Главная фишка трассы Гран-при России – эпичный бесконечный поворот. А еще – сверхсложная настройка болидов и слепые виражи
Восьмой по счету Гран-при России традиционно пройдет в Сочи – на этот раз с 23 по 26 сентября. Когда-то фанаты «Формулы-1» считали трассу «Сочи Автодрома» не располагающей к обгонам и контактной борьбе колесо в колесо. Откуда взялось такое мнение?
Частично из-за ограничений в конфигурации автодрома, где архитекторов сдерживала необходимость вписывания трека в Олимпийский парк. Но еще больше на формирование поспешного общественного мнения повлияли первые заезды 2014-го и 2015-го. Тогда «Пирелли» привезла на незнакомую трассу довольно жесткую резину, которая отказалась стираться на свежайшем и ровнейшем асфальте – в итоге Гран-при остались даже без стратегических шахмат на пит-стопах. Нехватка напряжения из-за разных тактик наложилась на общую проблему «Ф-1» с обгонами и зависимостью от эффективности резины, да и доминирование «Мерседесов» не слишком-то помогло.
Но на самом деле в Сочи происходило множество грандиозных и меметичных моментов: от жестких аварий до титульной драмы и постоянных прорывов Валттери Боттаса.
С естественным старением асфальта автодром приобрел характер (кочки и все такое) и прибавил в износе покрышек – теперь уже пилотам и командам приходится реально стараться, дабы продлить жизнь современным шинам и выжать из болидов максимум. А необходимость активнее работать над машинами вскрыла весь потенциал «Сочи Автодрома»: оказывается, комбинация нескольких 90-градусных поворотов, бесконечного третьего виража и большого количества ровных участков формирует максимально противоречивые требования по настройкам. С одной стороны, пилотам нужна прижимная сила для атаки на полную мощь на изгибах, а с другой – нехватка пиковой скорости превратит кого угодно в легкую мишень на длиннейшей стартовой прямой.
К тому же, хоть 90-градусные повороты и предполагают в основном одну идеальную траекторию, как в Монако, отсутствие стен и барьеров в пределах двух-трех метров от границ трассы все-таки дает шанс самым смелым и быстрым рискнуть-таки с атаками на соперников – ровно как и низкие не самые острые поребрики. Тенденция особенно заметна в последние сезоны: посмотрите на мегаобгон Кими Райкконена с предыдущего Гран-при.
Или как Алекс Албон продирался мимо Пьера Гасли, забив на удобные гоночные траектории и прочие условности.
А еще – красивейшая схватка Хэмилтона и Феттеля на излете титульной битвы 2018-го.
«Я бы назвал «Сочи Автодром» классической трассой в современном стиле, где достаточно много мест для обгонов, – описал трек для Гран-при России Даниил Квят. – Он очень техничный. Здесь нет поворотов, где нужно демонстрировать все свое мужество, но нужно много думать: требуется время, чтобы найти лучший подход к прохождению круга».
«Не встречал профессиональных гонщиков, кто считает трассу в Сочи скучной, – согласен и первый русский в «Ф-1» Виталий Петров. – Я бы назвал ее сложной. Проехать идеальный круг там дано не каждому. Она широкая, поребрики гладкие, как и сама трасса. Надо на все 100 использовать всю ее ширину. Да, в Сочи нет подъемов и спусков, как в Спа, но пилотам нравится там гонять».
«Для пилотов трасса достаточно простая, а вот для машин – сложная, – не согласился экс-гонщик «Уильямса» Сергей Сироткин. – Асфальт очень гладкий и скользкий, что приводит к перегреву верхнего слоя резины, а изнутри прогреть шины, наоборот, очень сложно.
Когда приходится проезжать 90-градусные повороты налево, затем направо, затем снова налево, с постоянными разгонами и торможениями – очень сильно нагружаются задние колеса. Любое скольжение на входе в поворот вызывает микроперегрев резины, и он нарастает, как снежный ком. На третьем секторе задние шины совершенно теряют сцепление – чтобы избежать этого, необходимо найти правильный баланс между прогревом резины и сохранением ее свойств до конца круга. Потому важно не перестараться в первых же поворотах, нужно сохранять правильную температуру шин до конца круга».
«Сочи Автодром» за счет своего расположения в Олимпийском парке между морем и горами с заснеженными вершинами – это уникальное место со своей неповторимой атмосферой, – считает российский пилот Роман Русинов, победитель Европейской серии Ле-Ман. – Мне пока не доводилось выступать в Сочи в гонках, но я не раз ездил по этой трассе за рулем самой разной техники – в том числе на Porsche GT3, прототипе CN. Сама трасса весьма непростая: все повороты техничные, и правильно в них войти, затормозить и повернуть так, чтобы проехать быстро, не забывая при этом следить за износом резины, может быть очень сложно. Пилотировать на «Сочи Автодроме», особенно если удается собрать идеальный круг – это истинное удовольствие».
Ключевые места и особенности: эпический третий поворот, мегапрямая, слепые выходы – пилотируешь всегда по памяти
Давайте же рассмотрим конфигурацию трассы повнимательнее.
Особенности начинаются с первой же прямой, формально разделенной на две части изгибом (его называют первым поворотом, но в реальности проезжают всегда с полным газом). По-настоящему адреналиновое место: на старте здесь можно взлететь хоть на 6 позиций.
Вообще она настолько уникальна, что создает абсолютно необычный расклад по стартовым позициям: только в Сочи, наверное, наибольшее преимущество имеет не обладатель поула и не занявший второе место в субботу, а квалифицировавшийся третьим пилот. Ему достается наибольший шанс на реванш: и сторона трека с наибольшим уровнем сцепления, и слипстрим от лидера, и отсутствие реальной конкуренции со стороны второго – ведь из-за первого правого изгиба-поворота тому придется сильнее рулить и терять скорость. Необычайная особенность – породившая в 2020-м настоящее напряжение в «Мерседесе».
«На стартовой прямой и на первом изгибе нужно плавно работать рулем, чтобы терять не слишком много скорости, – рассказал в видеообзоре трассы чемпион 2016-го Нико Росберг. – И следить за кочками по левой стороне – не сдвигаться туда слишком сильно».
Следом за прямой идет второй поворот – первая из двух зон максимального замедления и самая удобная точка для обгонов. И она тоже с секретом.
«В Сочи очень ветрено, – делится редким инсайдом Нико. – И часто потоки идут сзади – ветер толкает тебя вперед, и снижает прижимную силу, так что здесь надо давить на педаль слегка раньше обычного, и рулить тоже надо начинать раньше, чем всегда кажется».
А потом гонщиков ждет царь всех участков «Сочи Автодрома» – эпичный бесконечный третий вираж. Его даже эксперты официального сайта «Ф-1» называли культовым.
Вряд ли кто-то поспорит – только посмотрите, как эффектно здесь выглядят обгоны по внешней!
А если что-то пойдет не так – пилота ждет огромный «упс».
«Эпичный поворот, не только для Сочи, но для всего мира. Уникальный! – описывает его Росберг. – Идеальный полукруг постоянного радиуса длиной 700 метров, и в процессе на шею постоянно давит не меньше 2,5G. К его концу голова просто болтается на противоположной стороне».
Причем страдают не только гонщики, но и машины.
«Третий поворот с его высоким центробежным ускорением оказывает огромное влияние на давление масла и отражается на всей смазочной системе», – признался босс «Феррари» Маттиа Бинотто.
«Мне очень нравится затяжной третий поворот, – подтверждает Роман Русинов. – Со стороны эта скоростная дуга выглядит просто, но на самом деле это обманчивое впечатление – ее можно пройти на полном газу, но при этом резина испытывает большие нагрузки. При настройке машины важно найти компромисс между скоростью, которая нужна на двух длинных прямых, и прижимной силой, требующейся в медленных поворотах третьего сектора».
Следом за третьим идет точка достаточно жесткого быстрого торможения – и четвертый вираж. Им восхищается Льюис Хэмилтон.
«Вход в четвертый поворот довольно широкий, а к выходу трасса резко сужается – там легко допустить ошибку», – описал семикратный чемпион мира.
Казалось бы, второй сектор трассы с похожими 90-градусными поворотами от шестого до девятого не очень-то благоволит восхищению пилотов – однако на самом деле ребята из Гран-при его обожают. Кевин Магнуссен, например, каждый год называл связку любимой в Сочи – как и Перес с Хюлькенбергом.
Чем же он так запомнился?
«Здесь никогда знаешь точно, где выход из поворота – приходится пилотировать по памяти, – восхищается Росберг. – И практически всегда в вираж надо поворачивать раньше, чем кажется. В них очень сложно оценивать нужную скорость. Они похожи друг на друга, но все чуть-чуть разные. Реально сложные. Еще и асфальт не самый цепкий – потому на входе в повороты машина так и норовит проскользить и вырваться из-под контроля».
А у бывшего пилота «Хааса» Ромена Грожана другой фаворит – зона перед 10-м и сам последующий вираж.
«Поворот начинается с зоны торможения в конце прямой после второй зоны DRS. Там мощные перегрузки, а после трасса ныряет под мост. Извилистый участок – шинам там тяжеловато. Нужны отличные настройки!»
За точками со средним уровнем замедления следует зона по-настоящему жесткого торможения в 13-м повороте – еще одно отличное место для обгона. Или для эффектного полета в барьеры, как у Карлоса Сайнса в 2015-м.
Последний сектор тоже вызывает особое восхищение у пилотов – из-за сложной борьбы с накопленным за круг перегревом шин. Конечно, температура резины вырывается за все разумные пределы не только в Сочи, но именно здесь на трудности с попаданием в температурные окна накладывается еще и особая конфигурация.
«В семнадцатом повороте трудно найти точку торможения: шины к тому моменту так перегреты, что ты не знаешь, с какой скоростью можешь его проехать, – делится Льюис Хэмилтон. – А если вдобавок попытка получается неплохой, не хочется терять там время. В двух последних поворотах грань между ошибкой и максимумом очень тонкая».
Звучит как предостережение от опытнейшего семикратного чемпиона: можно за раз растерять весь с трудом накопленный в техничных секторах отрыв. А уж в гонке любая помарка перед вылетом на длиннющую стартовую прямую означает почти неминуемую потерю позиции – так что напряжение даже на визуально не самых адреналиновых поворотах просто зашкаливает. В том и фишка «Сочи Автодрома»: внутри он намного труднее, чем снаружи.
Нет сомнений, что в плане спортивной борьбы трасса Гран-при России будет примечательна и в этом году. Ждать осталось недолго: по традиции российский этап «Формулы-1» пройдет в самый разгар бархатного сезона в Сочи – с 23 по 26 сентября. Организаторы сообщают, что билеты еще в продаже, но их осталось мало. Поспешите!
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Филиппов; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Это конечно проблема не только Сочи, но и Абу Даби и Сингапура. Красивые виды это хорошо, но сами гонки получаются скучными. Из современных городских трасс только Баку подходит для Ф1. Посмотрим, что будет в Джедда. Организаторы утверждали, что в тестовых заездах было много обгонов. Хотя это вообще не очевидно. Как же жаль, что нет Вьетнама!
Вообще, Баку хороша тем, что там есть и прямая и место где можно улететь в стену и медленная техничная секция. Это значит что у всех могут быть разные настройки - кто-то делает максимум на прямой но жертвует медленными поворотами, кто-то наоборот. Это в современной Ф1 и даёт возможность обгонять. Если бы ещё Пирелли не накосячили с шинами, то здесь есть все для разных тактик.