11 мин.

На «Дакаре» местному гонщику с госсвязями позволили чинить машину в запретных зонах. Проблему вскрыл русский соперник

Битва за победу чуть не превратилась в скандал.

Плотность борьбы за победу на «Дакаре»-2021 в категории мотовездеходов просто поражает: после восьми этапов топ-5 претендентов на победу расположились всего в часе, нынешний лидер оторвался от второго места лишь на 20 минут – но фавориты здесь меняются буквально на каждом спецучастке.

В борьбе за первое место гонит и русская команда чемпиона «Дакара»-2017 Сергея Карякина Snag Racing: сейчас она – четвертая с отставанием в 48 минут от лучшего на данный момент экипажа в тотале, а до подиума екатеринбуржцам нужно отыграть лишь 17 минут. Не так-то много по меркам многодневного марафона.

И Карякин еще удерживал шансы на подиум и победу: его тактика как раз и заключается в спокойном и безрисковом пилотаже. Он просто ждал, пока соперники с огромной заводской поддержкой соревновались в скорости на спецучастках, обменивались лучшими временами и один за другим ломали машины и психологически не выдерживают сами. По рассказам Сергея в видео на ютубе, нервы у фаворитов начали сдавать уже на четвертом этапе.

Но, похоже, тактика россиянина не сработала: во многом из-за нечестного поведения соперников. Пилот из Екатеринбурга в последних постах в соцсетях и интервью всевозможным медиа прозрачно намекнул: топовый экипаж из Саудовской Аравии (который закончил 8-й этап на 4-м месте и занимает идет седьмым в тотале с отставанием в 82 минуты) местные обслуживают и ремонтируют в обход правил. Более того, судя по всему, им еще и сливают все данные по роудбукам – а значит, местный гонщик теоретически избавлен от возможных проблем с навигацией и поиском сложных точек маршрута.

История выглядит как огромный неприятный скандал – он способен разрушить репутацию молодой категории, еще недавно превратившейся в самую конкурентную на «Дакаре» (сюда в последние годы даже пришла гоночная программа «Ред Булл»).

Рассказ Карякина: «черные технички», слив трека, ремонт на марафонском этапе, где запрещены механики

«Очень расстроил тот факт, что саудит, который участвует в гонке и показывает неплохое время, абсолютно внаглую использовал «черную технику» и во время бивуака, причем нам об этом сказали другие участники, и на лиазоне, – рассказал русский гонщик в сториз команды Snag Racing в инстагарме. – Просто по беспределу обслуживают прямо на спецучастке. За ним ехал красный пикап «Форд» Raptor, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски. Многие другие [участники], которые видели его, тоже об этом говорят. Это незаконный сервис, за который, кстати, дисквалифицируют.

Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому он знал, где должен был оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно. Они пытаются сделать красивую историю, которая, к сожалению, уходит не туда, куда нужно.

Когда обслуживают грузовики, как у South Racing – это легально. То есть когда у тебя есть огромные деньги – пожалуйста, бери себе грузовик, ввали в него запчасти и езжай. А тут его обслуживали местные на пикапе, полностью загруженном запчастями – даже не стесняясь того, что там торчат колеса, рычаги и прочие расходники.

Я терпеть не могу обман, всегда стараюсь жить и бороться честно, а тут такая неприкрытая наглость, и не я один стал ее свидетелем… Если честно, она меня буквально выбила из колеи. Я надеюсь, что организаторы в курсе произошедшего и примут меры».

Судя по всему, Сергея и правда переломало психологически: на девятом этапе он улетел с дороги на скорости 120 км/ч, едва не врезался в дерево и не перевернулся. Дальше пришлось потратить несколько часов на восстановление мотовездехода – в итоге Карякин выбыл из претендентов на первое место.

А историю с аравийцем порталу Racinglifenews.com подтвердил и литовский экипаж Антанаса Юкневичуса.

Главные нарушения регламента: обход правила марафонского этапа и тайны перемещения экипажей

Техническая помощь от местных энтузиастов запрещена организаторами – зрителям позволено только поспособствовать откапыванию техники, подтолкнуть, помочь им со связью с бивуаком, отогреть или накормить участников. Предоставление запчастей, инструментов, бензина или карт строго запрещено – в прошлом году русский экипаж даже отказался от предложения долить бензина от местных саудовцев, когда у них опустели баки за 3 км до финиша спецучастка.

Карякин же вообще рассказал о нелегальной помощи во время марафонского этапа – когда поддержка со стороны механиков и команды строго запрещена. Пилот и штурман обязаны обслуживать машины в эти дни исключительно самостоятельно и пользоваться только взятыми с собой в кабину инструментами и запчастями. Единственное допущение регламента – помощь со стороны конкурентов: им делиться деталями и домкратами не запрещено.

Именно поэтому марафонские этапы всегда считаются самыми тяжелыми: если что-то идет не так – экипажам вместо отдыха приходится работать над машиной (иногда и всю ночь). В результате многие гонщики серьезно сбрасывают скорость и не рискуют – дабы не превращать все грядущие 1000 км (двух дней подряд) в сущий ад, как, например, у Тоби Прайса с пробитым колесом.

Мотоциклист почти выиграл этап «Дакара» с самодельной заплатой на треснувшем колесе. Помогла изолента и пара стяжек

Но экипаж из Саудовской Аравии решил проблему совсем радикально – причем вместе с нарушением технического регламента вскрылось и грубое попрание спортивного кодекса. По логике и требованию организаторов «Дакара» места нахождения участников держатся в строгом секрете – чтобы их не находили по ходу маршрута и не предоставляли как раз такую нелегальную помощь. Однако если все перемещения хотя бы одного экипажа по ходу спецучастка известны – то ему запросто на месте встречи с «черной техничкой» могут и сливать данные по грядущему маршруту: куда и как ехать с какими ориентирами, где опасные зоны или где заблудились проследовавшие ранее соперники. Соревновательная часть в таком случае теряется – как минимум по части навигации и взаимодействия гонщика со штурманом.

А ведь именно против подобного на «Дакаре» и борются последние годы, вводя просто драконовские ограничения с выдачей роудбука за 15 минут до выезда и жестким контролем за цифровой техникой участников.

На «Дакаре» – война с читерами: у гонщиков отбирают смартфоны и обыскивают перед каждым этапом. Первым попался русский

Саудовец Аль-Салиф гоняет на «Дакаре» за госденьги. И тут же попал в аварию после обвинений

В пламенной речи Карякин не назвал имени подозреваемого, но разгадать его нетрудно. В мотовездеходах выступают лишь два аравийца, но только Салех Аль-Саиф едет на уровне топов и даже выиграл один из спецучастков. Кто же он такой?

Салеф – лучший раллист королевства в классе багги, хоть и начал активно ездить на легковесных спортпрототипах лишь пару лет назад. На «Дакаре» он дебютировал в 2020-м (одновременно с первым рейдом на территории Саудовской Аравии) и финишировал 12-м. В принципе, такой результат для новичка в первый же сезон можно назвать успехом – и министерство спорта решило его развить: для Кубка мира по бахам-2020 Аль-Салифу купили новый вездеход – улучшенный заводской Can-Am X3 T3PRO – и заключили эксклюзивный договор о поддержке с конторой, превратившей его в гоночного монстра. Посмотрите на его багги – там всюду исключительно эмблемы госкомпаний и аффилированных с ними мелких фирм вроде автодилерского салона, продающего крутые дорогие суперкары Samaco.

Просто до Аль-Салифа у страны было лишь два более-менее сильных раллиста – Язид Аль-Раджи и Ясин бен Сейдан. Правда, оба соревновались в классе внедорожников с другими представителями аравийских королевских семей – Нассером Аль-Аттией (Катар) и шейхом Халидом Аль-Кассими (Абу-Даби). Стране же для повышения престижа требовалась яркая история – и, похоже, ее решили организовать любыми способами.

В итоге Салеф оказался чрезвычайно близок к правящей династии: благодарит их за поддержку в каждом интервью, а здесь беседует на камеру с принцем Халидом бин Абдуллой аль-Фейсалом (по совместительству главой автомобильной и мотоциклетной федераций Саудовской Аравии) насчет стартов своих гоночных карьер.

«Эти заявления – фейк, и мне жаль читать их от пилота, у которого, как и у нас, не такой большой бюджет, как у заводских команд, – прокомментировал ситуацию штурман саудовца из Испании Ориоль Видаль Монтихано. – Единственные, кто за нами ездит – фанаты, они предлагают нам кофе и чай после и перед этапами. Ничего больше. Мы стараемся хорошо ехать и стараемся, как и Сергей, как можно лучше – но полностью в соответствии с правилами.

Кстати, на большинстве этапов наши телефоны запираются в коробки организаторов, так что мы никак не можем с кем-то связываться».

Но самое ироничное – сразу же после попытки оправдаться экипаж Аль-Салифа напоролся днищем на камни и потерял три часа на ремонте – теперь шансы на его победу ничуть не больше, чем у Карякина.

Скандал схлопнулся сам собой.

Судьи на «Дакаре»-2021 вообще особенно чудят: уже дважды засудили фаворитов

Мелкие претензии к роудбукам и общему подходу к рассмотрению спорных ситуаций случаются на каждом рейде – все-таки 12-дневный марафон без стопроцентного видеопокрытия слишком многогранен и могуч, чтобы обойти без единой шероховатости. Но в нынешнем издании все равно нашлась пара вопиющих ситуаций с невнятными решениями.

К примеру, одному из фаворитов в класса мотоциклов Эндрю Шорту на дозаправке залили воду вместо топлива – и отказались возвращать гонщика в рейд даже после признания прокола.

Организаторы «Дакара» заправили байк фаворита водой вместо бензина – и он сошел. Ошибку признали, но в рейд гонщика не вернули

Не менее громкий скандал вышел и с девятикратным чемпионом мира Себастьяном Лебом. Ему выписали штраф в 5 минут из-за сбоя GPS и получения преимущества на 2-3 секунды.

«Сегодня я должен рассказать о некомпетентности стюардов на таком легендарном соревновании, как «Дакар», – яростно написала французская легенда ралли в инстраграме. – Нам дали штраф в пять минут за превышение максимальной скорости в контрольной зоне. Во время всех гонок, всех этапов и всех контрольных зон я всегда максимально уважал это правило. Единственным условием при въезде в эти «невидимые» зоны было оповещение системы GPS. Сегодня оповещения не было, так что я не смог замедлиться вовремя.

Несмотря на наши объяснения и, в особенности, на признание поставщика системы GPS, что проблема была, судьи не хотели ничего знать. Расслабленно сидя за своим столом, где единственный риск заключается в том, что можно разлить кофе, они выписали штраф – гораздо больший, чем мы отыграли из-за бага GPS (максимум 2-3 секунды), в то время как мы в машине каждый день рискуем жизнью.

Я отношусь к гонкам со страстью, но – самое важное – я борец. Когда выступаешь на такой гонке как «Дакар», в первую очередь хочешь выполнить свою работу: показать результат, достойный амбиций команды и своих собственных. Поэтому здесь нет места некомпетентности и некомпетентным лицам».

Правда, здесь организатором нашлось что ответить.

«Сигнал GPS раздается каждый раз, когда контрольная точка пройдена. Когда въезжаешь в зону с ограничением скорости, GPS загорается за 800 метров, а потом у тебя есть 180 метров, чтобы замедлиться. Насколько я понял, Себ не обращал внимания на инструкции штурмана, а полагался на звуковой сигнал. Но он нужен для другой цели – это индикация того, что контрольная точка пройдена. Вся информация также есть в дорожной книге.

Он ехал очень быстро и ждал сигнала. Проблема в том, что он не прозвучал или не был услышан. Когда он понял это, то нажал на тормоз, но слишком поздно. Думаю, полагаться на сигнал – это огромный риск.

По личному опыту выступлений со Стефаном [Петеранселем] и Сирилем [Депре] могу сказать, что гонщик никогда не должен надеяться на сигнал – нужно слушать штурмана. Ты ничего не теряешь, зато можешь многое проиграть», – объяснил спортивный директор «Дакара» и бывший штурман Давид Кастера.

Интересно, как организаторы отмажутся теперь? Пока – лишь потребовали фото- или видеоподтверждения обвинений в адрес Аль-Салифа.

Для «Дакара» новичку нужны от €24 тысяч и гарантия ветерана (без нее не пустят). Откровения русской команды

Парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар» без денег (даже спал в машине!), а теперь сам делает багги для ралли-рейдов

Слезы любителя из Африки посреди «Дакара»: достал лидеров-профи и готовился к отрыву, но жестко упал из-за сорвавшейся цепи 

Фото: globallookpress.com/Dppi/Julien Delfosse, Panoramic/Keystone Press Agency