11 мин.

Алонсо атакует дыры в правилах «Формулы-1» – и его команда теперь тоже подкалывает судей во время гонок

Крестовый поход за справедливость.

«Формула-1» переживает один из самых захватывающих сезонов в новейшей истории – причем и без схватки за титул в этом году есть за чем последить. Например, за вернувшимся 40-летним Фернандо Алонсо – испанец в третий раз забрался в «Рено» (только теперь команда называется «Альпин») ради шанса выиграть что-то после внедрения нового регламента (ожидается в 2022-м). Именно его приход фактически и спас французскую организацию от закрытия – босс концерна не просто так назвал двукратного чемпиона мира «крестным отцом команды» и понадеялся на будущий рост.

Но пока «Формула-1» донашивает старый регламент, «Альпин» продолжает гонять в середине турнирной таблицы с редкими притязаниями на топ-5. Потому Алонсо в середине сезона нашел новое развлечение – искоренение дыр и несправедливости в своде гоночных правил.

Все началось на Гран-при Австрии: Фернандо схватился с Риккардо, и тот несколько раз срезал, сохранил позицию и даже не попал под расследование. Тогда-то Ал и рассказал прессе, как почувствовал себя идиотом, неукоснительно следуя легальным предписаниями – и даже пообещал перейти на темную сторону при первой же возможности.

«Мы пытались разговаривать с гоночным директором, задавали вопросы о том, почему другие люди действую неправильно (и не получают за это штраф), но не получили никаких ответов. Это странно, – объяснил тогда №14. – Не хочу бросаться обвинениями или плакаться после каждой гонки. Мы поняли, что решением проблемы будет действовать точно так же, как соперники».

Возможность показать миру дыры в регламенте предоставилась в России: Нандо хитро провел старт и выиграл несколько позиций благодаря лазейке, позволявшей безнаказанно срезать первый поворот. Гоночный директор ФИА Майкл Маси оказался бессилен.

«В первых поворотах гонки в таких ситуациях гонщики обязаны [при срезке трека] вернуться за те машины, после которых они входили в поворот, – объяснил функционер. – И Фернандо сделал это. Очень быстро».

Дождь в Сочи сорвал подиум Алонсо. А ведь Фернандо обогнал четверых (даже Ферстаппена!) и нашел лазейку в правилах для сильных стартов

Когда «Формула-1» прибыла в Турцию на следующий Гран-при, №14 открыто объяснил смысл маневра.

«[сделал это], чтобы меня спросили об этом в Стамбуле. Большую часть чемпионата я чувствовал себя идиотом, потому что меня многие обгоняли за пределами трассы на первых Гран-при. В первой гонке в Австрии, во второй – и ничего даже, никаких вопросов на пресс-конференциях. А теперь мне задали вопрос.

Это подтвердило многое. Во-первых, существуют разные правила для разных людей. Различные, скажем так, разговоры с пилотами после этапов. Посмотрим, когда следующий гонщик пересечет белую линию на въезде на пит-лейн, на его национальность и штраф».

Так Алонсо намекнул на Ландо Норриса из «Макларена» – британец пересек белую линию на последних кругах Гран-при России при заезде на пит-лейн за дождевыми шинами, но не получил штраф. Судьи выписали ему предупреждение, смягчив наказание формально из-за ужасных условий на треке (который очень быстро залило дождем).

Тем не менее, испанец не подразумевал личный фаворитизм к Норрису: скорее именно более лояльное отношение к гонщикам из Великобритании. Все-таки самый титулованный действующий пилот Льюис Хэмилтон – с Альбиона, оттуда же – его будущий напарник и очень распиаренный Джордж Расселл, там же базируются 7 из 10 команд (все, кроме «Альфа Ромео», «Феррари» и «Альфа Таури») и даже сама «Формула-1» (основной офис расположен в Лондоне, как и менеджерская компания). Больше половины персонала всех команд – тоже британцы (включая и «Альпин», между прочим – у нее фабрика в Энстоуне), так что сомнения гонщиков из других стран насчет полного равноправия время от времени всплывали практически во всю современную эру.

С другой стороны, и сам Алонсо пользуется негласным особым отношением стюардов – как минимум по мнению бывшего пилота «Рено» и нынешнего эксперта «Ф-1» Джолиона Палмера (и, да, он британец).

«Вообще, когда в последний раз Фернандо Алонсо получал штраф? Его когда-нибудь наказывали? Ему многое сходит с рук, потому что он сам Алонсо. Он выпихнул меня с трассы в 2017 году в Бельгии точно так же, как Магнуссен вытолкал Хюлькенберга в Венгрии (именно после того момента Нико пошел к Кевину разбираться и услышал тот самый легендарный ответ «пососи мои шары, дорогуша» – Sports.ru). Магнуссен получил штраф, Алонсо – нет. И в ФИА ломали головы, пытаясь понять, почему Фернандо не наказали».

«Правила одинаковы для всех, – не согласен Маси. – Стюарды не учитывают личность и национальность, они – независимая комиссия, которая отдельно рассматривает каждый инцидент».

Но в реальности биография и послужной список гонщика все-таки имеет значение но не совсем в смысле дополнительной лояльности к многократным чемпионам. Об этом нам рассказывал стюард Гран-при России Георгий Андреев.

«Есть репутация пилота. Грубо говоря, если поступает рапорт на какого-то опытного пилота с очень нестандартным или даже глупым нарушением – то начинаешь разбираться, что произошло. И иногда выясняется, что пилот ничего плохого не сделал, а это была судейская ошибка, техническая ошибка или нечто подобное. То есть именно статус пилота и его опыт иногда заставляет поглубже вникнуть в ситуацию – я имею в виду, еще глубже – и изучить ее еще подробнее. Никто никогда не выносит поверхностных решений, но если про опытного гонщика приходит доклад о каком-то глупом нарушении – этим заинтересовываешься и изучаешь дополнительно. Потому что знаешь: опытный пилот такую оплошность, скорее всего, совершить не мог. Хотя бы потому, что он последние 25 лет занимается этими гонками.

Судьи – незаметные властители «Ф-1». Узнали все тайны их работы: от штрафов за мат до причин непоследовательности в решениях

Всегда можно «поболеть» за гонщиков своей национальности, но чаще всего это оборачивается только более строгим подходом, потому что чаще всего знаешь этих людей хорошо, и когда они допускают серьезные нарушения – есть желание небольшое даже увеличить им наказание, а потом еще и… дополнительно постучать им по голове!»

Взрыв на Гран-при США: теперь и команда Алонсо подкалывает судей, а Фернандо готов терять десятки секунд ради справедливости

Следующий этап крестового похода за справедливость пришелся на «Трассе Америк» – здесь испанец зарубился с Кими Райкконеном и Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео» и столкнулся с принципиально разным подходом к трактовкам похожих эпизодов. Сперва при атаке на финна №7 выехал за пределы трека, но не сбросил газ и обогнал Фернандо – судьи позволили Айсмену сохранить позицию. Но когда Алонсо попробовал повторить фокус с Джовинацци – ему приказали уступить, и №14 пришлось атаковать заново.

«Молодцы, молодцы, потеряли 15 секунд, но сделали это снова!» – заключил Нандо после второго обгона Джовинацци.

«Альпин», кстати, не осталась в стороне и поддержала своего крестного отца показательным разговором с Маси после инцидента с Кими – и, кажется, на мостике диалог специально структурировали как троллинг судей.

«Альпин»: Так, Майкл, я могу просто подтвердить, что можно обгонять за пределами трека, если атака по внешней траектории, да?

ФИА: Нет, нельзя обгонять за пределами трека.

«Альпин»: Ну, Райкконен ведь только что сделал именно это.

ФИА: Понимаю.

«Альпин»: Выходит, это окей.

ФИА: Нет, не окей.

«Альпин»: Но окей для Райкконена?

ФИА: Нет, так нельзя никому.

И правда, правила гласят: любой вылетевший за пределы трека всеми колесами обязан вернуться без получения ключевого преимущества. В случае обгонов под этой формулировкой имеется в виду сохранение или приобретение позиции – то есть формально даже если тебя вытолкнули, нельзя ехать дальше по обочине, вернуться на трассу как ни в чем не бывало и вернуть позицию. Однако ровно так и поступил Райкконен в сражении с Алонсо – но стюарды позволили Кими остаться впереди Фернандо, потому что решили: №14 слишком агрессивно выпихивал соперника с трека.

«Могу понять негодование Алонсо. Я его не слышал, но могу понять, – заключил Маси. – Инцидент между ним и Кими оказался определенно пограничным. У той истории две части: очевидно, обгон и выдавливание за пределы трека. Думаю, на той основе инцидент и рассудили. Из-за пограничности вынесли решение: «просто оставим все как есть».

А момент с Джовинацци – немного иронично, как все случилось. Все могли заметить иронию ситуации».

Фернандо же никакой ироничности не увидел – более того, после гонки он бросился через журналистов заново продвигать идею странной работы судей.

«Правила применяются беспорядочно. Норрис вынудил Карлоса Сайнса выехать за пределы трассы в 12 повороте, Сайнс вернулся первым, но вернул позицию. Когда я сам во второй раз обгонял Антонио Джовинацци, я затормозил перед 12-м поворотом, вынудив его выехать за пределы трассы. Он выехал впереди и вернул позицию. Тут всегда так. Когда при обгоне оттормаживаешься по внутренней стороне, тот, кто с внешней оказывается вне трассы. Но у него есть возможность дать газу и вырваться вперед. Так я сделал, Сайнс сделал, Джовинацци сделал. И все мы вернули позиции. А Кими не вернул. Вот и вся разница. Я потерял секунд 10 на возврате позиции, и это лишило меня шансов побороться за очки».

Но в глазах чемпиона 1996-го Дэймона Хилла новый крестовый поход испанца – просто для развлечения.

«Думаю, Фернандо проверял, что разрешено, а что нет – необычайно интересно. Его попытка обогнать Джовинацци по внутреннему радиусу – фантастика! Его борьба с Райкконеном – тоже. Он развлекался!»

Под давлением Алонсо за проблему правил все же возьмутся – начнут с обсуждения с гонщиками. Но Фернандо не требует радикальных реформ

В современной «Ф-1» после прихода Маси обычно не правят кодекс поведения гонщиков на треке прямо посреди сезона – но, кажется, уточнения (или упрощения) предписаний по действиям в спорных ситуациях явно назрели, поскольку Алонсо раз за разом вскрывает вопиющие слабости в юридических формулировках. И переход на новый технический регламент – лучший момент для исправления всех возможных багов, чтобы не добивать репутацию чемпионата окончательно.

И процесс уже начался – ФИА анонсировала обсуждение ситуации с пилотами на ближайшем брифинге. На него вынесут уточнение ключевого вопроса насчет обгонов с выталкиваниями за пределы трассы – ведь формально для завершенности маневра (и легализации права диктовать траекторию в повороте и на его выходе) требуется либо вырваться в перед, либо «достаточно» поравняться. Инцидент между Алонсо и Райкконеном как раз и вскрыл туманность «достаточности» – ведь №14 не просто достал финна, но и просунул антикрыло с колесами дальше на апекс.

Тем не менее, судя по вердикту стюардов, обгон все равно посчитали незавершенным – и потому не потребовали у Кими позицию назад.

И движение к уточнению формулировок начнут со сбора мнений пилотов – ведь именно они, в конце концов, разбираются на треке. Им и предстоит договориться о границах и справедливости.

Алонсо же не призывает к радикальным реформам или пересмотрю нынешнего регламента – ему просто кажется, будто нынешний применяют недостаточно прозрачно.

«Мы пытались действовать честно. Можно сказать, как бы говорили судье, что соперники играют руками в собственной штрафной. Но раз судья ничего с этим не делает, мы понимаем, что тоже можем играть руками в штрафной. И делаем это, – заявил испанец еще после Гран-при Австрии. – Нам бы хотелось этого не делать. Но поскольку некоторые вещи в данный момент, судя по всему, вполне разрешены, мы тоже будем так действовать. Просто играем по тем же правилам, что и все остальные».

Три месяца спустя его позиция вообще не изменилась – все те же претензии и те же требования.

«Правила и решения должно быть четкими, – уточнил Нандо после Гран-при США в интервью испанскому SoyMotor. – Если в футболе игрок касается мяча рукой, то гарантированно получает штраф. Не должно быть разночтений. Я не говорю, что правила надо менять, их надо применять. Нужно просто взять – и принять решение, сказать «это штраф». Потому что иначе все выйдут за рамки и побегут с мячами в руках. Не нужно ничего модифицировать. Нужно просто работать с правилами, когда что-то случается».

Как же все-таки классно видеть того самого Алонсо, горящего борьбой и схватками на трассе, а не изможденного проблемами с мотором и разрушенными мечтами! Он и в 40 лет способен перевернуть «Ф-1».

Алонсо – маг: вырвал два места на старте, хотя его выбили на траву. Придумал мудрую стратегию – и обогнал «Феррари»

Алонсо сбил прорыв Хэмилтона к победе: гениально закрывался 10 кругов. Льюис слишком много и одинаково ошибался

Фернандо Алонсо – 40 лет, а он снова отжигает в «Ф-1». Мы разбирали его странный гоночный стиль и рассказ о легендарной схватке с Шумахером

Фото: globallookpress.com/Panoramic, Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Chris Graythen