История Williams. Часть 7: 2014-2020. Новое руководство
Конец главы. Williams F1 или Williams Grand Prix Engineering, основанная в 1977, будет участвовать в следующем сезоне, ее имя будет вписано в новый, более справедливый Договор Согласия позади всех ее соперников. Но будет ли это та же Williams без Фрэнка? Не совсем. Фрэнку 78 лет, его здоровье не идеально, и он не управляет командой уже много лет. Но Фрэнк всегда был сердцем команды. До 3 сентября 2020, четверга перед Гран-При Италии. Последняя часть истории команды совпадает с монументальным и, конечно, грустным эпизодом: Фрэнк Уильямс больше не часть своего детища.
Но все не обязательно должно было так закончиться для Фрэнка и Клэр, которая была по факту руководителем команды с 2013. В начале этого периода у Williams был прекрасный шанс вернуться на те места, где она должна была быть. И пару лет ей это даже удавалось. А затем вся проделанная работа пошла насмарку. Упущенная возможность.
У Пэта Симондса еще были кое-какие дела в Формуле 1: у него была долгая и яркая карьера в Toleman, которая потом стала Benetton в 1986; он был важной составляющей успеха Шумахера в середине 90-х. Когда команда стала называться Renault, он точно так же, как ранее с Михаэлем, помог Фернандо Алонсо завевать его два титула, завершив пятилетнее доминирование Ferrari. Но после Гран-При Сингапура 2008 Пэт был вынужден покинуть паддок. Позже французский суд отменил пятилетний запрет на присутствие в Формуле 1, так что Симондс стал консультантом в команде Marussia. Williams же, находившаяся в упадке, нуждалась в опытных кадрах. У них была потребность друг в друге.
Гран-При Австрии 2014, Масса впереди Боттаса
В 2013, в конце эры V8, команда заняла удручающее девятое место в Кубке конструкторов. Восемь лет прошло с тех пор, как Williams разошлись с BMW, и команда стала «независимой». Команда использовала двигатели Cosworth, затем был трехлетний контракт с Toyota, и наконец воссоединение с Renault, которое закончилось, в общем-то, ничем. Но теперь команда обрела стабильность в этом вопросе – в Williams получили лучшую силовую установку на долгий срок. Долгие исследования, инвестиции, подготовка и прекрасная инженерия со стороны Mercedes-Benz оставили далеко позади Ferrari и Renault, которым пришлось «соскребать крошки со стола» в начале гибридной эры. Вдобавок последовали немалые инвестиции со стороны Martini (компания, у которой есть своя история в автоспорте), так что у команды были хорошие шансы подняться в 2014.
Но Williams провели лучший за десять лет сезон не просто потому, что ей в нужное время с неба упал новый мощный двигатель Mercedes. Когда Симондс пришел в Williams, перед ним стояла тяжелейшая задача, ведь команда еще страдала от ран после долго падения. У британцев были хорошие специалисты, многие из них работали с тех времен, когда Симондс был в стане их соперников. Но недостаток финансирования, непростая корпоративная культура (которую всегда описывали как «путь Williams») привели к упадку мотивации, департаменты сбрасывали вину друг на друга за общий провал, а внутри все делалось устаревшими методами, которые были далеки от тех, что использовались в лучших командах. И нужные изменения не сделать за ночь. Но в Гроуве сосредоточились на изменении методологий, логики управления и разработки, построении сильной внутренней структуры, и трансформация началась.
Гран-При Австрии на Red Bull Ring (трасса вернулась в календарь впервые с 2003 – спасибо Red Bull) стала местом, где эта трансформация была особенно заметна. Валттери Боттас выдержал непростой дебютный сезон в 2013, а теперь, будучи вооруженным FW36 с низким лобовым сопротивлением и силовой установкой Mercedes, был готов показать, на что он способен. К нему присоединился Фелипе Масса, который хотел начать все сначала после долгих и тяжелых лет рядом с Фернандо Алонсо в Ferrari. Бразилец обходился команде недешево, но вместе со своим инженером Робом Смедли он был важной частью обновленной команды, и это стоило того.
Масса финиширует вторым в Абу-Даби, Боттас - третьим
В Австрии в Williams смогли удивить Формулу 1 (особенно «старшую» команду Mercedes), завоевав в квалификации первый ряд. Необычное зрелище, когда две машины Williams лидировали в гонке, не продлилось слишком долго, но третье и четвертое место на финише и присутствие Боттаса на подиуме порадовало всех. Williams вернулись и прервали череду неудач.
В Сильверстоуне Боттас с 14-го места доедет до второго, обогнав многих быстрых соперников и получив позицию Нико Росберга, у которого были проблемы с коробкой передач. Затем в Хоккенхайме Боттас удостоился похвалы, когда сдерживал Льюиса Хэмилтона, который прорывался через пелотон. Валттери снова был вторым. Непростая FW36 позволила завоевать Массе подиум в Монце, и они оба разбрызгивали шипучку на подиуме в Абу-Даби. Команда завоевала 9 подиумов и поднялась на шесть мест в таблице, став третьей в начале новой эры. Позади была даже Ferrari. Боттас финишировал четвертым в личном зачете позади Хэмилтона, Росберга и Риккардо. Не хватало лишь победы, которая бы венчала такой хороший сезон. Но уж чуть позже победы точно придут. Или нет?
Победы не пришли. В прошлом году в Монце Клэр Уильямс в свой последний день в качестве руководителя команды получила в подарок переднее антикрыло с Гран-При Абу-Даби 2014 – там команда последний раз к настоящему моменту была на подиуме обеими машинами. Мы еще тогда этого не знали, но очередное падение началось в 2015. Сезон для Williams сложился хорошо, команда снова была третьей в Кубке конструкторов, но в этот раз позади Ferrari, хотя и впереди Red Bull. Однако, в этот раз команда набрала на 63 очка меньше, а подиумов было всего по паре для Боттаса и Массы, они заняли пятое и шестое место в чемпионате. В Сильверстоуне Масса проехал мимо пары Mercedes на старте, а Боттас вышел на второе место. Это были славные 15 кругов. Но в гонке, на которую повлиял дождь, гонщики Williams в итоге заняли четвертое и пятое место. Прогресса больше не было, как и финансирования – обычное явление для независимых команд.
Пэт Симондс с Фелипе Массой и Фрэнком Уильямсом
Здесь будет уместно сравнить Williams с Force India. Другая независимая британская команда, которая занимает небольшую площадь в Сильверстоуне и от которой ждут гораздо меньших подвигов. Команда родилась как Jordan, затем превращалась в Midland, Spyker, но инженерный состав оставался постоянным, что нормально в ситуации, когда меняются только владельцы. Под покровительством Виджея Мальи, и, развивая свои собственные отношения с Mercedes, Force India стала главным конкурентом Williams. И состав у них был, что надо: Серхио Перес и бывший гонщик Гроува Нико Хюлькенберг. И в 2016 команда из Сильверстоуна смогла обыграть своих более именитых конкурентов, забрав четвертую строчку в таблице, Williams стала пятой, постоянно испытывая проблемы с шинами Pirelli. Боттас завоевал лишь один подиум, а Масса выбрал этот момент, чтобы покинуть команду. В Формуле 1 пелотон поделился на два дивизиона: Mercedes, Ferrari, Red Bull в одном, все остальные – в другом. Разрыв между ними рос все сильнее, а Williams погружалась все глубже.
Трехлетний контракт Пэта Симондса подходил к концу, он сам мог быть вполне доволен тем, как изменилась ситуация в команде. Клэр Уильямс и президент Williams Майк О’Дрисколл тоже были довольны и уговорили Пэта остаться. Финансирование со стороны канадского миллиардера Лоуренса Стролла давало возможность команде удержаться там, где она была, а также продолжать реформы. Пэт Симондс включился в работу, попутно занимаясь проектом «3-1», который предполагал подготовку сына главного инвестора Лэнса Стролла для перехода из Формулы 3 в Формулу 1. Все прошло гладко, так почему бы не остаться еще?
А затем в декабре 2016 Симондса вызвали на совещание, где ему сообщили, что его время в команде подошло к концу. Это было шоком. Почему? Никто не знал причину, пока не было объявлено, что один из бывших инженеров Williams (работавший еще в период пребывания там Эдриана Ньюи), который занимал долгое время ведущую роль в Mercedes, возвращался в Гроув, приобретая при этом часть акций команды – Падди Лоу. Видимо, в команде подумали, что раз Симондс смог вытащить команду с девятого места на третье, что же сможет сделать Лоу.
Падди Лоу и Лоуренс Стролл
Помимо всего прочего ушел Боттас. Нико Росберг со времен выступления за Williams сам стал очень хорошим гонщиком, но никто не ждал, что он сможет в итоге победить Льюиса Хэмилтона за рулем такой же машины. И это отняло у немца все силы. Неожиданное, но заслуженное чемпионство – и Нико решил, что с него хватит. Таким образом, место в лучшей машине чемпионата оказалось свободным. После жесткой схватки между Росбергом и Хэмилтоном команде нужен был спокойный, быстрый и послушный напарник для Льюиса. И Боттас идеально подходил. Он еще не побеждал в гонках, но за рулем Mercedes это несложно было исправить. Но мог ли он стать чемпионом мира? Мы все еще не знаем ответа на этот вопрос.
Этот переход в итоге позволил Williams хотя бы изменить в лучшую для себя сторону договор по поставкам моторов. И Массе тоже пришлось вернуться. В 2017 к нему присоединился новичок Стролл. Но могла ли такая пара гонщиков добиться места в топ-3 Кубка Конструкторов?
В свой юбилейный, 40-й год, существования команда, представившая FW40 (пропустив индекс 39), не смогла достичь своих целей. В 2016 Williams набрали 138 очков, а сейчас – только 83. Но Стролл неожиданно завоевал подиум на Гран-При Азербайджана, и стало понятно, что он все же не просто рента-драйвер. В Кубке конструкторов команда снова заняла пятое место, но главные соперники из Force India снова были на строчку выше, что не могло радовать Лоуренса Стролла. Лоу должен был выдать результат и поскорее.
Лэнс Стролл в Баку
Масса решил окончательно завершить карьеру, тем более что ему не удалось добавить новых побед к своим 11 за Ferrari. Вместо него в напарники к Строллу взяли Сергея Сироткина. Не в обиду Сироткину (его сезон и так был крайне непростым, с большим количеством проблем), но такая пара гонщиков вряд ли могла заставить трепетать соперников. А вообще, забудьте о середняках – команда падала все ниже: Стролл набрал шесть очков, Сироткин – одно. В итоге начались кадровые перестановки. Главного конструктора Эда Вуда и главу отдела аэродинамика Дирка де Бира уволили к маю, а Роб Смедли покинул команду в конце года. Каким-то образом команда променяла подиумы 2014-2015 на прозябание периода до введения гибридных моторов. Неудивительно, что Martini и, что куда важнее, Лоуренс Стролл решили прекратить сотрудничество с командой. Канадец взял с собой сына и посадил его за руль машины, которая из Force India стала Racing Point (а теперь – Aston Martin). Что же произошло?
Интеллигентный, приветливый и приятный человек Падди Лоу заслужил хорошую репутацию и уважение после своей работы в McLaren и Mercedes. Было удивительно видеть, как Williams падает при нем так стремительно. В 2019 новая FW42 не была готова к началу тестов, а потом выяснилось, что она еще и не соответствовала регламенту. Это было больно. А когда машина оказалась на трассе, она была слишком медленной. Менее чем за две недели до начала сезона Лоу был отправлен в безвременный отпуск. И не вернулся. Может он просто не подошел Williams? Если так, это подпортило его репутацию. Но все долгие и успешные годы, опыт и компетенции…будет печально, если он не сможет вернуться в Формулу 1 в ближайшее время.
И именно в этот тяжелый период для команды в нее пришел чемпион Формулы 2 Джордж Расселл. Что касается Роберта Кубицы, который удивительным образом вернулся в Формулу 1 после своей аварии в ралли восемью годами ранее и практически потери руки, то у него не было шансов. В прошлом году дела у Расселла шли получше, но это мало, что меняет, учитывая, как глубоко упала Williams.
Сироткин и Стролл - новая пара гонщиков Williams, Кубица - пока в резерве
Когда ранее в 2020 Клэр Уильямс объявила, что команда получит новых владельцев, которые поведут ее вперед, это не стало сюрпризом, хотя и вызвало грусть. Финансирование со стороны Dorilton Capital необходимо команде, и это можно только приветствовать. И, как только сделка должна была быть заключена, Фрэнк и Клэр должны были покинуть команду. Когда-то, в самом начале, Фрэнк основал собственную команду, потому что не мог терпеть контроль и руководство со стороны Уолтера Вольфа. «Независимость» – ключевое слово в истории Williams.
Клэр Уильямс покинула команду после прихода новых инвесторов
Что мы знаем о Dorilton Capital, каковы намерения частной инвестиционной компании в отношении команды-аутсайдера? Из трех членов совета директоров двое неизвестны в мире Формулы 1. Но Джеймс Мэттьюз – другое дело. Он был чемпионом британской Formula Renault в 1994, когда Деймон Хилл сражался с Михаэлем Шумахером за рулем Williams. А затем Джеймс занялся торговлей. Мэттьюз был также среди группы инвесторов, которые поддерживали Ральфа Фермана во время его первого и единственного сезона в Jordan в 2003. Возможно, более важен тот факт, что он сын Дэйва Мэттьюза, успешного кузовного гонщика начала 1970-х, который лучше всего известен тем, что выжил после страшной аварии в Сильверстоуне. А затем стал успешным предпринимателем. В автоспорте все знают друг друга, так что весьма вероятно, что Фрэнк Уильямс и Дэйв Мэттьюз крутились в одних кругах. Возможно, выбор покупателя был для Фрэнка личной историей.
Сейчас все гадают, что же будет дальше. Будет ли команда снова продана, еще кому-то вроде Лоуренса Стролла? Или автопроизводителю? Но какому? И как долго мы будем знать эту команду как Williams? Как и когда Фрэнк сам начинал свой путь, в Формуле 1 много неопределенностей. Команда не будет прежней без него. Конечно, нет. Но к этому все шло долгие годы. Как часто говорят в автоспортивном мире: неважно, что было раньше, важно, что будет дальше. Может, так оно и есть. Как бы то ни было, мы не забудем.
Это перевод статьи Дэмиена Смита из журнала GP Racing UK за ноябрь 2020 года.
Фото: MotorsportImages.com
Прирожденные гонщики. История Williams. Часть 1
Вопреки всему. История Williams. Часть 2
Новая игра - новые правила. История Williams. Часть 3
Тень Имолы. История Williams. Часть 4
Неуправляемая мощь. История Williams. Часть 5
Однажды поднявшись. История Williams. Часть 6
Этот блог в соцсетях: