Шеф «Ред Булл» обозвал маршала «негодяем» за взмах флагом. Извинился встречей волонтера с Ферстаппеном
Милый конец истории про невовремя вывешенный флаг.
На Гран-при Катара Макс Ферстаппен лишился шанса на победу еще до начала гонки: из-за хаоса с нарушением режима двойных желтых флагов его отправили на седьмую стартовую позицию со второй. Пока лидер чемпионата прорывался, Хэмилтон оторвался на комфортные 5 секунд и контролировал остаток заезда – у «Ред Булл» не было шанса.
Штраф Макса нельзя назвать политическим подыгрыванием семикратному чемпиону – просто, кажется, ФИА запуталась в правилах и по-простому свалила все на гонщиков. Как видите, Ферстаппена перед финальной прямой встретили зеленые огни (разрешение гоняться) с одной стороны и двойной желтый флаг от маршала – с другой.
Просто до инцидента считалось, что на ночных гонках в 2021-м приоритет в важности сигналов – у световых панелей, а не у флагов. Однако на слушаниях по делу Макса выяснилось: оповещения просто приравнены друг к другу, а главенство – у работников трека. Потому №33 все равно должен был сбросить скорость, несмотря на зеленые огни экранов.
Однако запутанность и неоднозначность ситуации вместе с поздним решением (за 1,5 часа до старта) вызвали логичный эмоциональный взрыв – после известия о штрафе шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер устроил работнику трека настоящий разгром в прямом эфире.
«Полная чушь, ведь в ФИА сами сказали всем продолжать, и что трасса достаточно безопасна. Макс просто не видел желтых флагов. Более того, справа от него отчетливо мигал зеленый сигнал.
Желтым флагом махал всего один маршал-негодяй, причем он не получал соответствующей инструкции. Именно ФИА должна контролировать действия маршалов, ведь случившееся может стать ключевым ударом в борьбе за титул – поскольку на этой трассе почти невозможно обгонять».
Маршал, кстати, и правда не получал предписаний махать флагом, но, как пояснил после финиша Гран-при гоночный директор Майкл Маси, действовал исключительно по предписаниям ФИА.
«Решение о флагах на всех автодромах во всех сериях принимают маршалы. Их дело – оценить ситуацию, которую они видят перед собой на трассе. Потом мы анализируем, где находились машины, отсматриваем видеозаписи.
Это зона ответственности местных организаторов – желтые, белые, синие флаги во время тренировок и квалификаций. Только автомобиль безопасности, режим виртуального сейфти-кара и красные флаги контролируются централизованно дирекцией гонки.
Вот местные и отреагировали. Если взглянуть на ситуацию вокруг и с машиной Пьера, можно понять: это чистый инстинкт от увиденного. Маршал действовал с наилучшими побуждениями в стремлении обеспечить безопасность на трассе. Не думаю, что человека нужно критиковать за решения, принятые на основе инстинктов».
Потому реакция на злость Хорнера последовала незамедлительно: после финиша шефа «Ред Булл» вызвали к стюардами на слушания по пункту за «любые слова, действия или письменные высказывания, которые могут причинить моральный ущерб или вред ФИА, […], ее исполнительным лицам или в целом интересам автоспорта». Итог – официальное предупреждение, требование извинений и участие в Международной программе для стюардов в феврале 2022 года.
Извиняться и правда пришлось.
«Я сказал в эфире одного канала, что негодяй-маршал махал флагом, и стюарды восприняли это как оскорбление. Я заверил их, что не собирался оскорблять этого человека – скорее это разочарование обстоятельствами: три или четыре болида проехали мимо машины [Гасли], и желтых флагов не было, а затем [Ферстаппену] показали двойные желтые флаги. Таким было мое объяснение.
Полагаю, извинения приняты. Хотел бы уточнить, что фраза не была направлена против маршалов. Я считаю, что маршалы по всему миру проводят прекрасную работу, и они волонтеры. Без маршалов автоспорта бы не существовало, так что дело просто в разочаровывающих обстоятельствах. Я не собирался оскорблять какого-либо человека или маршала».
Но в итоге «Ред Булл» перестраховался и даже пригласил «негодяя» на встречу с Ферстаппеном – чтобы обид точно не осталось.
«Нельзя нападать на людей, особенно с учетом того, что тысячи маршалов по всему миру выделяют на эту работу огромное количество личного времени. Без этих людей гонок не было бы вообще, но многие это не понимают. Я буду защищать каждого волонтера и каждого сотрудника на любой трассе, такое неприемлемо, – пояснил жесткую реакцию Маси. – Это я обратился к стюардам. Они вызвали Кристиана, и он очень извинялся за свои комментарии. Он не хотел оскорблять человека и уже лично извинился перед маршалом».
Откуда такая реакция? Просто маршалы – правда добровольцы-волонтеры. Они работают на треке в личные выходные (как и стюарды) и не получают зарплату. Вообще. Ни копейки. Причем речь не только о «Ф-1» – точно такая же система работает во всех сериях, и если на Гран-при обычно находится много желающих, то на чемпионаты попроще случаются недоборы – и выручают тогда только самые проверенные и верные автоспорту. Потому ФИА так держится за каждого волонтера: ведь в случае нехватки минимально допустимого количества маршалов заезд по регламенту подвергается отмене.
Вопрос с маршалами уже поднимался в этом году после фарса с самой короткой гонкой в истории на Гран-при Бельгии – ее не перенесли на понедельник как раз из-за прогнозируемой нехватки волонтеров для работы официальными лицами.
К тому же, главный гоночный чемпионат мира приехал в Катар впервые – работники местного трека никогда раньше не видели технику круче MotoGP. Обычно нехватку опыта закрывают приглашением добровольцев-ветеранов из ближайших локаций с историческими этапами, но сейчас мир переживает очередную волну ковида, и с путешествиями все непросто.
Именно поэтому негодование советника «Ред Булл» Гельмута Марко после штрафа Ферстаппену прозвучало намного аргументированнее.
«ФИА не может организовать систему маршалов в спорте на миллиард долларов! В цифровой системе внезапно нет предупреждений, а неопытный маршал показывает сперва один желтый флаг, а потом сразу двойной, а ответственность перекладывается на гонщиков. Неприемлемо!»
Кажется, англо-австрийская команда даже не возражала бы против штрафа Хорнеру, если бы деньги пошли именно на оплату повышения квалификации персонала на новых для «Ф-1» трасс. А маршалов, конечно, винить не стоит – они без шуток герои и временами даже спасают жизни.
Фото: REUTERS/Hamad I Mohammed/Pool
Сотни непонятных действий, всё непоследовательно... Реально Ф1 миллиардный бизнес, и тут такой бардак на уровне первенства водокачки.
Пилоты, в первую очередь, ориентируются на флаги и сигналы на электронных табло.
Ситуация с организацией и судейством в Катаре была хуже некуда. Хорошо еще, что РБ удалось минимизировать потери из-за этого дичайшего ляпа ФИА.
Вспоминается 2007 - ГП Японии - Феррари стали тогда единственной командой, которую не предупредили об обязательном старте на сильно дождевых шинах, что могло стоить Кими титула, не прорвись он обратно с предпоследнего места на подиум.