Хэмилтон хотел завершить карьеру, но $55 млн, битва за титул и активизм убедили остаться в «Ф-1»
Но все-таки конец карьеры уже виден – осталось всего два года.
Льюис Хэмилтон в 36 лет проводит пятнадцатый сезон в «Формуле-1» – и он уже побил почти все рекорды вместе с «Мерседесом»: выиграл 99 гонок и 100 поулов, 171 раз приезжал на подиум, а по титулам делит первое место с Михаэлем Шумахером.
В последние годы Льюису сложно было поддерживать мотивацию: отсутствие серьезных соперников, риск уменьшения гонорара из-за обсуждения потолка зарплат для гонщиков, глобальные изменения в регламенте, не гарантирующие победную машину — причин обдумать завершение карьеры хватало. Лишь желание влиять на мир политическими заявлениями с миллионной трибуны и стемление упрочить лидерство в ключевых достижениях не позволили окончательно перейти в активизм, моду и музыку — и потому зимой Хэмилтон подписал лишь однолетний контракт с расчетом взять восьмой титул и покинуть гонки непобежденным.
Но план не сработал: Хэмилтон прямо сейчас отстает от Макса Ферстаппена, и рекордная победа в чемпионате мира оказалась под угрозой. Льюис всерьез задумался: что же делать дальше?
Мотивация борьбой
Прогресс «Ред Булл» заставил Льюиса Хэмилтона пересмотреть идею ухода из «Ф-1» — великие люди не любят покидать спорт свергнутыми. И потому переговоры о новом контракте прошли быстро: уже в июне семикратный чемпион мира поставил подпись под новым двухлетним соглашением с «Мерседесом».
«Я всегда говорил: пока в Льюисе есть искра – он может продолжать выступать так долго, как только захочет, — признался босс «серебряных стрел» Тото Вольфф. — Борьба в чемпионате вызвала у нас еще больше желания гоняться. Да, мы говорили о возможном уходе, и, конечно, всегда важно затрагивать тему с завершением карьеры, чтобы уйти в нужный момент. Но у Льюиса много страсти к спорту, и я вижу, что он все еще способен бороться на высочайшем уровне».
Длительность контракта намекает: впереди решающий рывок за последним титулом вне зависимости от исхода нынешнего сезона. В 2022 году в «Ф-1» сменится технический регламент, и даже в случае не слишком удачного вступления в новую эру у «Мерседеса» будет год на устранение недостатков и подготовку к финальной битве в сезоне-2023. Оставаться дальше смысла уже не будет: или Льюис эпично уйдет абсолютным рекордсменом, или потерпит поражение и закончит как выдохнувшийся ветеран. Начинать новый долголетний цикл похода за чемпионским кубком он не станет.
Жизненное направление Хэмилтон обозначил уже давно – это равенство людей и решение экологических проблем. Просто характер №44 диктует полное погружение в выбранную дейятельность: «В 38 лет наступит момент, когда я захочу заняться другими вещами. Я никогда ничего не делаю наполовину».
Фактор напарника важнее, чем кажется на первый взгляд
Путь к титулу прокладывает не только идеальная машина и гениальная команда механиков, но и напарник, который помогает на трассе и обеспечивает хороший микроклимат в команде.
В 2016-м Льюис был максимально несчастлив в «Мерседесе» из-за токсичной атмосферы, вызванной сражениями с Нико Росбергом — после столкновения на Гран-при Испании англичанин даже грозил уходом из команды. И лишь завершение карьеры бывшего друга после взятого титула вместе с появлением Валттери Боттаса улучшили моральное состояние Льюиса. Атмосфера открытости и сотрудничества, доброжелательность руководства и покладистость напарника помогли Хэмилтону выиграть четыре чемпионата подряд.
Сам Льюис отзывался о Боттасе как «лучшем напарнике за всю историю «Ф-1» и неоднократно подчеркивал желание оставить финна в роли второго пилота. Но именно сейчас Валттери сильно сдал — и уступает в общем зачете даже Ландо Норрису из «Макларена».
Потому в прессе часто обсуждают замену финна на 23-летнего протеже «Мереседеса» Джорджа Расселла: он проводит мощный третий сезон за «Уильямс» и показывает полную готовность пойти на повышение.
Амбициозный голодный молодой пилот — возможная причина внутрикомандного конфликта в «Мерседесе», а он точно может сказаться на комфорте Льюиса.
Но, возможно, компромисс заключается именно в сумме контракта: гигантская зарплата (55 млн долларов за сезон) взамен на обнуления требования права голоса насчет выбора напарника?
Инициативы Хэмилтона по борьбе за равенство и наследие тоже тормозили переговоры
Одной из проблем, тормозивших подписание контракта в 2020-м, были трудности согласования инициатив Хэмилтона в областях инклюзивности, многообразия и экологии. Однако после продажи части акций гоночного «Мерседеса» Тото Вольфф получил большую свободу действий, а упрямый директорат в Штутгарте перестал сильно вмешиваться – и Льюис начал оказывать куда больше влияния в этих областях. Команда теперь поддерживает его намного активнее.
Например, весной «Мерседес» договорился о сотрудничестве с Ассоциацией темнокожих инженеров и представителей этнических меньшинств Великобритании, а также организовал программу Accelerate 25, направленную на увеличение инклюзивности в автоспорте.
Кроме того, запущено сотрудничество с комиссией Хэмилтона, которая стремиться вовлечь больше темнокожих людей в автоспорт. Эти инициативы рассчитаны на долгие годы – Льюис открыто называет их своим наследием в «Ф-1».
Сможет ли Хэмилтон вновь побороться за чемпионство?
Семикратный чемпион давно уверял, что «не планирует участвовать в гонках до сорока лет». В конце 2023-го ему будет почти 39, и, судя по всему, тогда он ближе всего подойдет к собственному негласному дедлайну по завершению карьеры. Особенно если Льюис все-таки выполнит цели на ближайшие годы – заберет все рекорды «Ф-1» (в том числе и по титулам), превратившись в главного гонщика в истории. Тогда даже при уходе из Гран-при он все равно сохранит колоссальное медийное влияние для политических высказываний – и даже через год-два о нем не забудут (как почти случилось со «всего лишь двукратным» Алонсо как раз после почти двух лет перерыва).
Именно поэтому любые разговоры о потенциальном уходе Хэмилтона напрямую связаны с борьбой за новым титулом – а значит, Льюис и правда сделает все возможное с его стороны для удержания гоночной и физической формы. В данный момент даже в 36 лет №44 не дает поводов усомниться в нынешних способностях: неприятные вылеты вроде случая на Гран-при Эмилии-Романьи или авария с Ферстаппеном все-таки выглядят следствием мелких ошибок (свойственных любому гонщику при сражении за титул на пределе), а не итогом старения. Сравните с бесконечными разворотами Феттеля – его подозревали в потере формы намного чаще, а ведь Себ на два года младше. Может, прямо сейчас Хэмилтона уже и нельзя назвать абсолютно лучшим действующим пилотом, но он все еще как минимум в топ-5.
Следовательно, дело за «Мерседесом» – и их таланту по строительству новых машин даже под революционные регламенты. Потому сделку заключили так рано: она позволит Льюису вплотную поучаствовать в разработке проекта под 2022-й (конкуренты вроде «Феррари» как раз начали обкатывать его на симуляторе), а задержка сильно подорвала бы гармонизацию видения технического штаба и пожеланий Хэмилтона. Обе стороны сейчас сделали все возможное, чтобы войти в новый цикл максимально спокойно вне зависимости от исхода сезона-2021 – так что Льюиса точно не стоит вычеркивать из числа фаворитов на следующие годы. Для него теперь схватка за первые места – вопрос не кубков, а престижа и ценности всех последних активностей, потому он точно пойдет до конца.
Хэмилтон – лучший по доходам в «Ф-1». Забрал $82 млн за год и заработал больше Шумахера
Фото: globallookpress.com/Phil Duncan via www.imago-images/www.imago-images.de, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Hasan Bratic; REUTERS/Lars Baron
Года 2-3 откатает на никуда не едущим ведре, а там уж и скатертью дорожка...
Я аж прослезился на этом моменте. Бідося (с)
И Шумахер и Хэмильтон мне не по душе, я не являюсь и не являлся их болельщиком. Однако, если от Шумахера в последние его годы я просто устал, то Хэмильтон реально раздражает.
Сезоны 2002, 2004 были скучные до тошноты, однако, как ни крути, чувствовалось что-то историческое в достижениях Шумахера, особенно в 2002 - такого мир Ф1 не видел с 1950--х гг., подавляющее число болельщиков. Была в Шумахере и харизма, и, скажем так, мужское начало, которое усиливало его восприятие (как сейчас помню его поход в боксы Макларена в 1998 г., чтобы Култхарду морду набить). Да, Шумахер надоел до чертиков в те годы, но я уважал его.
Хэмильтон - вообще никакой. Это талантливый гонщик, глупо это отрицать, но нет у него харизмы. Много какого-то нытья, странных нарядов, всякой этой БЛМщины. Ну и постоянное и раздражающее всех нытье о превозмогании всего и вся. Нет и чувства, что Хэмильтон ведет команду, что было у Шумахера с Феррари.
Поэтому оценивая последние сезоны Хэмильтона - просто штампует победы и титулы. Уйдет - ну и фиг с ним, никакого отклика в душе это не оставит. С Шумахером было по другому.
У Шумахером с Хэмом общего - только статистические рекорды. На этом все.
Шум ездил на ведрах, Хэм - никогда, сразу попав в топ-команду.
Шум в течение нескольких лет подымал из середняков сначала Бенеттон, потом Феррари, а потом и Мерседес, в последнем случае буквально чуток недотерпев из-за возраста. Хэм же здесь разве что в 2013 году получил в руки очень хорошую, но не самовозную машину которая уже была способна побеждать благодаря работе Росберга и того же Шумахера.
Шум очень часто обладал лишь второй по силе машиной чемпионата и бросал вызов самовозникам. Иногда успешно, как в 94-95, иногда достойно проигрывал как в 98-99. Хэм же обладая второй машиной в чемпионате либо тупо сливал все и вся как в 2010 и 2012, либо вообще ни на что не претендовал кроме обломков болида Массы как в 2011.
Если под жопой Шума оказывался самовоз, он все делал молча, уверенно и без превозмоганий по радио, как в 2002 или 2004. Хэм же умудрился даже на самовозе упустить титул в 2007 и, спасибо Глоку, еле-еле взять его в 2008.
У Шума вообще самовозных чемпионств всего два. У Хэма - примерно все, кроме разве что первого. В эпоху доминирования Шума были сезоны 2000 где все решалось в последней гонке, 2001 где он к сентябрю даже не лидировал, 2003 где были супермашины у Мака и Уильямса и у Шума за сезон всего пара поулов была.
Судьи и ФИА были против Шума примерно всегда, и если он начинал много выигрывать, его тормозили всеми способами. В 1994 году устроили просто цирк, убрав его на несколько гонок. В 2005 убили болид Шума регламентом по резине.
Решения же сейчас - все в пользу Хэма. Одни шинные истории чего стоят.
Ну и про харизму вы и так сказали. Вне трассы Шум был отличным парнем. Хэм - это же какое-то чудище в нелепых шмотках и с пафосными лицемерными речами.