6 мин.

О психологической подготовке в Формуле 1

Гонщики Формулы 1 стараются совершенствовать каждую сторону своей профессиональной подготовки, поэтому психология стала играть не меньшую роль, чем физическое состояние и правильное питание.

Все лучшие спортсмены сталкиваются с прессингом на самом высшем уровне, и Формула 1 здесь не исключение. Играет роль и эксклюзивность – в Ф1 всего 20 мест, что означает, что малейшая осечка или слабость могут привести к вылету из элитного дивизиона. Факторы, которые вне зоны контроля гонщика (машина, работа команды), могут напрямую влиять на результаты и на восприятие ситуации в целом.

Отношение к психологическому здоровью в мире меняется, стигмы уходят, и то же самое происходит в Формуле 1. Многие гонщики могут открыто говорить о своем подходе, о своих успехах и неудачах, с которыми они сталкиваются. И это позволяет лучше понимать, что же в этом плане требуется от тех, кто обитает в такой высококонкурентной среде. Единого подхода для всех не существует. Достаточно взглянуть на стартовую решетку и понять, что подход управлению своим состоянием и выдерживанию стресса может отличаться кардинально.

Даниэль Рикаардо всегда выделялся своим дружелюбным подходом и любовью к шуткам (чего стоит только его спор на татуировку с Сирилем Абитбулем), что позволило ему завоевать сердца фанатов по всему миру. Австралиец считает, что такой прямой подход и легкое отношение к происходящему позволили ему по максимуму реализовать себя и на треке. Риккардо поясняет: «Для меня улыбаться, махать рукой, со всеми здороваться и пытаться ехать быстрее, стараясь не переусердствовать, это то, что нужно. У спорта есть и другая сторона, деловая и все прочее, но есть люди, которые с этим справятся лучше меня. Мое место – за рулем, так что я пытаюсь сосредоточиться на том, что умею лучше всего».

Риккардо так относится ко всему, что делает, что нравится бывшему боссу Renault Сирилю Абитбулю: «Он больше использует интуицию, чем анализ. Он хочет радоваться тому, что делает, и поэтому окружение должно ему в этом помогать». И именно такое окружение должно быть у Риккардо в McLaren в этом году, когда он будет напарником Ландо Норриса – еще одного гонщика, который любит пошутить и ходит по паддоку с улыбкой. И они оба понимают, с каким прессингом и сложностями им придется столкнуться.

В свое время Риккардо быстро смог найти, с кем можно было все обсудить, у Норриса же все прошло не так гладко, особенно в дебютный сезон: «В 2019 все выглядело так, как будто я не нервничаю и уверен в себе, но это больше была видимость. На самом деле, я испытывал трудности. Наверное, мне просто удалось неплохо «спрятаться».

Норрис работал с специалистом на протяжении своей юниорской карьеры и во время первого сезона в Ф1 над своим психологическим состоянием. И чем лучше он справлялся и чем сильнее росла его уверенность в себе, тем меньше времени ему требовалось на общение с психологом: «Чтобы расти, я должен был делать все сам и брать ответственность за все на себя».

Норрис не единственный, кто пользовался помощью со стороны. Роман Грожан начал работать с психологом после тяжелой аварии на старте Гран-При Бельгии 2012, из-за которой он получил отстранение на одну гонку. Он продолжает эту работу и по сей день, и это помогает ему не только на трассе: «Прошло уже восемь лет. Это помогает тебе стать лучшей версией себя, лучшим отцом, лучшим мужем, ну и лучшим гонщиком, хотя дело не только в Формуле 1. Мне нужен был толчок, чтобы начать действовать. Уик-энд в Спа в 2012 был именно таким моментом, и я очень рад, что продолжаю эту работу. Ты учишься управлять такими ситуациями, и это на самом деле тебе помогает. Посещение психолога помогает спортсменам в их деятельности, но и в жизни тоже. Вся жизнь – это вызов».

Но не все настолько открыто говорят о своих вызовах и борьбе. Макс Ферстаппен всегда демонстрировал уверенность, которая сочеталась с тем фактом, что он стал самым юным победителем гонки Ф1. И он отрицает любые возможные уязвимости в своей броне: «Даже если они у меня есть, я никогда не скажу об этом. Зачем вам говорить о своих слабостях, даже если они есть? Зачем оправдываться? Я никогда не стану говорить об этом».

И Макс не единственный в таком подходе. Кевин Магнуссен так же никогда особо не переживал о том, что другие подумают или скажут о нем (памятен эпизод его конфликта с Нико Хюлькенбергом, где они обменялись парой неприятных фраз). А, например, Себастьян Феттель никогда не говорит о своей жизни за пределами Формулы 1. Ферстаппен, Магнуссен и Феттель стремятся также сами вести свои дела, даже договариваться о контрактах. В крайнем случае они доверяют только самым близким, но точно не агентствам и посторонним людям.

Такой подход приводит к тому, что гонщик целиком сосредоточен на своей карьере в Ф1, как Себастьян. Его бывший напарник в Red Bull как-то шутил, что «обычно мы все ложимся спать с какими-то посторонними мыслями, но Феттель же думает только о гонках». У Себа есть интересы и за пределами спорта: органическое фермерство, восстановление классических машин, но они редко пересекаются с его делами в Формуле 1. Примерно такой же подход у Роберта Кубицы, и это точно помогло ему в период восстановления после тяжелейшей травмы.

Соперник Феттеля Льюис Хэмилтон же, в свою очередь, исповедует другое отношение. Хэмилтон живет яркой и полной жизнью за пределами автоспорта, при этом открыто демонстрируя это и стараясь не быть «типичным гонщиком Формулы 1». Помимо гонок он занимается модной одеждой, музыкой, активизмом, проблемами окружающей среды. И эти занятия не отвлекают его от основной деятельности и не сделали его менее нацеленным на успех. Возможно, напротив, сделали его только сильнее. Тото Вольфф: «Каждый сезон он становится лучше, как человек и как гонщик, это вдохновляет. Он на середине четвертого десятка и может подать пример, как нужно развиваться личностно, как расти профессионально и как поддерживать интересы вне спорта, которые делают тебя сильнее».

Также Хэмилтон стал больше говорить о сложностях, с которыми он сталкивается, особенно в непростом 2020: «Гонщики постоянно соревнуются между собой, так что ты особенно не ожидаешь, что кто-то станет открываться и делиться своим мнением и позицией. Но я думаю, что это важно и важнее того, что происходит у нас тут».

Поиск подхода, который подойдет именно тебе, может занять годы. Интересы за пределами автоспорта, как у Льюиса, могут не работать для Феттеля или Кубицы. Броня Магнуссена и Ферстаппена не нужна Норрису или Грожану. Поиск баланса и того состояния, при котором ты будешь демонстрировать лучшие результаты, является частью пути гонщика к реализации его таланта.

Это перевод статьи Люка Смита из журнала GP Racing UK за декабрь 2020 года.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал