Скорая помощь Формулы 1
Долгое ожидание очевидного всем решения о судьбе Гран-При Бельгии в прошлом году многими было описано как бесконечное поедание чипсов и сидение в чатах и соцсетях. Но для водителя медицинской машины Алана ван дер Мерве это было весьма напряженное время. Он и водитель машины безопасности Бернд Майландер проехали больше кругов, чем машины Формулы 1, регулярно выезжая на трассу и проверяя ее состояние, чтобы дирекция гонки могла решить, продолжать гонку или нет. Все это часть работы чемпиона британской Формулы 3 2003 года, которой он занимается с 2009 года после случайной встречи с Чарли Уайтингом в аэропорту Хитроу.
Ван дер Мерве: «Иногда на меня обращают внимание по всяким мелочам. Бывает, у меня случаются совсем маленькие заносы на трассе, и все это появляется на Reddit и Youtube. Большую часть времени мы незаметны, но нужно совсем немного, чтобы привлечь внимание». Южноафриканец сам признается, что основу его времени на Гран-При составляет ожидание событий, вероятность которых FIA очень старается снизить или убрать совсем. И это вовсе непохоже на жизнь гонщика: ван дер Мерве и его важный пассажир доктор Йен Робертс всегда в машине и готовы выехать на трассу во время каждой гоночной сессии уик-энда. Это применимо и к гонкам поддержки, когда большинство гонщиков Формулы 1 спокойно завтракают. Надо сказать, эта среда вполне может вызвать клаустрофобию, когда так долго находишься в замкнутом пространстве в напряжении, а система связи между ван дер Мерве и Робертсом такая чувствительная, что они могут слышать дыхание друг друга.
Ван Дер Мерве рассказывает: «Это, наверное, немного странно, что мы вкладываем столько усилий в подготовку к тому, что наверняка не случится, так как для этого как раз параллельно проводится комплекс разных мероприятий. Нужно много всего подготовить, нужно долго ждать, а в итоге ничего не происходит. А потом, в какой-то момент, происходит что-то, где мы нужны. Это больше не про пилотирование, а про понимание Ф1 и необходимость быть готовым в любой момент. Цель состоит в том, чтобы гонщики всегда покидали трек и возвращались домой».
Важность медицинской машины наглядно была показана во время Гран-При Бахрейна 2020 во время аварии Романа Грожана. Первым на месте одновременно с маршалом Таиром Али Тахером с огнетушителем был Робертс, который помог Грожану выбраться из разрушенной машины Haas. Рядом был и ван дер Мерве, который поливал обоих из огнетушителя, который он достал из багажника своего Mercedes.
Спасение привлекло к команде большое внимание, от которого ван дер Мерве предпочитает скрываться. Но он говорит, что это был положительный опыт, который показал всем компетентность и храбрость Робертса: «Мне никогда не нравилось находиться в свете софитов. Мне нравится быть малозаметным, но здорово, что Йен получил признание, которое он заслуживает. Он работал над этим на протяжении десятилетий, он вкладывает много сил. И было здорово, что люди увидели, что мы тут не просто для шоу. Но есть одна вещь, которую люди не увидели в Бахрейне – нам даже не пришлось делать свою работу, мы просто оказались там. Если бы все было не так радужно, тогда бы люди увидели, на что реально способен Йен, какой у него опыт, навыки и как он храбр. Было здорово, что нас отметили за ту работу, которую мы постоянно делаем, что мы пригодились, потому что часто ты чувствуешь свою ненужность».
Ван дер Мерве объяснил, что ключевая часть – это подготовка и поддержание в рабочем состоянии оборудования. Надежность – самое главное. Это включает проверку и наблюдение за биометрическими перчатками гонщиков, в разработку которых ван дер Мерве и Робертс вложили немало сил. Они позволяют следить за пульсом гонщиков, насыщением крови кислородом, а также за движениями гонщиков, что позволяет понять, чего ожидать по прибытии на место аварии, например.
Подготовка к гонке зависит от конкретной трассы, опыта ее персонала и от машины, которую использует ван дер Мерве. Mercedes и Aston Martin теперь делят уик-энды, и каждая из них имеет свои особенности, так что нужно время, чтобы адаптироваться. Время в четверг используется, чтобы протестировать все системы, например, стартовую процедуру, чтобы лучше изучить трассу, чтобы помочь с доработкой самой медицинской машины.
Сам пилотаж, конечно, имеет значение. Ван дер Мерве должен быть уверен в себе в любых условиях и точно понимать, что происходит вокруг. Такой опыт уникален, его можно получить, например, гоняясь на машине Ф3 в заморозки в Пембри, как в шутку говорит сам Алан. Между машиной Формулы 1 и медицинской машиной огромная разница в темпе, так что ему нужно гнать во всю мощь: «Вот поэтому Чарли нужны были люди с опытом в Формуле 1, ведь разница между гоночной машиной и моей колоссальная, более минуты на круге. Если вы только учитесь, то можете спровоцировать инцидент».
Все это позволяет выработать огромное доверие между Аланом и Йеном, чтобы тот не боялся за свою жизнь в каждом повороте. Ван дер Мерве описывает их отношения как настолько хорошие, насколько это вообще возможно: «Я знаю, что могу рассчитывать на Йена, если все будет плохо. Мне кажется, мы отлично дополняем друг друга».
Но отношения с гонщиками нельзя воспринимать как должное. Ван дер Мерве в паддоке уже давно, так что его хорошо знают, и неважно, видят ли его мельком в гараже, если гонщики приглашены специально, или же бригада вытаскивает кого-то из машины во время аварии. Но он всегда старается показать, что они с Йеном стараются улучшать свои навыки со временем: «Это довольно закрытый клуб, некоторые гонщики знают нас лучше, чем другие. У меня хорошие отношения со всеми. Мы все здесь делаем свою работу, а наше взаимодействие, как правило, короткое. Мне хочется думать, что они ценят наше присутствие, но я не расстроюсь, если это не так, потому что я сам не думал о таких вещах, когда гонялся. Некоторые больше беспокоятся о безопасности, понимают, что можно улучшить и доработать, а другие меньше, и они могут задавать разные вопросы во время брифингов. Именно там мы и выстраиваем с ними диалог. Мы знаем, что предела совершенству нет, но важно, чтобы гонщики и команды знали, что мы делаем все возможное».
Не все встречи ван дер Мерве с гонщиками становятся следствием аварии, как у Грожана. Иногда Алан подбирает гонщиков на трассе во время свободных практик, если они останавливаются на трассе и вывешивается красный флаг: «Мы своего рода привилегированное такси, по большей части мы делаем это, чтобы гонщики и команды были спокойны и понимали, что мы делаем свою работу, и чтобы они поменьше использовали скутеры или шли пешком обратно в боксы».
Алан вспоминает взволнованного Серхио Переса после победы в Баку, когда мексиканец остановился на трассе во время круга почета. Но не все хотят общаться, когда их забирают на трассе: «Иногда они рады поболтать, иногда нет. Часто, когда они садятся к нам в машину, они еще сосредоточены на гонке, и для них это просто конец света. Это может случиться после аварии в квалификации, и они думают, что уик-энд на этом закончен. Это интересно. Я как будто водитель Uber, который за день встречает совершенно разных забавных людей…»
Это перевод статьи Джеймса Ньюболда из журнала GP Racing UK за январь 2022.
Фото: MotorsportImages.com;
Этот блог в соцсетях: