5 мин.

Зрители «Дакара» руками поставили на колеса перевернутый багги. Это запрещено правилами, но судьи не всегда наказывают

Здесь встречается дух рейда с буквой правил.

Легендарный дух «Дакара» живет не только среди гонщиков или на бивуаке: практически на любой дюне, собирающей местных жителей, любой участник рейда найдет рьяных и гостеприимных помощников, если что-то пойдет не так.

Как у женского экипажа №356 испанки Мерсе Марти и Марго Йоберы (да, у них в команде только девушки – даже механики и менеджеры, всего 5 человек): стоило им перевенуться – как аравийцы тут же помогли и поставили мотовездеход на колеса.

Это единственный плюс от опасной раллийной традиции наблюдать за гонками буквально в паре метров от мощнейшей техники – иногда можно и пострадать.

Трибуны «Дакара» – вершины дюн. И гонщикам остаются лишь маленькие щелочки для проезда между зрителями

И женскому экипажу повезло дважды: они поехали дальше и почти не потеряли времени, а еще не попали под судейское расследование, штрафы или даже дисквалификацию – ведь вообще-то помощь со стороны зрителей не допускается по регламенту.

«Местные пробовали помочь всем, чем можно: перевернуть свои машины, вытрясти из них бензин. У них ничего не получилось. Ни у кого с собой не было топлива в канистрах. Готовы были на руках отнести, но помощь внешняя запрещена – поэтому мы отказались», – рассказывал штурман русской команды Snag Racing Андрей Рудницкий в 2020-м.

«По букве закона помогать на спецучастках друг другу могут только участники гонки. На лиазонах помощь команд и механиков допускается только в зонах сервиса, отмеченных организаторами. Помощь «гражданских» запрещена. Это что касается правил на бумаге. Но всегда есть исключения.

Местные жители и зрители не знают нюансов правил и всегда стремятся помочь участникам, попавшим в трудную ситуацию. Им круто почувствовать себя причастными к большим гонкам. Они помогали, помогают и будут помогать, несмотря на регламент.

Но почему же кому-то за такое нарушение судьи безжалостно влепляют штраф, а на кого-то вообще не реагируют? Все просто. Чем ты ближе к подиуму, тем жестче контроль.

В кабинах топовых экипажей стоят организаторские камеры «слежения», их треки тщательно изучаются, выборочно берутся дорожные книги после финиша на предмет доп пометок и тому подобное. Чем экипаж или гонщик дальше от топ-10, тем лояльней отношение. Ну, разве что не всплывет доказанный факт вопиющего нарушения или конкурент подаст протест. Организаторы понимают, что для половины участников главное финиш, а не результат и при отсутствии претензий на призовое место (даже в отдельно взятом зачете) сильно заморачиваться никто не будет», – объясняла русская гонщица Анастасия Нифонтова.

Потому когда экипаж Сергея Карякина на «Дакаре»-2021 после жесткой аварии отбуксировали разбитый багги Snag Racing в сторонку для ремонта – екатеринбуржцам выписали 6 часов штрафа, поскольку они выиграли следующий спецучасток и претендовали на подиум.

«Наша машина сломалась, мы были вынуждены остановиться. Подъехали местные жители и предложили помощь, – подтвердил после финиша следующего этапа сам Карякин. – Нас увидели с местной машиной другие участники и сняли это на видео. Арабы пытались нам помочь, это правда. Но по факту что-то сделать они не смогли.

Сейчас к нам есть вопросы со стороны организатора. После победы на сегодняшнем спецучастке нас ждали в штабе гонки. По итогам встречи дали пенализацию в размере 6 часов за то, что мы съехали с трека и вернулись на него. У нашего оппонента есть видео, когда мы едем за машиной араба, он пытается им апеллировать, но по нему нельзя доказать, что была какая-то помощь, непонятно, что там происходит.

Мы не пытаемся бороться за первое место по итогам всей гонки, наша цель теперь – финиш и хорошее время на оставшихся спецучастках».

Русский чемпион «Дакара» обвинил соперника в запрещенной помощи от местных. И тут же воспользовался ею сам – после жесткой аварии

Но бывают и более вопиющие ситуации.

«Саудит, который участвует в гонке и показывает неплохое время, абсолютно внаглую использовал «черную технику», – рассказал русский гонщик в сториз команды Snag Racing в инстагарме в 2021-м. – Просто по беспределу обслуживают прямо на спецучастке. За ним ехал красный пикап, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски. Это незаконный сервис, за который, кстати, дисквалифицируют».

«Единственные, кто за нами ездит – фанаты, они предлагают нам кофе и чай после и перед этапами. Ничего больше», – опровергал испанский штурман саудовца Ориоль Видаль Монтихано.

На «Дакаре» местному гонщику с госсвязями позволили чинить машину в запретных зонах. Проблему вскрыл русский соперник

Итак, что же в итоге можно? Поить чаем и кофе, обогревать, рассказывать смешные местные анекдоты, фотографировать гонщиков с верблюдами, помочь с вызовом помощи или технички.

Нельзя – тащить машины на руках (или буксировать), доливать бензин, самостоятельно что-то менять, указывать направление, прыгать под колеса.

Почему экипаж №356 остался в гонке? Из-за отсутствия подиумных перспектив: после восьмого этапа он занимал 18-е место с отставанием в 12 часов от лидера и 10 часов – от топ-3. Хотя формально, конечно, организаторы должны были рассмотреть инцидент и вынести наказание.

Но «Дакар» не везде суров.

Легендарное братство «Дакара»: пятеро гонщиков вместе починили байк упавшему сопернику. Изолентой и веткой

«Дакар» – чистые эмоции: гонщики чуть не подрались после финиша (толкались и матерились). А закончили обнимашками и пирогом

Перевернутому грузовику на «Дакаре» вырвали капот буксиром из дюны. Веселый первый день для парализованного гонщика

Фото: REUTERS/HAMAD I MOHAMMED