10 мин.

Главная фишка трассы Гран-при России – эпичный бесконечный поворот. А еще – сверхсложная настройка болидов и слепые виражи

Восьмой по счету Гран-при России традиционно пройдет в Сочи – на этот раз с 23 по 26 сентября. Когда-то фанаты «Формулы-1» считали трассу «Сочи Автодрома» не располагающей к обгонам и контактной борьбе колесо в колесо. Откуда взялось такое мнение?

Частично из-за ограничений в конфигурации автодрома, где архитекторов сдерживала необходимость вписывания трека в Олимпийский парк. Но еще больше на формирование поспешного общественного мнения повлияли первые заезды 2014-го и 2015-го. Тогда «Пирелли» привезла на незнакомую трассу довольно жесткую резину, которая отказалась стираться на свежайшем и ровнейшем асфальте – в итоге Гран-при остались даже без стратегических шахмат на пит-стопах. Нехватка напряжения из-за разных тактик наложилась на общую проблему «Ф-1» с обгонами и зависимостью от эффективности резины, да и доминирование «Мерседесов» не слишком-то помогло.

Но на самом деле в Сочи происходило множество грандиозных и меметичных моментов: от жестких аварий до титульной драмы и постоянных прорывов Валттери Боттаса.

Главные аварии Гран-при России: крэш с перегрузкой 46G, финал финской битвы за топ-3, вынос Феттеля Квятом

С естественным старением асфальта автодром приобрел характер (кочки и все такое) и прибавил в износе покрышек – теперь уже пилотам и командам приходится реально стараться, дабы продлить жизнь современным шинам и выжать из болидов максимум. А необходимость активнее работать над машинами вскрыла весь потенциал «Сочи Автодрома»: оказывается, комбинация нескольких 90-градусных поворотов, бесконечного третьего виража и большого количества ровных участков формирует максимально противоречивые требования по настройкам. С одной стороны, пилотам нужна прижимная сила для атаки на полную мощь на изгибах, а с другой – нехватка пиковой скорости превратит кого угодно в легкую мишень на длиннейшей стартовой прямой.

К тому же, хоть 90-градусные повороты и предполагают в основном одну идеальную траекторию, как в Монако, отсутствие стен и барьеров в пределах двух-трех метров от границ трассы все-таки дает шанс самым смелым и быстрым рискнуть-таки с атаками на соперников – ровно как и низкие не самые острые поребрики. Тенденция особенно заметна в последние сезоны: посмотрите на мегаобгон Кими Райкконена с предыдущего Гран-при.

Заглушка

Или как Алекс Албон продирался мимо Пьера Гасли, забив на удобные гоночные траектории и прочие условности.

Заглушка

А еще – красивейшая схватка Хэмилтона и Феттеля на излете титульной битвы 2018-го.

Заглушка

«Я бы назвал «Сочи Автодром» классической трассой в современном стиле, где достаточно много мест для обгонов, – описал трек для Гран-при России Даниил Квят. – Он очень техничный. Здесь нет поворотов, где нужно демонстрировать все свое мужество, но нужно много думать: требуется время, чтобы найти лучший подход к прохождению круга».

«Не встречал профессиональных гонщиков, кто считает трассу в Сочи скучной, – согласен и первый русский в «Ф-1» Виталий Петров. – Я бы назвал ее сложной. Проехать идеальный круг там дано не каждому. Она широкая, поребрики гладкие, как и сама трасса. Надо на все 100 использовать всю ее ширину. Да, в Сочи нет подъемов и спусков, как в Спа, но пилотам нравится там гонять».

«Для пилотов трасса достаточно простая, а вот для машин – сложная, – не согласился экс-гонщик «Уильямса» Сергей Сироткин. – Асфальт очень гладкий и скользкий, что приводит к перегреву верхнего слоя резины, а изнутри прогреть шины, наоборот, очень сложно.

Когда приходится проезжать 90-градусные повороты налево, затем направо, затем снова налево, с постоянными разгонами и торможениями – очень сильно нагружаются задние колеса. Любое скольжение на входе в поворот вызывает микроперегрев резины, и он нарастает, как снежный ком. На третьем секторе задние шины совершенно теряют сцепление – чтобы избежать этого, необходимо найти правильный баланс между прогревом резины и сохранением ее свойств до конца круга. Потому важно не перестараться в первых же поворотах, нужно сохранять правильную температуру шин до конца круга».

«Сочи Автодром» за счет своего расположения в Олимпийском парке между морем и горами с заснеженными вершинами – это уникальное место со своей неповторимой атмосферой, – считает российский пилот Роман Русинов, победитель Европейской серии Ле-Ман. – Мне пока не доводилось выступать в Сочи в гонках, но я не раз ездил по этой трассе за рулем самой разной техники – в том числе на Porsche GT3, прототипе CN. Сама трасса весьма непростая: все повороты техничные, и правильно в них войти, затормозить и повернуть так, чтобы проехать быстро, не забывая при этом следить за износом резины, может быть очень сложно. Пилотировать на «Сочи Автодроме», особенно если удается собрать идеальный круг – это истинное удовольствие».

Ключевые места и особенности: эпический третий поворот, мегапрямая, слепые выходы – пилотируешь всегда по памяти

Давайте же рассмотрим конфигурацию трассы повнимательнее.

Особенности начинаются с первой же прямой, формально разделенной на две части изгибом (его называют первым поворотом, но в реальности проезжают всегда с полным газом). По-настоящему адреналиновое место: на старте здесь можно взлететь хоть на 6 позиций.

Заглушка

Вообще она настолько уникальна, что создает абсолютно необычный расклад по стартовым позициям: только в Сочи, наверное, наибольшее преимущество имеет не обладатель поула и не занявший второе место в субботу, а квалифицировавшийся третьим пилот. Ему достается наибольший шанс на реванш: и сторона трека с наибольшим уровнем сцепления, и слипстрим от лидера, и отсутствие реальной конкуренции со стороны второго – ведь из-за первого правого изгиба-поворота тому придется сильнее рулить и терять скорость. Необычайная особенность – породившая в 2020-м настоящее напряжение в «Мерседесе».

«На стартовой прямой и на первом изгибе нужно плавно работать рулем, чтобы терять не слишком много скорости, – рассказал в видеообзоре трассы чемпион 2016-го Нико Росберг. – И следить за кочками по левой стороне – не сдвигаться туда слишком сильно».

Следом за прямой идет второй поворот – первая из двух зон максимального замедления и самая удобная точка для обгонов. И она тоже с секретом.

«В Сочи очень ветрено, – делится редким инсайдом Нико. – И часто потоки идут сзади – ветер толкает тебя вперед, и снижает прижимную силу, так что здесь надо давить на педаль слегка раньше обычного, и рулить тоже надо начинать раньше, чем всегда кажется».

А потом гонщиков ждет царь всех участков «Сочи Автодрома» – эпичный бесконечный третий вираж. Его даже эксперты официального сайта «Ф-1» называли культовым.

Вряд ли кто-то поспорит – только посмотрите, как эффектно здесь выглядят обгоны по внешней!

Заглушка

А если что-то пойдет не так – пилота ждет огромный «упс».

Заглушка

«Эпичный поворот, не только для Сочи, но для всего мира. Уникальный! – описывает его Росберг. – Идеальный полукруг постоянного радиуса длиной 700 метров, и в процессе на шею постоянно давит не меньше 2,5G. К его концу голова просто болтается на противоположной стороне».

Причем страдают не только гонщики, но и машины.

«Третий поворот с его высоким центробежным ускорением оказывает огромное влияние на давление масла и отражается на всей смазочной системе», – признался босс «Феррари» Маттиа Бинотто.

«Мне очень нравится затяжной третий поворот, – подтверждает Роман Русинов. – Со стороны эта скоростная дуга выглядит просто, но на самом деле это обманчивое впечатление – ее можно пройти на полном газу, но при этом резина испытывает большие нагрузки. При настройке машины важно найти компромисс между скоростью, которая нужна на двух длинных прямых, и прижимной силой, требующейся в медленных поворотах третьего сектора». 

Следом за третьим идет точка достаточно жесткого быстрого торможения – и четвертый вираж. Им восхищается Льюис Хэмилтон.

«Вход в четвертый поворот довольно широкий, а к выходу трасса резко сужается – там легко допустить ошибку», – описал семикратный чемпион мира.

Казалось бы, второй сектор трассы с похожими 90-градусными поворотами от шестого до девятого не очень-то благоволит восхищению пилотов – однако на самом деле ребята из Гран-при его обожают. Кевин Магнуссен, например, каждый год называл связку любимой в Сочи – как и Перес с Хюлькенбергом.

Чем же он так запомнился?

«Здесь никогда знаешь точно, где выход из поворота – приходится пилотировать по памяти, – восхищается Росберг. – И практически всегда в вираж надо поворачивать раньше, чем кажется. В них очень сложно оценивать нужную скорость. Они похожи друг на друга, но все чуть-чуть разные. Реально сложные. Еще и асфальт не самый цепкий – потому на входе в повороты машина так и норовит проскользить и вырваться из-под контроля».

А у бывшего пилота «Хааса» Ромена Грожана другой фаворит – зона перед 10-м и сам последующий вираж.

«Поворот начинается с зоны торможения в конце прямой после второй зоны DRS. Там мощные перегрузки, а после трасса ныряет под мост. Извилистый участок – шинам там тяжеловато. Нужны отличные настройки!»

За точками со средним уровнем замедления следует зона по-настоящему жесткого торможения в 13-м повороте – еще одно отличное место для обгона. Или для эффектного полета в барьеры, как у Карлоса Сайнса в 2015-м.

Последний сектор тоже вызывает особое восхищение у пилотов – из-за сложной борьбы с накопленным за круг перегревом шин. Конечно, температура резины вырывается за все разумные пределы не только в Сочи, но именно здесь на трудности с попаданием в температурные окна накладывается еще и особая конфигурация.

«В семнадцатом повороте трудно найти точку торможения: шины к тому моменту так перегреты, что ты не знаешь, с какой скоростью можешь его проехать, – делится Льюис Хэмилтон. – А если вдобавок попытка получается неплохой, не хочется терять там время. В двух последних поворотах грань между ошибкой и максимумом очень тонкая».

Звучит как предостережение от опытнейшего семикратного чемпиона: можно за раз растерять весь с трудом накопленный в техничных секторах отрыв. А уж в гонке любая помарка перед вылетом на длиннющую стартовую прямую означает почти неминуемую потерю позиции – так что напряжение даже на визуально не самых адреналиновых поворотах просто зашкаливает. В том и фишка «Сочи Автодрома»: внутри он намного труднее, чем снаружи.

Нет сомнений, что в плане спортивной борьбы трасса Гран-при России будет примечательна и в этом году. Ждать осталось недолго: по традиции российский этап «Формулы-1» пройдет в самый разгар бархатного сезона в Сочи – с 23 по 26 сентября. Организаторы сообщают, что билеты еще в продаже, но их осталось мало. Поспешите!

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Филиппов; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency

Как попасть на гонку Формулы-1 в Сочи
короткий спортс
19 комментариев
По дате
Лучшие
Актуальные
Все, кто хоть немного разбирается в Ф1, понимают цену этому тексту. Это одна из самых необгонных трасс с календаре. И самое главное, в отличие от, скажем, Монако, она очень простая. Тут практически негде ошибиться и очень легко обороняться. Тот же Росберг говорил, что нужно быть быстрее чуть ли не на секунду на секторе (!), чтобы реально иметь возможность обогнать. Самое обидное, что и поменять-то в конфигурации особо нечего из-за расположения трассы.

Это конечно проблема не только Сочи, но и Абу Даби и Сингапура. Красивые виды это хорошо, но сами гонки получаются скучными. Из современных городских трасс только Баку подходит для Ф1. Посмотрим, что будет в Джедда. Организаторы утверждали, что в тестовых заездах было много обгонов. Хотя это вообще не очевидно. Как же жаль, что нет Вьетнама!
одна из самых скучных трасс. текст очень однобокий
типичная заказная статья....очень скучная трасса
Надо срочно пустить туда Собянина, переложить асфальт и бордюры ))) Вообще, Сочи - просто памятник нелепости, с этими не нужными никому сооружениями.
Самая скучная трасса и Франция ещё
Одна из самых скучных и унылых трасс.
Гонка в Сочи - одно из лучших лекарств для сна)
Ответ Graziano
Все, кто хоть немного разбирается в Ф1, понимают цену этому тексту. Это одна из самых необгонных трасс с календаре. И самое главное, в отличие от, скажем, Монако, она очень простая. Тут практически негде ошибиться и очень легко обороняться. Тот же Росберг говорил, что нужно быть быстрее чуть ли не на секунду на секторе (!), чтобы реально иметь возможность обогнать. Самое обидное, что и поменять-то в конфигурации особо нечего из-за расположения трассы. Это конечно проблема не только Сочи, но и Абу Даби и Сингапура. Красивые виды это хорошо, но сами гонки получаются скучными. Из современных городских трасс только Баку подходит для Ф1. Посмотрим, что будет в Джедда. Организаторы утверждали, что в тестовых заездах было много обгонов. Хотя это вообще не очевидно. Как же жаль, что нет Вьетнама!
А Баку чем хороша? Обгоны только на двухкилометровой прямой. Остальные повороты под 90 градусов, много там опережений было?
Ответ заблокированному пользователю
А Баку чем хороша? Обгоны только на двухкилометровой прямой. Остальные повороты под 90 градусов, много там опережений было?
По статистике прошлых лет Баку на 2-4 месте в календаре по количеству обгонов без ДРС. Да и в этом году было несколько хороших обгонов вне первого поворота.

Вообще, Баку хороша тем, что там есть и прямая и место где можно улететь в стену и медленная техничная секция. Это значит что у всех могут быть разные настройки - кто-то делает максимум на прямой но жертвует медленными поворотами, кто-то наоборот. Это в современной Ф1 и даёт возможность обгонять. Если бы ещё Пирелли не накосячили с шинами, то здесь есть все для разных тактик.
Да, третий поворот и правда крутой. У меня в симуляторе F1 он на втором месте после Красной воды в СПА.