Мазепин не тянет пилотаж в «Ф-1»: детские ошибки на траекториях, слабые разгоны (чтобы не развернуло) и перегруз шин
Разбор гоночной техники пилота из России.
После четырех стартовых Гран-при «Формулы-1» сложно не заметить: худшим пилотом пелотона оказался Никита Мазепин. Россиянин стабильно занимает последние места в тренировках, квалификациях и гонках, много ошибается, мешает лидерам и сильно проигрывает напарнику Мику Шумахеру.
Если вас интересует, почему на равной технике Никита уступает другому новичку чемпионата мира по минуте за гонку (то есть примерно больше половины круга), то у руководителя «Хааса» Гюнтера Штайнера уже есть объяснение:
«В поворотах машина ведет себя неустойчиво. Возможно, Мику просто удается лучше ее укрощать, в отличие от Никиты, которому важно, чтобы задняя часть была стабильной. Когда ты не уверен в болиде, то пилотировать очень сложно».
Это правда. Недостаток сцепления в задней части машины вызывает эффект домино – ограничивает пилотажные возможности, агрессию и скорость прохождения поворотов. Неопытность приводит к ошибкам в управлении, а нехватка природного чутья не дает предугадывать пределы возможностей техники – там, где Шумахер понимает, что способен чуть сильнее надавить на педаль газа и остаться на траектории, Мазепин боится сделать то же самое, поскольку ждет заноса.
Мир проблем аутсайдера огромный. Давайте рассмотрим его подробнее.
Медленные разгоны
Первая гонка в Бахрейне закончилась невероятно быстро – Мазепин надавил на педаль газа во втором повороте, машину сорвало с траектории и выбросило в отбойники. Вину за вылет возложили на холодные шины, которые не дали сцепления на остывающем треке в Сахире. Однако этот разворот был не первым, поэтому в команде задумались, как помочь пилоту.
Способ не дать машине вырываться из-под контроля появился давно, а в современных болидах «Формулы-1» есть штука под названием «электронная педаль». Если объяснять максимально просто: это программная настройка, которая дозированно передает всю мощь двигателя на задние колеса. То есть девайс можно настроить так, чтобы нажатие на педаль с 50-процентным усилием мотор воспринимал как 25-процентное. Или 30-процентное. Грубо говоря, вы можете вдавить «тапку в пол», а бортовой компьютер пересчитает и отдаст двигателю сигнал, что вы лишь слегка добавили газу.
Возможно, для помощи Мазепину команда перенастроила электронную педаль, чтобы снизить вероятность возникновения разворота. Но найти идеальное значение сложно, особенно новичку – зато легко достичь другого негативного эффекта.
В записях гонок Никиты с бортовых камер заметно, что после медленных поворотов он разгоняется значительно хуже ближайших конкурентов – Шумахера и пилотов «Уильямса». Машина набирает ход плавно, но ускоряется плохо – как будто Мазепин слабо давит на газ (не исключено) или под влиянием особенностей настройки электронной педали, чтобы не дать уйти машине в занос (более вероятно). В любом случае неспешный разгон ведет к значительному отставанию на последующей прямой – например, на отметке окончания первого сектора португальской трассы (после четвертого поворота, в котором машины склонны к заносу) Никита проигрывал Мику 6-10 км/ч.
Медленные разгоны не только приводят к потерям во времени, но и выключают из борьбы колесо в колесо, поскольку не позволяют попадать в слипстрим и атаковать в конце прямой. К тому моменту, когда Мазепин набирает сопоставимую скорость с конкурентами – прямая подходит к концу и возможность обгона откладывается до следующего раза. То же происходит и при обороне позиции – с медленным разгоном Мазепин просто не в состоянии добраться до следующей точки торможения впереди конкурента.
Что интересно, в Испании Никита отставал на разгонах не так сильно – это может быть связано как с более тонкими и удачными настройками педали, так и с характером самой трассы: «Барселона-Каталония» состоит в основном из среднескоростных виражей, в которых дела у Мазепина складываются заметно лучше, чем в медленных.
Пилотажные ошибки
Нельзя сказать, что Никита управляет болидом ужасно – он едет в верном направлении, в целом у него нет грубых ошибок, а траектории выбирает почти такие же, как конкуренты.
Почти.
В качестве примера снова возьмем выступление в Португалии. Трассу «Алгарве» Никита знает хуже, чем «Барселону-Каталонию», а потому просчеты на ней более выраженные и заметные со стороны – они ярче подсвечивают общую проблему.
Посмотрите, как Мазепин ныряет в скоростной первый поворот в сравнении с Максом Ферстаппеном и Миком Шумахером.
Никита очень рано начинает заворачивать к вершине поворота.
«Ред Булл» делает это чуть позже – и точнее попадает на апекс.
Как и Мик.
В результате более аккуратного пилотажа Макс уже будучи на апексе продолжает доворачивать вправо.
Шумахер тоже.
В то время как Никита вынужден выпрямить руль, иначе налетит на внутренний желтый поребрик.
К чему это ведет? Траектория выхода из поворота у Ферстаппена остается в пределах трассы.
Мик на грани, но удерживается в допустимых границах.
А вот Никита выезжает всеми колесами за пределы белой линии.
Мы увидели классическую картину с ранним и обычным апексом.
Ферстаппен и Шумахер ехали как по желтой линии, Мазепин – по траектории «упс».
На следующем круге российский гонщик «Хааса» попытался исправить ошибку – и начал входить в поворот, как конкуренты. Однако принес слишком много скорости и вновь выехал за пределы трека.
В итоге после 20 минут Гран-при Португалии гоночный инженер сообщил, что Никита достиг установленных лимитов ФИА по выезду за границы трассы и вплотную подобрался к штрафным санкциям. Что пришлось делать? Правильно, сбрасывать скорость и проезжать проблемное место с огромными потерями во времени. И с этого момента ехавшие впереди Латифи и Шумахер стали уходить в неприличный отрыв.
Безусловно, нужно делать скидку на уровень машины и на незнание трассы (в Барселоне помарки были не столь заметными). К тому же, будучи новичком, Никита вправе учиться и экспериментировать. Он все равно едет последним, а потому без особых проблем может тренироваться. Обычные гонщики лишены возможности ездить практически в свое удовольствие, но у богатых времени в запасе гораздо больше.
Проблемы с темпом на дистанции
Каждая ошибка или недостаточно быстро пройденный поворот ведет к потерям доли секунды, к середине гонки они накапливаются в десятки секунд, а затем Никиту начинают обгонять лидеры на круг – и проблемы накапливаются как снежный ком.
Ко всем трудностям добавляется необходимость пропускать быстрые машины, но из-за отсутствия опыта Мазепин делает это неэффективно: или теряет много времени, или игнорирует синие флаги и приближается к штрафам.
Пользователь ArcticDrag0n выложил на реддите сравнение Мазепина и Шумахера на дистанции гонки в Портимане (опять же – она самая характерная, лучшая по части иллюстрации проблем).
Красные кружки – это времена Мика. Голубые – Никиты. Чем ниже на графике находится кружок, тем быстрее ехал гонщик
Во-первых, заметно, насколько сильно Мазепин теряет время при пропуске лидеров – он пока слабо разбирается, в каких местах это лучше делать, подобное знание придет с опытом.
Во-вторых, Мазепин плохо выглядит на начальном отрезке с полным баком топлива. Дисбалансный автомобиль тяжелее контролировать на торможениях и разгонах – и без того уязвимых областях для российского гонщика. Наконец (и этого не видно в графике, но было видно вживую) Никита часто блокировал колеса и тем самым быстро уничтожил ресурс шин. Добавьте к этому большее скольжение на жестком типе шин – и становится понятно, почему в «Хаасе» решили перевести россиянина на «софт» всего после 12 кругов на «харде».
Интересно и другое – пока для Мазепина нет «идеальной» фазы гонки. На старте он мучается с тяжелой машиной, в середине дистанции теряет время из-за синих флагов, а что в конце? Ближе к финишу его машина обретает избыточную поворачиваемость из-за опустевших баков, да и выезды с траектории на грязную часть трека приводят к дополнительному скольжению в поворотах – и пока остальные прибавляют в скорости, Никита продолжает страдать.
В такой ситуации логично попробовать скорректировать пилотаж и воспользоваться советами гоночного инженера, который заботливо подсказывает, что и как делает напарник – но для Никиты это или непосильная задача, или он просто не хочет ничего менять.
В заключительной фазе четвертой гонки сезона Мазепин так и не смог ускориться – его лучший круг оказался почти на секунду медленнее, чем у напарника.
На официальном сайте «Формулы-1» есть занятная инфографика (которая зачастую вызывает у людей в паддоке недоумение) – с помощью разных сенсоров, фиксирующих нажатие на педаль газа, колебания руля, изменение перегрузок в поворотах или при ускорениях вычисляется рейтинг пилота в каждом отдельном действии. Этот рейтинг, вероятно, не говорит напрямую о способностях того или иного пилота, но все же дает общее представление о том, когда кто-то сильно выделяется в лучшую или худшую сторону.
Даже на «Барселоне-Каталонии» (знакомой для всех трассе, где плотная борьба) показатели Мазепина выглядят катастрофой: низкая скорость прохождения виражей, медленные разгоны на прямых и недостаточно быстрый сброс скорости в зонах торможений.
Чем ниже число – тем хуже рейтинг
Это провал, но…
Нечестно обходить стороной позитивные моменты. Их очень мало, но они есть. На стартах гонщик «Хааса» ухитряется даже со всеми проблемами изредка опережать ближайших конкурентов. Да, затем он быстро отдает выигранные позиции обратно, но временами мы наблюдаем проблески гонщика «здорового человека».
Оцените старт Гран-при Испании.
Кажется, что уже все ясно – к концу стартовой прямой Никита отстал безнадежно.
Однако перед третьим поворотом он осознанно выбрал внешнюю траекторию – потому что заметил, как Латифи уткнулся в соперника и не сместился в открытое пространство.
Канадец оставил совсем немного места, но Мазепин попытался воспользоваться шансом. Респект.
Напомню: это старт, машина на торможениях с полным баком не отличается приятной стабильностью и отзывчивостью. В такой ситуации Мазепин не побоялся выехать на поребрики и взять позицию за счет более позднего торможения.
Никита вышел вперед, но мы помним о плохих разгонах.
Латифи уже рядом, да к тому же теперь на более выгодной траектории.
И выигранная в хорошей борьбе позиция все же уходит обратно не самому сильному конкуренту.
Проблемы могут сохраниться до конца года
Если «Хаас» найдет способ добавить машине сцепления в заключительной фазе поворотов, российский гонщик ускорится – просто потому, что сможет жестче давить на газ без боязни сорвать болид с траектории, раньше начинать разгоны и вообще эффективнее прибавлять на выходе из поворотов.
Судя по словам Штайнера, в команде уже активно ищут способ помочь пилоту в этой области.
«Мы все прекрасно понимаем, что машина этого года не слишком хороша, – рассказал Гюнтер перед гонкой в Барселоне. – Мы об этом уже говорили. И мы смотрим на Мика, чтобы понять, за счет чего ему удается добиваться от машины большего, и помочь Никите. Так что да, в основном наше внимание сосредоточено на том, чтобы помочь прибавить в скорости Никите».
Однако говорить о возможном прогрессе рано – на решение проблемы могут уйти месяцы. А если учесть, что американцы вообще не хотят дорабатывать текущую машину, трудности Мазепина в этом году могут стать хроническими.
Компенсировать недостатки можно было бы за счет природного таланта и чувства понимания машины. Делать с капризной техникой то же, что делает Шарль Леклер и даже неопытный Мик Шумахер. Но если таланта совсем нет – остается сидеть и ждать, когда команда подгонит под пятую точку самовоз.
Фото: globallookpress.com/ Antonin Vincent/Keystone Press Agency, Dppi/Antonin Vincent, nordphoto GmbH/Bratic, Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Bryn Lennon/Getty Images
Формула-1 - давно не спорт, это маркетингово-олигархическая пиир-игрушка, в которой гонщик покупает место. Это как если бы в воротах Спартака играл школьник-сын Фидуна. А в Ф1 рента-драйверы - это норма. Так какая разница, как он входит в поворот? Мазепин просто довел эту систему до высшей (низшей) точки.
Кроме того, все бы здесь на сайте были не прочь быть на месте Мазепина. Ну, а что? Погоняться на болиде формулы-1 наверняка интереснее, чем в офисе сидеть. Умение - не важно, все схвачено. Кайфуй, соревнуйся, получай удовольствие. Все бы так хотели, нет?
Так что Мазепин - самый народный, так сказать, наш спортсмен. Такой же, как мы. А места - какая разница? Вот реально?
Чтобы человек не делал - он все равно будет признан виноватым. Любое его действие будет рассматриваться только через призму полного провала.
Обычно такое практикуется в школах, потом люди взрослеют и понимают, что это не нормально. Или не взрослеют.
В целом, на первый взгляд неплохая статья, с фактурой и тд.
Но зачем автор берет и унижает себя этими совершенно необязательные оценочными пассажами я просто понять не могу:
"Но если таланта совсем нет – остается сидеть и ждать, когда команда подгонит под пятую точку самовоз."
"но для Никиты это или непосильная задача, или он просто не хочет ничего менять."
"Обычные гонщики лишены возможности ездить практически в свое удовольствие, но у богатых времени в запасе гораздо больше. "
Вот так взять и весь материл испортить...