тут же потерял интерес. Я не стану тратить свою жизнь на разговоры с людьми, которые ничего не смыслят в гонках. Вообще-то, я ленив. Когда я не на трассе, мне хочется оказаться на моей яхте и исчезнуть. Я плаваю, катаюсь на лыжах, смотрю телевизор, валяюсь, ничего не делаю. Я такой, и когда я оказываюсь на гонке, я чувствую себя отдохнувшим».

Пике выиграл свою первую гонку в 1980, а свой первый титул через год. На последнем Гран-При сезона в Лас-Вегасе он финишировал пятым, и, хотя этих очков хватило для титула, я никогда еще не видел такого уставшего гонщика, каким Нельсон был в тот день в пустыне. Он никогда не был в такой хорошей форме, как Алан Прост или даже безостановочно куривший Кеке Росберг.

 

Через два года за рулем блестящей Brabham BT52 с мотором BMW он снова выиграл чемпионат, но был один момент в команде Берни, который начал на него давить. В Австрии в 1985 мы говорили об этом, и тот разговор остается одним из самых примечательных бесед с гонщиком в моей жизни. Я наблюдал в одном из поворотов, а затем, проходя мимо автодомов около паддока, услышал стук в окно. Я увидел лицо Нельсона, которое было наполовину скрыто занавеской. Он звал меня к себе.

С самого начала времен летом паддок Формулы 1 начинает заполняться слухами о следующем сезоне. Тогда никакой секретности особо не было, но все же все старались не вскрывать карты раньше времени. Но не в этот раз. Пике сказал: «Помоги мне. Я не знаю, что делать в следующем году. Иногда я думаю о Пеле и Гаринче. Они были суперзвездами, их знал весь мир, и они остались в итоге ни с чем! Пеле отправился в клуб New York Cosmos, когда начал стареть, чтобы заработать там, и сейчас он в порядке, а случись иначе…Я так тебе скажу. Со мной такого не случится».

Признаюсь, я тогда опешил, ведь Пике был в команде так долго, он был для Brabham всем, как Джим Кларк для Lotus. Но, очевидно, ему казалось, что его присутствие воспринимают как должное слишком долго. Он продолжал: «Так иного людей говорят: «О, Пике, у него простой взгляд – любит гоняться, деньги его не интересуют». Ха! Меня обманывали семь лет. Поначалу мне было все равно, ведь я присоединился к великой команде, и это был мой большой шанс. Я знал это очень хорошо. И Берни тоже. С тех пор я дважды выиграл чемпионский титул, был верен команде, а Прост зарабатывает в три раза больше меня. Не знаю, как ты оцениваешь нас, но Алан точно не в три раза лучше!»

Не помогал и тот факт, что Берни в 1985 получил жирную поддержку Pirelli, что было хорошо для него, но не слишком нравилось гонщикам: «Берни переключился с Goodyear на Pirelli, не сказав мне перед этим, и это изменило мое отношение к команде. С одной стороны, шины были неконкурентоспособны. С другой, Pirelli полностью полагались на меня, я проехал эквивалет 75 Гран-При на тестах для них! Забудьте про PR, вот настоящая работа гонщика, и за это мне должны адекватно платить!»

 

Его недовольство росло, и он стал говорить быстрее и громче. Затем он резко остановился, и замолк на пару секунд: «Если я останусь в Brabham еще на год, люди подумают, что я никогда не уйду. Берни уже так считает…» Если и так, то какая альтернатива была у Нельсона, раз он уже начал смотреть по сторонам? Он сразу же ответил: «Williams».

Обычно гонщик проведет какой-то анализ и подумает перед разговором о зарплате, но для Нельсона никогда не существовало запретов: «Я получаю миллион долларов от Берни. И я попросил удвоить сумму, что все равно намного меньше, чем получает Прост. Он предложил мне 1.6 миллиона плюс сто тысяч за каждое очко, и он считает, что этого хватит, чтобы удержать меня». Я спросил про предложение Williams. Нельсон ответил: «3.3 миллиона. Плюс десять тысяч за каждое очко». Дальше он сказал то, что много говорило о его чувствах к Brabham и опасениях о переходе куда-либо: «Я не хочу уходить, но… Но я не хочу закончить, как Гаринча. Я сказал Фрэнку, что готов подписать контракт – делаю ли я все правильно?» Я сказал, что решение довольно простое. Он кивнул.

Обычно такие разговоры начинаются с фразы «не под запись», но для Нельсона было нормальным, сначала обнажить душу, а потом сказать: «Ничего не пиши пока, ладно? Пока все не подписано». Он подписал контракт с Williams, где выиграл третий титул в 1987 перед тем, как перейти в Lotus, затем в Benetton, где Нельсон одержал еще три победы, прежде чем ушел из Формулы 1 в конце 1991. После ухода Пике Brabham не выиграли ни одной гонки.

Пике, как мне кажется, один из тех гонщиков, как Джек Брэбем, Мика Хаккинен, которых сильно недооценивают. Джек и Мика тоже были чемпионами несколько раз, как и Нельсон, но их имена редко всплывают при разговоре о лучших гонщиках. Но все они заслуживают ими быть.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за ноябрь 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал