Машинка из хэппи-мил, фишки и Lego 2000-х, ниточка в юность: сотрудники Sports.ru – с любимыми историями о «Формуле-1»
Ностальгия от тех, кто не работает в разделе «Авто».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/c0/abfb3882a4e688bd44b9de2b4bf22.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В «Ф-1» шок-контент! Макс Ферстаппен на последнем круге решающей гонки стал чемпионом!
Все детали можно узнать здесь, а ниже – любимые истории о гонках от тех, кто работает на Sports.ru, но не пишет про автоспорт.
Когда, если не после такой великой гонки, такое обсуждать!
Андрей Васильев, редакция
В августе 2000-го, в восемь лет, я совсем не понял «Брата-2», которого смотрел на большом экране в концертном зале санатория под Минском, толком не осознал ужаса «Курска», про который каждый вечер говорили из телевизора в холле для расположившихся на стульях вокруг, а кроме великолепной запеканки из столовой лучше всего запомнил свой первый в жизни «Макдоналдс». Где-то в центре Минска мне купили хэппи-мил с игрушкой. Это была желтая гоночная машинка.
Уже тогда я четко знал: желтый – значит «Джордан». Оставалось только выбрать из двух впечатляюще звучных имен, кто именно у меня в руках: Хайнц-Харальд Френцен или Ярно Трулли. Кажется, я так и не смог, поэтому запускал по очереди то одного пилота, то другого.
К машинке прилагалось что-то типа стартовых колодок: оттягиваешь веревочку, пять кружочков друг за другом становятся красными, резко отпускаешь (гаснут огни!) – и Френцен/Трулли вылетает. Ну, сантиметров на тридцать.
Хотя вообще-то на стене в комнате у меня висел календарь с Микой Хаккиненом, а болел я за Рубенса Барррикелло – как-то сразу симпатизировал тем, кого прижимают. И умел с первого взгляда отличать пятую фишку от десятой из этой коллекции. Там почти одинаковые общие фотки, но в центре можно распознать (не в таком разрешении, конечно) на одной Рубенса, на другой Шумахера.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/51/cb124ac0a424bb0ac9af978b9fc28.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Для зеленой тетрадки, куда я вписывал все результаты, которые можно было услышать в новостях и спортивно-музыкальном канале на «Маяке», я во дворе специально выиграл вторые экземпляры топ-4 сезона-2000: Михаэль, Хаккинен, Дэвид Култхард и Рубенс – чтобы рядом на скотч приклеить их фишки.
А собирательный образ Френцена и Трулли, которые вроде бы чаще сходили, чем финишировали, и закончили чемпионат девятым-десятым, еще долго хранился в том же ящике рядом с тетрадкой.
Тимур Калухов, маркетинг
Главное воспоминание – это шлем Хуана-Пабло Монтойи, когда он гонял за «БМВ». Синий – мой любимый цвет, а кислотно-салатовый шлем всегда выделялся в трансляции. Вот так просто я выбрал причину, чтобы болеть именно за колумбийца.
А потом совершенно случайно мне подарили Lego по «Формуле-1» – по счастливой случайности именно модель «Уильямс». Очень любил эту модельку.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/9f/e6b9f6551465aaa0dd839aeef8b60.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Руслан Копылов, редакция
У меня странные воспоминания о «Формуле-1» из детства. Я точно помню включенный по воскресеньям телевизор, но небанальных развязок и героев не назову. Зато в голове четко записан звук, с которым болид мчит по трассе. Почему-то этот звук успокаивал, его хотелось включать фоном, даже если занимаешься другими делами.
Возможно, гул двигателя отвлекал от воскресной тишины на задворках Керчи, которая прерывалась криками детей и руганью местных алкашей. Или просто был достаточно монотонным (в отличие от резких окриков), чтобы успокаивать – знаете, как стук колес поезда. Потом мы переехали: новый район был густонаселенным, в нем хватало собственных звуков.
Желание вновь смотреть «Формулу-1» (и заодно любовь к ней) в прошлом году мне вернул чат по интересам в телеграме. В пятницу или субботу обычные обсуждения футбола и бытовухи прерывались криками (да, это были сообщения в мессенджере, но ГРОМКИЕ) «КВАЛА» – и чат утопал в проклятиях, возмущениях и восхвалениях. Я достаточно спокойный человек, даже меланхоличный, но эта эмоция затянула и меня.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/6a/0149b71d942a9ae8fd8885ef01cbb.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сезон-2020 не давал расслабиться (то половина гонщиков не доехала до финиша, то Ромен Грожан чуть не сгорел заживо), в этом впервые за долгое время есть интрига. Но главным все равно остается звук, с которым болид летит по трассе.
Михаил Стогов, продакт
«Формула-1» пришла в мою жизнь совершенно случайно: где-то в 2010-м друг отдал мне целую коробку своих игр на PSP. Почему-то среди всего множества довольно популярных (там были и GTA Vice City, и Tekken 5) я плотно подсел именно на Formula 1 2006.
Я провел за ней буквально тысячи часов, проходя карьеру снова и снова. Спустя какое-то время PSP окончательно устарела, я переключился на стратегии, и «Ф-1» исчезла из моей жизни.
Но в 2015-м она вернулась, опять совершенно случайно: я проснулся с каким-то ужасным похмельем рано утром в воскресенье, принимать вертикальное положение мой организм отказывался, все что я смог – дотянуться до пульта от телевизора и включить «Россию 2», где как раз показывали, если я правильно помню, гран-при Австралии, первую гонку сезона. И вот уже шестой год не могу остановиться. Перефразируя известный лозунг «Ф-1»: When you drunk – watch Formula 1.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/09/a7f86e7ee4bdba4b9d61f91da739e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Самое удивительное в этом всем, что я смог увлечься «Формулой» именно в период, когда установилась полная гегемония «Мерседеса» – интригой, в общем, я не избалован.
Список чемпионов за последние годы можно сравнить только с одним:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/d3/9f75935cb4674872c78dc473b61d5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А Старт Льюиса в одиночестве – момент, который отлично иллюстрирует эту эпоху.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/87/6da5b082c4775a1322a7bf8024ce3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но я все равно полюбил «Формулу», даже без интриги в чемпионате, и вот почему.
«Ф-1» – уникальный вид спорта. Ее нельзя отнести ни к индивидуальному, ни к командному виду. Чтобы выиграть чемпионат, тебе нужно все и сразу: индивидуально сильный пилот, слаженные команды инженеров и стратегов на мостике, а также лучшие инженеры-конструкторы, чтобы построить конкурентоспособный болид. Когда у тебя такая смесь – не может всегда и все идти гладко, так и возникает максимальное напряжение от просмотра: ошибка одного звена в этой цепочке – и ты в стене или в хвосте.
Кроме того, «Формула-1» – это сериал. И я даже не про Netflix (хотя Drive To Survive прекрасен и хорошо иллюстрирует, что я хочу описать).
Судите сами, есть главные герои: 20 лучших гонщиков в мире. Которые из сезона в сезон соревнуются друг с другом и взаимодействуют не только на трассе, но и за ее пределами. Посмотрите хотя бы на пресс-конференцию глав «Мерседес» и «Ред Булл» – интеллигентный треш-ток, по накалу не уступающий UFC. (Да, в отличие от футбола или многих других видов спорта, конференции в «Ф-1» практически всегда групповые, что несомненно огромный плюс).
Получается, ты смотришь не просто гонки, ты смотришь сериал, со своими антагонистами и протагонистами. Выбираешь своих любимых и нелюбимых персонажей, знаешь их предысторию, историю их взаимоотношений. А мини-кульминацией, очередной неповторимой серией этого сериала становится их схватка на очередном гран-при.
Просто посмотрите Drive To Survive и убедитесь, что Netflix ничего не нужно было придумывать: достаточно было просто взять камеру и снять все, что происходит за пределами трассы, и сценарий отличного сериала сложился сам собой.
И вот спустя 6 лет моего увлечения я могу записать в плюсы «Формулы-1» еще один – интригу в чемпионате. Наконец-то чемпион не становится известен в середине сезона.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/ac/1c7042fed4b8aae2b8bcf22f096c9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
За эти годы я смог заинтересовать «Формулой-1» 10 человек среди знакомых и друзей. Задача была очень трудной, потому что поначалу это все выглядит как «машины ездят по кругу 3 часа и ничего не происходит». Суммарное количество болельщиков «Формулы-1» в России таким образом достигло 20 человек, включая Алексея Попова. Говоря серьезно, финальный Гран-при и весь сезон-2021 – это именно то, чего так долго не хватало «Ф-1», и что притянет к этому спорту не только новых фанатов, но и вернет старых. Чему я безмерно рад.
Вячеслав Самбур, редакция
Для меня «Формула-1» – одна из ниточек, связывающих с юностью.
Лет 20 назад – подростком – я искал небанальный спорт для увлечения. Футбол и хоккей не подходили, единоборства тогда еще не завезли в Россию, зимние виды копошились на периферии: биатлон и лыжи почти не шли впрямую. А вот гонки ритмично мелькали на экране 7 месяцев в году – в сериал было легко встроиться; при этом болиды выглядели очень стильно, а постигать сам спорт и людей в нем оказалось интересно (хоть и трудно).
Первая половина нулевых прошла для меня под голос Алексея Попова и шелест глянцевого F1Racing. Выпуски попадали в мои руки почему-то с годичной задержкой, но важно уже то, что отец доставал этот великий журнал, а с остальным можно было смириться. Я читал Питера Уиндзора, сравнивая по фото стили пилотирования Шумахера, Монтойи, Алонсо, Райкконена, не усваивал практически ничего и интуитивно понимал: обожаю «Формулу-1» за соперничество личностей, а не моторов и покрышек.
После чемпионства Кими в 2007-м интерес снизился: несколько лет я следил за гонками по инерции – с уважением, но уже без трепета, а царствование Хэмилтона, по сути, пропустил. Казалось, что «Формула-1», несмотря на попытки освежить эфиры/правила/антураж, только усложняется и отдаляется от зрителя. Характеры стерты, а пилоты олицетворяют разве что набор навыков и спонсоров, но никак не личных качеств.
Этот сезон будто вернул меня в начало нулевых. Райкконен и Алонсо до сих пор гоняются, в деле Шумахер и Ферстаппен (а я прекрасно помню за рулем их отцов), а на трассе наконец-то соперничают не болиды, а личности.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/86/3e660cd7a48a0b46480fa7949f5a6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В воскресенье я на полтора часа отвлекусь от любимых биатлона и лыж ради мощнейшей развязки в Абу-Даби. Никогда не сопереживал Хэмилтону, но в этот раз поболею за него – что может быть интереснее доминатора под угрозой свержения?
Ну а главное: если Хэмилтон проиграет, то эта ниточка, ведущая меня в юность, порвется.
***
Ждем вас в комментариях со своими историями о «Формуле»! Сейчас явно лучший момент, чтобы поделиться.
***
Суперфинал в «Формуле-1»: у Хэмилтона и Ферстаппена равенство по очкам перед решающей гонкой
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI FLORENT GOODEN via www.imago-ima/www.imago-images.de, Panoramic/Keystone Press Agency, Dppi/Keystone Press Agency; festima.ru/; formula1.com/
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды в магазин игрушек Toy.ru.
А еще в журнале "Спорт-калейдоскоп", где славились заголовками с провокацией, после чемпионства Хаккинена была обложка с ним и заголовком "Вот тебе Herr Шумахер!" - что-то в стиле "бей, Хохлов, спасай, Филимонов".
А еще там был, помню, целый разворот с голыми болельщицами, выбегавшими на поля - без цензуры! Так формировалась моя сексуальность...
Спасибо, Андрей Васильев, за такое светлое воспоминание! :3
А 1 мая 94-го я впервые столкнулся со смертью - хотя умом надеялся, что Айртона спасут, но чувствовал почему-то, что нет.
В те годы мне, 8-летнему пацану, очень хотелось сесть за руль карта и самому гонять по трассе как Шумахер. Но знанием, где это можно сделать в провинциальном Архангельске я не обладал, а интернета не было (я даже о его существовании ещё не знал). Поэтому дома из подручных предметов: стул, одеяло, игрушечный руль (с кнопочками, нажимая на которые воспроизводился звук различных транспортных средств) я соорудил свой «болид». А спереди приклеил нарисованный логотип Фольксвагена (это был мой моторист, решил быть оригинальным, зачем брать мотор, который итак уже представлен в Формуле 1). Итак я надевал самодельную балаклаву, хоккейный шлем, наушники для переговоров с командным мостиком и, сидя за рулём моего «болида», смотрел на схемы трасс из журнал F1Racing и представлял как проезжаю их. А также ещё на полу комнаты я мастерил свои трассы. По ним гоняли мои игрушечные машинки. Каждая была привязана к конкретному пилоту, а в тетради я чертил турнирную таблицу и вёл статистику моих соревнований.
К сожалению, сезоны 2006 и 2007 годов я не видел, так как права на показ Формулы 1 тогда перешли от России к Рен-тв, который тогда не входил в число общедоступных каналов, а спутникового телевидения у нас не было. Таким образом я пропустил последнюю гонку Шумахера за Феррари и чемпионство Кими Райкконена. О победе Кими и событиях того сезона в целом я узнал лишь из журналов. Но именно тогда на смену ушедшему немцу я стал болеть за Айсмена.
К концу сезона 2008 у меня появился Рен-тв и я смог увидеть финальную гонку в Бразилии, где Масса проиграл титул Хэмилтону. Формула 1 снова вернулась в мою жизнь, сезон 2009 года с чемпионством Брауна лишь закрепил мою любовь автогонкам, теперь я стараюсь не пропускать важные и любимые Гран-при даже если нахожусь за тридевять земель. Так финал сезона 2016 года, когда Росберг стал чемпионом я смотрел в глуши в горах Вьетнама (благо интернет был). В этом же году планирую смотреть борьбу за чемпионство и последнюю гонку любимого гонщика, находясь в горах Колумбии. Надеюсь интернет не подведёт)
И завал в Спа - но ещё сильнее было подруливание ДиСи в сторону Шумахера (авось, не заметит и налетит!) и последующий drang nach boxen Михаэля.
И слёзы Мики в Монце-99, когда он сам едва не лишил себя титула.