Хэмилтон, Феттель, Ферстаппен, Вольфф и другие важные личности 2010-х
Когда миллиардер Дитрих Матешиц пришел в Формулу 1, он привел с собой еще одного человека из Штирии. Хельмут Марко родился в Граце, это всего в 40 минутах от Мюрцталя, откуда Матешиц родом. Они оба были амбициозные люди, Марко же привнес в проект свое видение того, каким должен быть гонщик. Если кто-то сомневался в его суждениях, он мог привести свой опыт за рулем.
Марко провел всего несколько гонок. В своей последней, девятой, в Клемон-Ферране в 1972 камень разбил его очки и стоил ему потери левого глаза. Выпускнику юридической школы было 29 лет в тот момент. Но одно достижение уже украшало карьеру Марко: шестью неделями ранее он финишировал вторым недалеко от победителя в гонке Targa Florio на Сицилии, установив лучшее время на 72 километровом круге, которое останется навсегда.
Он был менеджером Герхарда Бергера, Карла Вендлингера, запустил свою собственную команду, а также участвовал в других делах. В 1999 он запустил молодежную гоночную программу вместе с Матешицем, а когда у них в Формуле 1 появилась собственная команда в 2005, Марко стал консультантом. Он вспоминает свои первые переговоры в Милтон-Кейнсе после покупки команды Jaguar таким образом: «Они думали, что мы разговариваем с ними, а мы говорили им, что делать». И вскоре новая команда управленцев появилась в проекте.
Хельмут Марко
Себастьян Феттель был первым чемпионом молодежной программы Red Bull. Он перешел из Toro Rosso (ныне Alfa Tauri) в старшую команду, показав, какие качества нужны, чтобы выжить в обстановке, где повышение и понижение между двумя командами постоянно остается напоминанием гонщикам, что они хороши настолько, насколько хороши их последние результаты. Энцо Феррари бы одобрил.
Феттель стал заниматься картингом как только встал на ноги, и жизнь связала его с Red Bull в 11 лет. Он дебютировал в 2007 в составе BMW Sauber, заменяя на Гран-При США Роберта Кубицу. Немец финишировал восьмым и стал самым молодым гонщиком, набравшим очки. Позже он перешел в Toro Rosso. По итогам дождевой гонки в Монце в 2008 Феттель стал самым молодым победителем Гран-При, ему был 21 год и 73 дня. Переход во «взрослую» команду в 2009 совпал с появлением на трассе разработанной Эдрианом Ньюи RB5 с двигателем Renault. Машина выиграла шесть гонок: четыре на счету Феттеля и две выиграл Уэббер, который до прихода немца был лидером команды. В 2010 Феттель выиграл шесть гонок против пяти у Уэббера и стал самым молодым чемпионом мира. Затем последовали еще три титула подряд, пока способность Себастьяна превращать превосходство Ньюи в аэродинамике в победы не напоролось на нехватку мощности у двигателя Renault.
За пределами машины Феттель был обаятельным и остроумным, что привлекало немало людей, так же как и его желание оберегать свою личную жизнь. Но его желание побеждать и характер приводили к проблемам, а его чувство юмора было испытано на прочность шестью непростыми сезонами в Ferrari. Себастьян и итальянская команда были биты в схватке с Хэмилтоном и Mercedes, и между гонщиком и его коллективом начал расти разрыв. Феттелю еще предстоит доказать, что он способен выиграть титул в машине, которую строил кто-то другой, а не Ньюи.
Себастьян Феттель
После того как Тото Вольфф стал руководителем команды Mercedes прервалось доминирование Red Bull. Вольфф и его друг Ники Лауда на базе проделанной Россом Брауном работы в период 2010-2013 возвращали Mercedes на победный путь, который в чем-то был похож на 1930-е и 1950-е, когда «Серебряные стрелы» не оставляли соперникам ни шанса.
Вольфф родился в Вене в 1972, он гонялся в Formula Ford, GT, ралли, а также инвестировал в технологические компании, некоторые из которых были вовлечены в автоспорт. В 2009 он приобрел акции Willams и вошел в совет директоров. Через два года он женился на шотландской пилотессе Сьюзи Стоддарт, которая стала одним из тест-пилотов команды чуть позже. В 2013 он покинул британскую команду и стал исполнительным директором Mercedes, став преемником Норберта Хауга и став координатором всех автоспортивных активностей команды.
Вольфф, который обладает харизмой, свободно говорит на нескольких языках, стал ключевой фигурой в Формуле 1, руководителем команды, к чьему мнению вдумчиво относятся другие, особенно когда Формула 1 ищет свое место в динамично меняющемся мире.
Тото Вольфф
На техническую сторону доминирующей команды Вольффа оказал огромное влияние Альдо Коста, который перешел в Mercedes по просьбе Брауна в 2011. Альдо родился в Парме в 1961, он учился в Университете Болоньи, затем его карьера продолжилась в Abarth и Minardi, а в 1995 он перешел в Ferrari. В итальянской команде он работал вместе с Брауном и Берном, затем стал главным конструктором, а в 2007-2011 был техническим директором. В Брэкли Коста был директором департамента инженеров и был одним из тех, кто создавал машины, которые выиграли подряд шесть Кубков конструкторов в период 2014-2019.
Этот успех стал возможен после того, как удалось наладить взаимодействие инженерных команд, которые находились на расстоянии 50 километров друг от друга: в Бриксуорте под началом Энди Кауэлла разрабатывались силовые установки, а шасси строили в Брэкли, где раньше располагались BAR, Honda и Brawn GP. Эти машины выиграли каждый чемпионат после того, как Формула 1 сменила 2,4-литровые V8 на 1,6-литровые турбированные V6 с гибридными элементами. В Mercedes отказались от копируемой многими концепции шасси с большим рейком, которую проповедовал Эдриан Ньюи. Коста и Джеймс Эллисон, который является техническим директором команды с 2017, выбрали другой подход к аэродинамике, который, как показала практика, сделал Mercedes практически непобедимыми.
Альдо Коста
Именно благодаря Mercedes карьера Льюиса Хэмилтона ожила. Парень и Стивенджа был протеже Рона Денниса, босса McLaren, который подписал с ним контракт, когда Льюису было 13 лет. Хэмилтон вошел в программу подготовки молодых гонщиков и получал всемерную поддержку на протяжении нескольких лет до Формулы 1. Он выиграл европейскую Ф3 и GP2, а после этого стал основным гонщиком McLaren в 2007, присоединившись к двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо.
Между двумя гонщиками с самого начала возникла напряженность, а пик пришелся на Гран-При Венгрии, где испанец в квалификации задержался в боксах, а Льюис не успел уйти на быстрый круг. Каждый из них выиграл по четыре гонки в том году: Хэмилтон выиграл первую гонку в Канаде, это был его шестой Гран-При, и он до конца был претендентом на титул, но уступил. А Алонсо в конце года ушел из команды. Через год Хэмилтон отпраздновал свой первый чемпионский титул после драматичного Гран-При Бразилии.
Четыре последующих сезона в McLaren не принесли титулов, а низшей точкой был 2011, когда личные проблемы Хэмилтона отвлекали его от гонок. Но он смог это преодолеть и вернулся к хорошей форме, а в конце 2012 объявил, что переходит в Mercedes по приглашению Брауна и Лауды. В 2013 был сезон адаптации, который предшествовал шести последовавшим титулам, где Льюис смог встать в ряд с величайшими гонщиками в истории. В этот период лишь однажды его смог опередить его напарник, Нико Росберг в 2016.
Льюис Хэмилтон
Первый сезон Хэмилтона в Ф1 совпал с последним титулом Ferrari на настоящий момент. В 2014, спустя семь лет после успеха Кими Райкконена, Серджио Маркионне пришел, чтобы спасти команду. Он родился в Италии в 1952, но вырос в Канаде, и не казалось, что человек, который ходит в обычном джемпере на бизнес встречи, станет хорошей заменой яркому и харизматичному Луке ди Монтедземоло, который дважды «вытаскивал» команду в 1970-х и в 1990-х.
Маркионне до этого уже успел совершить подвиг и поставить на ноги Fiat после сделки с Chrysler. Оставаясь председателем совета директоров головной компании, он начал реструктуризировать Ferrari и небезуспешно: после появления в команде Себастьяна Феттеля в 2015 машины итальянцев снова стали побеждать, хотя завоевать титулы так и не удалось, а руководство бывшего маркетолога Phillip Morris Маурицио Арривабене было признано неудачным.
Несмотря на то, что Маркионне изначально пришел из-за пределов автоспортивного мира, он быстро понял, что необходимо для успеха, и стал очень эффективным советником Формулы 1 в целом. В частности, наряду с Тото Вольффом он выступал против того, чтобы Ф1 была главной витриной современных технологий и не поддерживал наиболее радикальные предложения по сокращению затрат. Последствия его внезапной смерти в 2018 (хотя это должна была быть рутинная медицинская операция) ощущаются в Маранелло до сих пор.
Серджио Маркионне
В то время как Феттель и Хэмилтон, которые пришли в Формулу 1 молодыми дарованиями, постепенно повышали свой статус и стали заметными фигурами в паддоке, приход 17-летнего Макса Ферстаппена в 2015 ознаменовал начало новой эпохи в Ф1. Сын Йоса Ферстаппена, который за восемь лет сменил шесть команд в свое время, Макс стал самым юным участником Гра-При с солидным запасом в два года. Он еще не мог получить водительское удостоверение в своей родной стране, но сразу начал показывать, что готов выигрывать гонки. Хотя ему и пришлось провести некоторое время в Toro Rosso, как только он получил повышение в Red Bull, первая победа пришла незамедлительно на Гран-При Испании, где Макс остался впереди Кими Райкконена.
Уверенность, которую многие принимают за самонадеянность, была сразу видна, когда Макс был за рулем, но его манеры вызывали немало споров – например, FIA пришлось запретить поздние маневры на торможении после того, как Ферстаппен неоднократно так поступал с соперниками. Но Макс вдобавок прекрасно чувствует машину, что доказал его прорыв с 16 на 3 место в дождевой гонке в Интерлагосе в 2016, где он умело использовал те траектории, которые другие избегали.
Все эти качества делали из него идеального гонщика для Хельмута Марко, даже несмотря на эпизоды, как например столкновение Макса с Даниэлем Риккардо в Баку после долгой и упорной борьбы за четвертое место. Но надо отметить, что все это вместе привело к тому, что его наставник стал говорить о нехватке терпения. Когда Red Bull в 2019 получили моторы Honda и результаты стали получше, Максу все равно понадобилось еще немало терпения, чтобы стать лучшим среди остальных позади дуэта Хэмилтона и Боттаса из Mercedes.
Макс Ферстаппен
К Максу вскоре присоединились еще несколько гонщиков нового поколения: Шарль Леклер, Ландо Норрис, Алекс Албон и Лэнс Стролл, который дебютировал за Williams в 2017 в возрасте 18 лет. Как и с многими гонщиками до него, путь Лэнса в Формулу 1 был облегчен с помощью денег семьи. Но Лоуренс Стролл был непросто богатым папашей. Как вскоре стало понятно, канадец с состоянием, нажитым на таких брендах как Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и другие, имел серьезные планы на Формулу 1.
Контакты Стролла с Ferrari позволили поместить сына в молодежную программу Маранелло, а его инвестиции в Williams позволили ему сохранить место за сыном в Ф1. В 2018 Лоуренс и группа инвесторов купили Force India и переименовали ее в Racing Point, а Лэнс стал одним из гонщиков команды. После непростого дебюта и сомнений скептиков вокруг Лэнс сумел прибавить и показать, что он может бороться на равных со своим напарником Серхио Пересом и навязать борьбу в середине пелотона.
А в начале 2020 было объявлено, что Лоуренс Стролл убедил консорциум инвесторов купить большой пакет акций Aston Martin, и с 2021 команда сменит имя на имя автопроизводителя, чьи спортивные машины выигрывали в Ле-Мане в 1959. Строллы задержатся в Формуле 1.
Лоуренс Стролл
Казалось, что Чарли Уайтинг, гоночный директор Формулы 1, был в паддоке всегда: человек, дававший старт, выступавший в качестве судьи в спорных эпизодах и постоянно занимавшийся повышением безопасности спорта. За пару дней до старта нового сезона в 2019 пришла новость о его смерти от сердечного приступа в возрасте 66 лет. Те, кто ценили его за проницательность, невозмутимость и чувство юмора, были шокированы его уходом.
Впервые Гран-При Уайтинг увидел в 12 лет, взобравшись на ограждение трассы Брэндс-Хэтч, трека, который был рядом с его домом. Уайтинг изучал механику и инженерию, затем пришел в автоспорт в команду Hesketh, и после этого присоединился к Brabham и Берни Экклстоуну в 1979. Он был главным механиков Нельсона Пике в чемпионских сезонах 1981 и 1983.
Долгая дружба с Экклстоуном дала возможность Уайтингу увидеть спорт изунтри и понять, как он работает, так что в 1988 он получил должность технического представителя FIA. А в качестве гоночного директора он заслужил колоссальное уважение в паддоке. Если кто-то хотел узнать что-то по поводу регламента и его «серых зон», то стандартный ответ был: «Лучше спросить у Чарли…» или «Чарли говорит…»
Чарли Уайтинг
Если Чарли Уайтинг был не слишком выделяющейся фигурой в паддоке Ф1, то Чейза Керри сложно было не заметить – он сразу стал заметной фигурой в 2017 (в том числе благодаря своим усам). До этого неизвестный для мира Ф1 американец и ирландскими корнями был президентом и главным исполнителем в News Corporation Руперта Мердока до того, как Liberty Media купили Formula One Group. Тут Керри стал председателем совета директоров.
Керри сразу дал понять, что Экклстоун больше не будет играть важной роли в Ф1, и стал держать будущее спорта в своих руках. И движение вперед началось: обсуждение нового Договора Согласия, ограничение бюджетов, новый технический регламент, попытка привлечь к спорту новое поколение болельщиков через социальные сети. Но самое большое испытание для Керри было впереди: пандемия коронавируса заставила всех участников объединиться, чтобы у спорта был шанс выжить и двигаться в неопределенное будущее.
Чейз Керри
Это перевод статьи Ричарда Уильямса из журнала GP Racing UK за декабрь 2020.
Фото: MotorsportImages.com/Sam Bloxham, Sutton Images, Steve Etherington, Mark Sutton, Jerry Andre, Luca Martini, Steven Tee.
Этот блог в соцсетях: