«Мерседес» все-таки читерил: летел на прямых из-за хитрого антикрыла. Ферстаппен руками проверил деталь после квалы
«Ред Булл» вдарил по главному конкуренту метким запросом к судьям.
Классическая квалификация на Гран-при Сан-Паулу завершилась победой Льюиса Хэмилтона и скандалищем: болид «Мерседеса» опечатали и забрали для технических инспекций, а семикратных чемпионов вызывали к судьям для разбирательств. Пару часов спустя главные слушания перенесли на субботу, а к числу сторон добавился еще и «Ред Булл» Макса Ферстаппена (занявший второе место).
Просто №33 осмелился тронуть заднее антикрыло Хэмилтона, руками проверив просвет его DRS.
Спортивный кодекс по «закрытому парку» в пункте 2.5.1 напрямую запрещает кому-то кроме технических делегатов проводить действия, проверять, исправлять или чинить» технику после квалы. Макс и правда нарушил его нарушил, но формально все эти «действия» описывают манипуляции с инструментами, а не с руками. №33 отделался штрафом в 50 тысяч евро и официальным предупреждением.
Но с чего вдруг заднее антикрыло «Мерседеса» привлекло такое внимание? Как выяснилось после квалы, технический делегат Международной автомобильной федерации Джо Бауэр обнаружил: просвет DRS болида Хэмилтона шире разрешенных 85 мм. У семикратных чемпионов потребовали объяснений, деталь сняли и опечатали – но, видимо, Макс заметил несоответствие раньше формальных инспекций. И «Мерседес» даже попытался обвинить Ферстаппена в поломке антикрыла – судя по словам советника программы «Ред Булл» Гельмута Марко.
Для ясности: в статике антикрыло на соответствие регламенту проверяют вот таким валиком диаметром как раз 85 мм: если он легко пролезает в прорезь – деталь нельзя использовать.
И W12 Хэмилтона вроде бы прошел технические проверки перед квалификацией.
А после финиша размер прорези почему-то изменился – причем, похоже, только у Льюиса: болид Боттаса прошел все новые инспекции без проблем, да и Валттери ехал на 5,5 км/ч медленнее на прямых.
Провал формальной проверки на легальность обычно ведет к автоматической дисквалификации из сессии вне зависимости от причин несоответствия – именно так у Феттеля, например, отобрали второе место на Гран-при Венгрии за нехватку топлива для проверки. Для Хэмилтона единственным шансом «Мерседеса» было как раз убеждение ФИА, будто Ферстаппен руками сломал деталь. Не очень-то правдоподобно – с учетом нагрузок в сотни килограммов на скорости в сотни км/ч, под которые и проектируют такие узлы.
Разбирательства в субботу затянулись на полдня, но в итоге судьи вынесли ожидаемый вердикт: дисквалифицировали Льюиса по итогам квалификации и отправили на последнее место в субботнем спринте. Задача погони за Максом резко усложнилась: вместо старта на первом семикратному пришлось прорываться – и он добрался до пятого места. Вот только в основной гонке его ждут новые 5 позиций штрафа за новый мотор – да, в Бразилии Хэмилтон собирает в основном невезение.
Но почему же прорезь могла расшириться? «Ред Булл» признал: из-за возможного производственного брака, случайности или ошибке в настройках.
Однако есть и другая версия – напрямую связанная с причинами повторных и углубленных проверок «Мерседеса». Их провели после обращения «Ред Булл»: за час до сессии глава конструкторского бюро Эдриан Ньюи и главный инженер Пол Монахэн предоставили стюардам фото и документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении немцами регламента по гибкости заднего антикрыла. По инсайду AMuS, речь о поведении на скорости свыше 260 км/ч: якобы оно прогибалось сильнее разрешенного правилами и повышало эффективность крыла DRS за счет увеличения площади щели, выигрывая дополнительные несколько км/ч на прямых. Просто для сравнения: на решающем квалификационном круге Хэмилтон выиграл у Ферстаппена 0,2 секунды – причем разница на точке замера между ним и Максом (как раз с открытым антикрылом) составила 8,7 км/ч.
Причем в «Мерседесе», по данным немецкого издания, знали об обращении «Ред Булл» в ФИА и возможном протесте, но оставили старую версию антикрыла, поскольку пребывали в полной уверенности в легальности конструкции. Если инженеры англо-австрийцев правы (как и версия с заводским браком), то деталь W12 Хэмилтона просто не вернулась в первоначальное состояние после квалификации – и вскрыла миру всю гениальную схему читерства.
Конечно, систематическое применение гибкого антикрыла по данному случаю доказать невозможно – и ФИА с «Ред Булл» в официальных документах не обвиняли «Мерседес» в сознательном мошенничестве. Однако многочисленные видео (и их подача делегатам) прозрачно намекают: немецкая команда целенаправленно улучшала эффективность заднего антикрыла, пользуясь серой зоной регламента и невозможностью контролирующего органа проверить гибкость и зазор под серьезными нагрузками. «Мерседес» не поймали на однозначном формальном читерстве, но по духу это – именно оно: ведь в середине сезона правила жесткости антикрыла уже серьезно ужесточали – причем именно по требованию «Мерседеса». Пострадавшими тогда считали как раз «Ред Булл».
«В принципе, они делают примерно то же самое, в чем обвиняли нас до гонки в Баку, – заявил босс команды Кристиан Хорнер. – Конечно, люди не разрабатывают вещи, чтобы специально нарушать правила, ведь это очевидно нелегально»
И подозрения в двойных стандартах семикратных чемпионов появились еще в Азербайджане – бригада Sky Sports F1 даже отследила момент, когда деталь на W12 значительно прогибалась как раз после выхода за отметку 260 км/ч
Конечно, у немецкого бренда есть и другие мощные детали для буста на прямых: специально настроенный мотор с суперохлаждением и хитрая подвеска, занижающая диффузор (для минимизации лобового сопротивления). Можно не ждать конца доминирования Хэмилтона на ровных отрезках и разгонах в ближайшем будущем, но некоторую скорость в квалификациях и при попытках обгона он точно потеряет – сражаться за титул станет труднее.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI
Если не дадут старт с пит лейн то это полный зашквар.
Теперь надо читерам наказать и реально