В «Ф-1» теперь будет по две гонки за Гран-при. Все команды и организаторы довольны, но с форматом уже видны 4 проблемы
Инновацию винят в разрушении духа серии.
Впервые за многие годы формат уик-энда «Формулы-1» претерпит значительные изменения – пока в виде эксперимента. Комиссия чемпионата единогласно поддержала проведение трех спринт-квалификаций уже в 2021 году – предположительно на Гран-при Великобритании в середине июля, в сентябрьской Италии и поздней осенью в Сан-Паулу (если гонка в Бразилии состоится – пока из-за пандемии ясности нет). Как это будет выглядеть и зачем понадобились реформы?
Зрители включатся в уик-энд уже с пятницы, командам придется вдвое больше работать
Признаем: практики, длившиеся четыре часа вплоть до 2021-го, – не самое увлекательное зрелище в «Ф-1». Команды получают ценнейшую информацию, однако болельщикам обычно скучно наблюдать за монотонным наматыванием кругов, поэтому пятничные трансляции – прерогатива ядерных фанатов и журналистов. Серия это осознала, и с нынешнего сезона тренировки стали короче суммарно на час.
Введение спринт-квалификаций – следующий шаг, направленный на повышение зрелищности соревнований. Если раньше настоящая борьба начиналась в субботу, то теперь все три дня наполнятся сражениями.
В пятницу состоится первая практика, после чего гонщики зарубятся в квалификации. Ее проведут в обычном формате с тремя сегментами – но в пятницу, а не в субботу. На экспериментальных уик-эндах роль традиционной квалы снизится, так как она определит стартовую решетку спринта, а не основной воскресной гонки. Тем не менее, уже в пятницу зрители понаблюдают за первой сессией с реальными ставками.
В субботу пройдет вторая и заключительная тренировка, а после обеда – спринт-квалификация. По сути, пилоты проведут мини-гонку (100 километров без обязательных пит-стопов – примерно полчаса) и разыграют первые очки: три за победу, два за второе место и одно – за третье. Но главное – определится стартовая решетка Гран-при. Воскресный заезд останется в центре внимания, а его победитель – главным героем этапа, что подчеркивается скромными очками за спринты в сравнении с 25 баллами за главную гонку. А также терминологией – новинку намеренно назвали спринт-квалификацией, а не спринтерской гонкой. Никаких реверсивных решеток из младших серий: гонщик должен здорово показать себя в пятницу, чтобы завоевать высокую позицию на старте спринта, затем избежать проблем в мини-гонке и побороться за поул, а потом выдержать два часа борьбы в Гран-при.
Плюсы для болельщиков очевидны: три содержательных дня вместо двух и больше борьбы на трассе. Интересно понаблюдать и за стратегией пилотов – в спринтах можно жать на полную в надежде на поул или избегать рисков (которые сильно возрастут относительно обычной квалы), сделав ставку на прорыв в воскресенье.
У инженеров и механиков график станет плотнее, однако технический директор «Альпин» Пэт Фрай не против:
«Команды будут работать с настройками шасси несколько иначе. С учетом всего часа тренировок перед квалификацией скучать не придется, должно быть интересно».
Но у нового формата есть и недостатки.
Традиционность уик-энда под вопросом, вторая практика – бессмысленна
Ситуация с шинами запутывается. Если с пятничной квалификацией стало проще (только покрышки «софт»), то для спринтов участники выберут по два свежих комплекта – и столько же для Гран-при. Вероятно, на воскресенье останутся и использованные шины, иначе управиться с двухчасовой гонкой в случае неожиданностей будет невозможно.
Есть проблемы и с правилом закрытого парка. Обычно команды подбирают настройки во время практик, а с начала квалификации теряют возможность вносить изменения в машину. Теперь режим parc fermé стартует уже в пятницу. Как команды управятся с настройками за одну тренировку? Зачем в таком случае нужна вторая, субботняя? Как чинить болид после аварии в спринте? Командам приходится нарушать правило закрытого парка и сейчас, но из-за инцидентов по вине пилота или из-за технических проблем – теперь же гонщика может вынести конкурент, а штраф получит пострадавший? «Ф-1» предоставит коллективам дополнительные средства на починку (говорят о 150 тысяч долларов за гонку) и оговаривается, что «закрытый парк» будет не таким уж закрытым: команды смогут модифицировать подвеску и тормозную систему, менять поврежденные в спринте антикрылья, но вопросов все равно больше, чем ответов.
Главный момент, на котором заостряют внимание критики – дух старой «Ф-1». Формат квалификации менялся много раз, но текущая система с тремя сегментами используется уже с 2006-го и не вызывает нареканий у болельщиков. Введение спринтов обесценивает как смещенную на пятницу традиционную квалу (вместо борьбы за престижный поул – всего лишь розыгрыш места на старте мини-гонки), так и сам Гран-при. Несмотря на то, что чемпионат всячески пытается сохранить акцент на воскресенье, есть опасения, что вместо простого и понятного победителя Гран-при героев станет сразу два – в спринтерской гонке и в основной.
Стоит ли зрелище ради зрелища слома традиций?
«Нам понравятся спринтерские гонки, потому что это что-то новое. Но в эру рассеянного внимания мы поймем, что воскресные гонки следует урезать вдвое, чтобы они оставались интересными», – написал журналист Пабло Элизальде.
«Слишком смелый шаг для «Формулы-1». Ее история – один из залогов успеха. Большая (с большой буквы не только потому, что в начале предложения) гонка в воскресенье. Дистанция Гран-при в 300 километров. Это основы. Как два тайма по 45 минут в футболе», – заявил его коллега Олег Карпов… и предложил вместо этого внезачетные гонки с резервистами, приглашенными звездами вроде Марка Маркеса и суперпоулом! Главное – не трогать настоящие Гран-при.
Главный репортер чемпионата Уилл Бакстон, напротив, считает, что серия смалодушничала – ведь без реверсивной решетки нас ждет фактически одна гонка, прерванная на 24 часа красными флагами. Как видно, многое зависит от вкуса, и спринты, как и любые нововведения, точно не могут понравиться всем.
Боссы хвалят формат, мнения пилотов разделились
Новый руководитель «Ф-1» Стефано Доменикали утверждает, что команды и гонщики приняли предложение с распростертыми объятьями:
«Мы поделились идеей и получили отличные отзывы от всех в «Ф-1». Спринты помогут создать напряжение и провести прекрасный уик-энд, что пойдет на пользу всем сторонам».
Однако «отличные отзывы» звучали далеко не от всех. Некоторые гонщики действительно поддержали новинку.
«Довольно интересно, – считает Шарль Леклер из «Феррари», – Думаю, мы должны хотя бы попробовать, чтобы понять, как все работает. В коротких гонках мы сможем атаковать больше, и я буду рад протестировать формат».
В похожем ключе высказался его напарник Карлос Сайнс, а также представитель «Уильямса» Джордж Расселл, который надеется, что спринты дадут больше шансов аутсайдерам.
Но были и другие мнения – к примеру, от одного из претендентов на титул Макса Ферстаппена.
«Мне гораздо больше нравится одна большая гонка, – сказал пилот «Ред Булл». – Вопрос не только в улучшении гонок – они просто хотят вместить в уик-энд больше событий. Сейчас пятницы и субботы до квалификации немного скучные. Так что «Ф-1» хочет привлечь больше людей на трибуны и заработать больше денег, вот и все. И я могу это понять».
Четырехкратный чемпион «Ф-1» Себастьян Феттель был категоричен:
«Лично мне такой формат не нравится. Зачем проводить предфинал, а потом сам финал? В чем смысл? Этого я не понимаю. Понятное дело, что я буду участвовать – ведь я хочу выступить в воскресной гонке. Но с моей точки зрения это бессмысленно. Такие изменения – скорее заплатка, чем исправление проблемы».
А резервист «Астон Мартин» Нико Хюлькенберг вообще не стал сдерживаться:
«Это чушь. Звучит очень искусственно – хотят каким-то образом повысить напряжение. В «Ф-1» такое неуместно, в спринтерской гонке могут происходить непредсказуемые вещи. Есть главный Гран-при, к которому мы привыкли – одно основное событие, одна корона, один победитель».
Сезон-2021 – лучший момент для экспериментов
Я считаю новый формат хорошей идей – в текущем виде и в данной дозировке. Тот же Сайнс отмечал, что сейчас наступило время для авантюр.
«Если пробовать, то в 2021 году. Учитывая, какое будущее нас ждет, это хорошая возможность для подобных вещей – посмотрим, что получится», – сказал испанец, намекая на масштабное изменение регламента.
Меньше чем через год в «Ф-1» появятся совершенно новые машины, и команды уже мыслями в 2022-м. «Хаас» списал сезон-2021 до его начала, «Феррари» переключилась на разработку революционного болида весной – и таких коллективов становится все больше и больше. Текущая глава «Ф-1» почти дописана, и в нынешних условиях не попробовать что-то новое было бы глупо. Нет гарантий, что чемпионат вновь не скатится в унылое доминирование, но теперь мы вступим в новую эпоху с пониманием, какие инструменты могут повысить качество гонок, а какие – нет.
Разговоры о традициях мне кажутся пустыми. Разумеется, нет смысла кардинально рушить то, на чем строится серия, но формат скорее эволюционный, хоть и смелый. «Ф-1» умрет, если не будет развиваться, и, к счастью, текущие владельцы это понимают. Современному спорту нужно разнообразие: больше борьбы на трассе, три содержательных дня, меньше бессмысленных (для простого зрителя) покатушек, красивые нарезки обгонов для поколения соцсетей и вполне традиционный главный заезд – для всех.
«Воскресный Гран-при – это фантастическое событие, и мы не хотим на него покушаться, – обещает спортивный директор серии Росс Браун, – Но намерены повысить интерес болельщиков, чтобы они были больше вовлечены по ходу пятницы и субботы.
На данный момент пятничные сессии – это и правда зрелище на любителя. Смотреть пятничные практики интересно, но они ничем не кончаются. Теперь же появится интересный квалификационный формат. Думаю, спринт-квалификация – отличное дополнение к уик-энду».
Неспортивной и «голливудской» система тоже не выглядит. Журналисты The Race прикинули, кто доминировал бы в спринт-гонках в 2020-м, и в качестве симуляции субботних заездов взяли отрезки Гран-при до первых пит-стопов, появления машины безопасности или красных флагов. Результаты не шокируют: Валттери Боттас чуть ближе к Льюису Хэмилтону, но все равно второй, Макс Ферстаппен позади «Мерседеса», а дальше – ребята, разыгравшие звание «сильнейшего среди остальных» в слегка другом порядке. Так что три необычных уик-энда из 23 вряд ли испортят борьбу Ферстаппена и Хэмилтона за титул, а «Хаас» не выиграет спринт-гонку – это было бы весело, но все же довольно абсурдно.
В любом случае от идеи будет легко отказаться, если уик-энды в Великобритании, Италии и Бразилии не оправдают ожиданий. А пока до Сильверстоуна больше двух месяцев – все ответы мы получим только на трассе.
«Ред Булл» и «Мерседес» схватились за титул «Ф-1». Кто станет чемпионом – Хэмилтон или Ферстаппен?
Фото: formula1.com; REUTERS/Guglielmo Mangiapane TPX IMAGES OF THE DAY; globallookpress.com/Patrick Scheiber/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Pool/Peter Fox, HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de: Gettyimages.ru/Bryn Lennon
В итоге единственная интрига - не ошибется ли кто-то из лидеров в последней части квалификации - отрезается напрочь.
Так можно сразу этап не проводить, по результатам практик расставить машины и все.
Две гонки за этап проводятся в младших сериях и давно, результат всем известен. Главное, где формат гонки там обостряет интригу, именно реверсивная решетка в одной из гонок. Тут ее нет сразу. Лидеры гарантированно ставятся на чистую трассу и чистый воздух, показать скилл в работе с обгонами им никто не предлагает с самого начала. В рамках нынешней эфодины это стерилизация интриги.
Впечатление, что старая Ф1 умерла перед сезоном 2009. Потом начались игры дирекции в разрешенные читы и односторонние регламенты, доминирующие команды и т.д.
PS Зрителям на трассе в пятницу-субботу предлагали (в зависимости от этапа) дополнительно гонки поддержки из младших серий, никакой необходимости в спринт-гонке не было. Или они хотят забрать эфирное время в трансляциях у младших серий? Ну это вообще никуда не годится.
Но дозаправок нынче нет, и возвращать их не собираются...