В «Ф-1» внедрили инновационный серебряный пистолет. Им анализируют шины – правда, без стрельбы
Дешевая альтернатива инфракрасным камерам.
Во время предсезонных тестов «Формулы-1» в Бахрейне команды проверяли свежеснятые с машин шины инструментом, похожим на серебряный пистолет – причем механики пытались тщательно скрыть новую технику. Оказалось, под видом пистолета скрывался инновационный девайс VESevo итальянского стартапа MegaRide: его создали для анализа состояния шины и выбора самой эффективной стратегии на гонку.
VESevo (Viscoelasticity Evaluation System – EVOlved или система оценки вязкоупругости – развитая) назван в честь вулкана Везувий, расположенного близ Неаполя – родного города MegaRide. Компания занимается моделированием поведения динамических систем в реальном времени.
В 2017-м стартап заключил первый контракт с заводской «Ауди» из «Формулы Е» и ДТМ, а еще с «Дукатти» из MotoGP. и «Тридиент», выступающей в «Формуле-2» и «Формуле-3».
Как работает VESevo? Есть ли другие устройства-анализаторы шин?
Выглядит процесс так: пистолет прикладывается к покрышке и считывает информацию.
Устройство собирает не только температуру, но и другие физические параметры шины – а затем используется особый алгоритм для анализа, разработанный в Matlab (пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений). В процессе расчитываются разные физические параметры: температура, жесткость, износ и упругость. После анализа данные представляются в виде графика, с наглядной демонстрацией условий, создающих минимальный износ. На графике по оси Х отложена температура, по оси Y коэффициент потерь. Вывод следующий: шина медленнее изнашивается, когда лучше всего прогрета.
Еще VESevo помогает сравнить шины между собой: во время практик собирается информация о разных составах, их параметры соотносятся между собой и выбирается эффективный вариант на квалификацию и гонку. Процесс особенно важен для команд, претендующих на последний сегмент квалификации: ведь их обяжут стартовать в гонке на изношенных покрышках из второго раунда. Значит, необходимо представлять их состояние после нескольких кругов квалификации.
Преимущество VESevo – он не повреждает шины при тестировании. Другие способы анализа обычно разрушают состав, они долгие или достаточно дорогие.
Правда, существуют бесконтактные способы контроля состояния шин в режиме реального времени: например, тепловизоры и сенсоры температуры и давления. Тепловизоры показывают изменение температуры шин по мере езды по трассе. Датчики – часть большой системы, собирающей телеметрию с машины.
Тепловизионные камеры дают детальные изображения шин в инфракрасном спектре и выявляют возможный перегрев на ранней стадии. Они компактные, расположены на передних крыльях болида. Цены на подобные камеры начинаются от 8 тысяч фунтов стерлингов за штуку (около 860 тысяч рублей).
Снимки с тепловизоров показывают температуру шин в реальном времени.
Датчики внутри шины определяют давление и температуру, а электронный блок управления (ЭБУ) аккумулирует всю информацию и отправляет ее на командный мостик. ЭБУ предупреждает о критических изменениях параметров покрышек.
Почему пистолеты появились только сейчас?
Возможно, повлияло ограничение бюджетов в размере 145 миллионов долларов – оно как раз вступило в силу в 2021-м, потому команды «Ф-1» и обратились к альтернативной технике из младших формул, ДТМ и «Формулы Е». Ведь устройство отлично показало себя в молодежных сериях с «Тридиент» в «Ф-3»: итальянцы в командном зачете в 2020-м стали вторыми, а глава команды Джакомо Риччи отметил отдельный вклад MegaRide в успех.
Чем не повод внимательней следить за персоналом в паддоке на ближайших Гран-при? Кажется, в ближайшее время там появится еще больше необычных технологий и новинок – а за них многие и обожают «Формулу-1».
Кажется, Феттель формально – №2 в «Астон Мартин». Выяснили по цвету камеры на болиде
Фото: autosport.com; megaride.eu
PS Что в пистолете то, кроме термометра? Механический датчик для измерения упругости?
Прикольная идея :)