«Ферстаппен – оскорбление для «Ф-1», ребенок за рулем». Чемпионы возмущались дебюту Макса в 17 лет, команда сравнивала его с Сенной
Горячие цитаты из 2014-го о новом претенденте на титул.
Макс Ферстаппен в свои 24 года вплотную приблизился к чемпионству в «Формуле-1» - перед Гран-при Абу-Даби он лидирует за счет большего количества побед. В таком возрасте его коллеги плавно перетекают из категории «молодые и перспективные» в звезд, крепких середняков или пилотов менее престижных серий. При наилучшем раскладе впереди самое насыщенное и успешное десятилетие карьеры.
Главный на сегодня гражданин Нидерландов уже откатал 140 Гран-при и вошел в 20-ку лучших пилотов «Ф-1» по числу побед (в эпоху доминировавшего «Мерседеса»!). За спиной целая жизнь в системе «Ред Булл» – бурная, как он сам. Самое время вспомнить, как все начиналось.
Макс почувствовал себя звездой еще в 16 – до первой гонки в «Ф-1». В начале 2014-го пацан перешел из картинга в открытые колеса, а летом того же года получил контракт на выступление в «Формуле-1» в 2015-м. Мгновенный переход из «Формулы-3» в «Торо Россо» стал причиной, по которой перспективный юниор выбрал программу «Ред Булл», а не «Мерседеса», где его продолжили бы обкатывать в младших сериях.
Будь немцы посмелее, сейчас Ферстаппен сражался бы с Льюисом Хэмилтоном в одной команде. С другой стороны, его резкий характер вряд подходил гармоничному «Мерседесу»: получилось бы весело, но не обязательно эффективно. В любом случае, мы этого уже не узнаем.
«Для начала мы бы отправили Макса в GP2 и дали возможность принять участие в тестах в «Формуле-1», – признавался босс «Мерседеса» Тото Вольфф. – Он обладает невероятным талантом и, возможно, станет настоящей звездой. Пойдет ли на пользу чемпионату дебют 17-летнего гонщика – уже другой вопрос. «Формула-1» – не площадка для обучения».
Ребенок, от которого бомбило чемпионов «Ф-1»
Макса, конечно, ждали в «Ф-1», но не настолько скоро, поэтому предстоящий дебют стал информационной бомбой. О трансфере высказались, пожалуй, все пилоты, эксперты и легенды чемпионата.
«17 лет – очень юный возраст, но, может, он докажет, что все мы неправы, – рассуждал журналист Люк Смит, ныне работающий в Autosport. - С самого начала пути в «Ф-1» в 2005-м «Ред Булл» сменил тренды и произвел революцию в чемпионате. Они могут похвастаться самым молодым пилотом «Ф-1» (Хайме Альгерсуари), самым молодым гонщиком, заработавшим очки (Даниил Квят), самым молодым победителем Гран-при и чемпионом мира (Себастьян Феттель).
Учитывая сенсационный старт карьеры, Ферстаппен способен побить все эти рекорды. Возможно, однажды мы оглянемся назад и назовем такое решение гениальным, хоть оно и заставляет нас чувствовать себя старыми».
И малец превзошел достижения предшественников: вышел на старт гонки в 17 лет и 5 месяцев, через две недели заработал очки, а победой на Гран-при Испании-2016 улучшил рекорд Феттеля почти на 2,5 года! Но самым молодым чемпионом останется все же Себастьян – слишком долго «Ред Булл» не мог построить достойный болид.
Разумеется, нашлись и недовольные переходом неопытного юнца на высший уровень. Обеспокоенность выразил даже президент ФИА Жан Тодт:
«Лично я думаю, что Ферстаппен слишком молод. Пару дней назад мы изменили критерии получения гонщиками суперлицензии. Начиная с 2016 года, пилот не сможет получить суперлицензию, если не имеет права водить машину на дорогах общего пользования. Мне это кажется вполне логичным решением».
Так Ферстаппен стал первым и (пока) последним несовершеннолетним в «Ф-1». Его рекорды останутся если не вечными, то точно долгоиграющими.
Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев уже тогда не сдерживался в выражениях:
«Сказать правду? Макс – это оскорбление для «Формулы-1». В «Ред Булл» вообще что-нибудь понимают, сажая за руль болида ребенка? Я не сомневаюсь, что он быстр, но у него нет никакого опыта. Я пришел в Гран-при в 25 лет после победы в «Инди» и уже был достаточно опытен. Макс – нет. Прежде чем бороться с остальными, нужно многому научиться. И учить этому должна не «Формула-1». Не думаю, что в «Ред Булл» рассчитывали на такую реакцию прессы, но дебют 17-летнего гонщика выглядит в негативном свете».
У двукратного чемпиона Мики Хаккинена возникли вопросы к Йосу Ферстаппену – бывшему коллеге по «Ф-1» и отцу Макса:
«В 16-17 лет гонщик абсолютно не готов к дебюту в «Формуле-1». Как менеджер и как отец я бы никогда не позволил такому молодому пилоту совершить этот шаг. Слишком рано для дебюта, и, если у гонщика ничего не получится, его карьера получит большой удар».
Другой финн Мика Сало, выступавший за «Феррари», согласился с тезкой:
«Думаю, это очень плохо для «Формулы-1». На мой взгляд, нельзя допускать таких молодых пилотов до участия. Это вершина автоспорта, к которой гонщики стремятся много лет, а не младшая гоночная серия. Что будет, если он не справится и через два года покинет чемпионат? В 19 лет он окажется никому ненужным».
Спойлер: к 19 годам Макс хоть и приобрел репутацию агрессивного крэшера, зато превратился в ключевого пилота топ-команды и победителя Гран-при.
Действующие гонщики высказались толерантнее и вспомнили Райкконена
Вечно молодой Фернандо Алонсо, до сих пор выступающий на высшем уровне в свои 40, вступился за новичка.
«Для нас возраст – это лишь цифра в паспорте, – убежден испанец. – Нужно лишь быть готовым к тому, что ждет тебя в «Формуле-1», в Гран-при. Кто-то готов к этому в 17 лет, кто-то в 28 – это все, что мы пока знаем. Сначала посмотрим, как Макс будет выступать в следующем сезоне. После первых шести-восьми гонок мы сможем сказать, готов Макс к «Формуле-1» или нет».
Еще не чемпион мира Нико Росберг отметил, что во времена его дебюта Ферстаппену пришлось бы несладко:
«Я был готов к тестам болида «Ф-1» в 17 лет с точки зрения требований пилотажа. Серьезным ограничением стали физические нагрузки – тогда использовались двигатели V10, сцепление машины с трассой было лучше. Мне пришлось тяжело. Однако в современной «Формуле-1» физические нагрузки ниже, что определенно должно помочь Максу».
Себ Феттель уже тогда ратовал за доступное образование для всех:
«Какие-то границы должны существовать, и Макс очень молод. Думаю, он еще в школу ходит, но в следующем году будет не до учебы! С другой стороны, у него уже много гоночного опыта и, очевидно, есть талант, так что почему бы и нет».
А Даниил Квят настроился гоняться в одной команде с Ферстаппеном, но не срослось.
«Макс – хороший молодой парень, все знает, все умеет, – сказал пилот «Торо Россо» после знакомства с будущей суперзвездой, – Думаю, никаких проблем у нас с ним не возникнет. Сколько лет напарнику, какой у него опыт – мне все равно. Я привык делать свою работу, не полагаясь на других гонщиков».
Не успел нидерландец провести и гонки за «Торо Россо», как Квят отправился на повышение в «Ред Булл» вместо покинувшего родную систему Феттеля. Через год с небольшим Даниил и Макс махнулись позициями, а в дальнейшем лучшему российскому пилоту не удалось вернуться в главную команду. Так ребята и не стали напарниками.
Серхио Перес, напротив, и представить себе не мог, что в 2021-м будет вторым пилотом для Ферстаппена.
«Я слышал о нем много хорошего – посмотрим, как этот отличный парень сможет справиться с давлением. Он творит историю. Должно быть, он действительно особенный, ведь ему предстоит побить рекорд «Ф-1» всех времен.
Мы уже видели несколько подобных сценариев – например, Кими Райкконена, который перепрыгнул в «Формулу-1» даже не после одного года в «Формуле-3», а в «Формуле-Рено», – говорил Чеко.
Также про Райкконена вспомнил великий и ужасный Хэмилтон: «Когда я пришел в «Ф-1», то был готов, поэтому и достиг успеха. Но у каждого свой путь. К примеру, у Кими не было большого опыта».
Аналогия действительно уместная: да, Айсмен дебютировал в чемпионате в 21 год, но тогда он только-только вышел из картинга и не гонялся в основных молодежных сериях.
Сам чемпион 2007 года прокомментировал дебют Ферстаппена по-фински сдержанно.
«У меня получилось неплохо. Время покажет, что выйдет у него. Сейчас в «Ф-1» все проще, чем раньше, поэтому не думаю, что у него возникнут проблемы. Надеюсь, он будет выступать хорошо», – заявил Райкконен.
Еще один будущий напарник Макса – многообещающий Даниэль Риккардо – признавался, что из-за трансфера нидерландца чувствует себя «по-настоящему старым» в свои 25. Австралиец еще не знал, что именно сражение с Ферстаппеном заставит его скитаться по командам «Ф-1» в поисках дома.
Боссы видели в Ферстаппене нового Сенну, Макс сравнивал себя с Алонсо
Новый рекордсмен «Ф-1» оказался разговорчивее Кими.
«Управлять машиной в «Формуле-1» даже легче, чем в «Формуле-3», – отметил Макс после тестов для получения суперлицензии, да и он вообще довольно дерзко высказывался об элитном чемпионате.
«Думаю, что работать в большой команде на самом деле проще. Вокруг тебя больше людей, работающих с машиной, и каждый человек отвечает за свою область болида. Поэтому тут все легче, если сравнивать с маленькими командами, с более низким гоночным классом», – сказал он в декабре 2014-го, еще до первого Гран-при.
Руководство «Ред Булл» традиционно расхваливало гениальность Ферстаппена на все лады – за семь лет ничего не поменялось.
«Макс – выдающийся талант, такие появляются раз в несколько десятилетий. Он очень похож на Айртона Сенну, – заявлял советник австрийской команды Гельмут Марко, – И смотреть на возраст не нужно: эксперты говорят, что психологически он больше напоминает 22-летнего. Что касается пилотажных навыков, то он профессионально занимается гонками с четырех лет. «Ред Булл» не гадает, мы знаем, что делаем».
Ради Макса Марко шел на космические траты: «Готов поставить 100 евро на то, что с первой гонки Ферстаппен будет бороться с Квятом». Жаль, что мы так и не посмотрели на пилотов в одной команде!
Сам нидерландец чуть снизил ожидания.
«Конечно, это большая честь, – прокомментировал Макс слова босса, – Но Сенна – это Сенна, а я – это я. Да и сложно сравнивать себя с кем-то, особенно с таким великим гонщиком, как Айртон. Мне придется доказать, что это сравнение сделано не зря».
Вместо трехкратного чемпиона Сенны ориентиром для Ферстаппена стал «всего лишь» двухкратный Алонсо:
«Мой стиль пилотажа отличается от того, как действовал мой отец, и больше похож на стиль Алонсо. Когда нужно ехать гладко, чтобы сберечь шины, он едет гладко. Когда нужно действовать агрессивно, он агрессивен. Но при этом всегда держит ситуацию под контролем. Мне нравится действовать именно так, что я и доказал, выступая в «Формуле-3».
Теперь сам Макс на грани завоевания титула, и сравнения с великими уже не кажутся столь дерзкими. Если первые семь лет в «Ред Булл» получились столь насыщенными, что ждет нидерландца в будущем?
Фото: globallookpress.com/Panoramic, Joan Valls, Hoch Zwei, Andre Eibner
без раскачки, в любой машине. выиграл первую же гонку как только вместо квята сел в старший болид РБ... это просто фантастика. уверенность в себе, сила, которой нет у многих взрослых пилотов.
макс делал все это уже в 17