Сенна, Прост, Деннис, Уильямс, Пике и другие самые влиятельные люди Формулы 1 1980-х
1970-е закончились победой Жиля Вильнева на Гран-При США в Уоткинс-Глен. Месяцем ранее он прикрывал Джоди Шектера, напарника по Ferrari, в Монце, когда южноафриканец стал седьмым чемпионом мира в составе Ferrari. Жиль поступал правильно, защищая интересы номера один команды. Но фанатам, сердца которых успел уже завоевать Жиль, было понятно, что именно канадец должен стать следующим чемпионом мира в составе Скудерии.
Этого не случилось, но за свою короткую карьеру маленький франко-канадец напомнил миру, что Формула 1 это риск, храбрость, смелость и, что немаловажно, щегольство. Сильный дебют в Сильверстоуне за McLaren в 1977 показал часть его потенциала. Позже в том году он присоединился к Ferrari, где он установил отличные отношения с человеком, давшим этой команде свое имя. Энцо Феррари видел в Жиле черты, которые он ценил и видел когда-то в Тацио Нуволари: невероятное мастерство, храбрость и щедрость духа, которая распространялась далеко за пределы его самого.
Сухая статистика шести побед в 67 гонках мало что говорит. Куда больше могут рассказать его заносы в поворотах, заезд в боксы Зандворта на трех колесах или контакты колесами с Рене Арну на протяжении целого круга в Дижоне в борьбе за второе место в 1979. Работа Жиля будет будоражить толпу, поднимать ее на ноги, и кого волнует, кто в итоге победил?
Все смерти в автоспорте трагичны, но гибель Жиля в возрасте 32 лет во время тренировки в Зольдере в 1982 имела свой подтекст. Жиль считал, что он был обманут своим напарником Дидье Пирони на Гран-При Сан-Марино в Имоле и что тот украл у него победу на последнем круге. Номер 27, который последние два сезона своей карьеры использовал Жиль, можно наблюдать на флагах и плакатах фанатов и 40 лет спустя. Он так и не стал чемпионом формально, но навсегда остался чемпионом в сердцах людей.
Жиль Вильнев
Пока Вильнев демонстрировал, что гонки все еще могут быть наполнены страстью и эмоциями, за кулисами шла борьба другого рода – за контроль над Формулой 1. С одной стороны, был Жан-Мари Балестр, президент Международной Федерации Спортивных Автомобилей (FISA), управленец старой школы, неукротимый, всегда одетый в пиджак. Он сопротивлялся переменам, у него была мутная история военных времен, а свое состояние он заработал публикацией журналов.
Жан-Мари Балестр
Его оппонент был из другого мира, с другими приоритетами. Берни Экклстоун был бывшим продажником подержанных машин, который сначала гонялся сам, потом занимался карьерой пары гонщиков, включая чемпиона мира 1970 Йохена Риндта. После гибели Риндта он купил угасающий Brabham, снова вернул команде славу и использовал этот успех, чтобы начать менять всю Формулу 1 и методы ее управления.
Понимая, что команды могут представлять собой немалую силу и источник прибыли, Экклстоун стал инициатором создания Ассоциации конструкторов Формулы 1 (FOCA). Самым важным было то, что Ф1 могла централизованно вести переговоры о коммерческих правах, включая взносы с телекомпаний, спонсоров и промоутеров трасс. Война между FOCA (которую в основном представляли английские команды) и FISA (за которой стояли Ferrari, Renault и Alfa Romeo) была долгой. Точка перелома случилась в 1980, когда три команды, поддерживавшие FISA, решили бойкотировать Гран-При Испании в Хараме, и к которым присоединились Ligier и Osella, когда Экклстоун решил провести гонку в Кьялами на следующий год.
В дело вмешался Энцо Феррари, предложив FIA (которая стояла над FISA) удерживать контроль над технической стороной и регламентом чемпионата, а FOCA должна была владеть коммерческими правами чемпионата. Безжалостный подход и умелое управление этими самыми правами изменили Формулу 1 и привели ее туда, где раньше это невозможно было представить: Китай, Россия, Азербайджан, Бахрейн, Турция. И это сделало очень многих людей богатыми, включая и самого Экклстоуна.
Балестр, отступив и позволив Берни делать то, что тот захочет, стал президентом FIA на 8 лет. Он умер в возрасте 86 лет в 2008. Экклстоун продал права частному фонду Liberty Media в 2017, после чего его отодвинули от дел, и он стал поддерживать свою кофейную ферму в Бразилии, став отцом в четвертый раз в возрасте 89 лет. Он научил все виды спорта вокруг, как надо максимально эффективно извлекать прибыль.
Берни Экклстоун
Успех команды Brabham времен Экклстоуна привел к тому, что имя Нельсона Пике вышло на первые роли. Пике был уроженцем Рио-де-Жанейро, он приехал в Европу в 1977. За год он пробил себе путь в Формулу 1, получив место в команде Экклстоуна рядом с Ники Лаудой на сезон 1979. Первая победа Пике случилась в Лонг-Бич за рулем BT49 DFV в 1980. В 1981 он одержал еще три победы и выиграл титул. Через два года он выиграл и второй чемпионат за рулем BT52 BMW – та машина имела очень мощный четырехцилиндровый двигатель.
В 1986 Нельсон перешел в Williams, где он смог завоевать титул в 1987, победив напарника Найджела Мэнселла благодаря череде подиумов и имея лишь три победы, против шести у англичанина. Два года в Lotus и еще два года в Benetton принесли Нельсону его последнюю и 23-ю победу в 204 гонках на Гран-При Канады.
Пике за свою карьеру разжег несколько скандалов, например, заявив, что жена Мэнселла уродлива и что Сенна был геем. Но он также был очень быстр, любил работать с конструкторами и инженерами, чтобы улучшать машину и пытаться использовать технический регламент на грани (а иногда и за гранью).
Нельсон Пике
Одним из самых влиятельных конструкторов своей эпохи был Джон Барнард, дальновидный инженер, который присоединился к McLaren в 1972. Он работал с Гордоном Коппаком над M23, которая выиграла титул с Эмерсоном Фиттипальди за рулем в 1974. После этого он перешел к Парнелли Джонсу, но тот проект оказался неудачным. Затем он работал в Индикаре над Chaparral 2K, которая выиграла Инди-500 и титул в CART с Джонни Резерфордом в 1980.
Вернувшись в McLaren, Барнард создал MP4, первую машину, которая использовала углепластиковое композитное шасси. Оно сочетало в себе легкость, прочность, революционный дизайн и новую схему производства. После получения в 1984 двигателей TAG-Porsche команда выиграла титул с Ники Лаудой и еще два титула с Аленом Простом. Переход Барнарда в Ferrari в 1987 был не такой удачный, хотя он внедрил полуавтоматическую коробку передач, которая управлялась лепестками позади рулевого колеса, что в итоге стало стандартом для всех команд Формулы 1.
После двух лет в Benetton он вернулся в Ferrari, где разработал машины, за рулем которых Михаэль Шумахер выиграл свои первые гонки за итальянцев в 1996 и 1997. Отказ Барнарда переезжать из Гилфорда в Маранелло привели к его отставке, он стал консультантом в Arrows и Prost. С 2008 Джон направил свои знания композитных материалов на продвинутое производство мебели.
Джон Барнард
На протяжении двух лет в 80-х самым громким двигателем в Ф1 был V12 Matra, который стоял на машинах команды, которой управлял Ги Лижье. Он родился в Виши в 1930, был чемпионом страны в гребле и играл в регби за французскую армию. Он основал и руководил строительной компанией, контракты и работы которой над большими инфраструктурными проектами позволили ему завести хорошие знакомства среди политиков-социалистов, включая Франсуа Миттерана (президент Франции с 1981 по 1995 – прим. переводчика). Лижье какое-то время был гонщиком, участвовал в 13 Гран-При на своем Cooper-Maserati и Brabham-Repco, но закончил карьеру, когда погиб его друг Жо Шлессер в 1968.
В 1976 он участвовал в чемпионате впервые со своей машиной, которую разработал Жерар Дюкаруж. За рулем был Жак Лаффит, а спонсором являлась сигаретная компания Gitanes. Французская команда одержала первую победу в следующем сезоне, когда Лаффит выиграл в Швеции. В 1980 к Лаффиту присоединился Дидье Пирони, а затем Патрик Тамбе, и Ligier были угрозой любой команде, но к моменту продажи в 1993 на счету команды были 8 побед – цифра, которая не менялась десятилетие. Лижье оставался послом команды, но сосредоточился на новом бизнесе натуральных удобрений. Он умер в 2015 году в возрасте 85 лет.
Ги Лижье
Франция после войны потеряла в авариях множество своих талантливых гонщиков: Жан-Пьера Вимилля в 1949, Рэймонда Зоммера в 1950, Жана Бера в 1959. Две победы Мориса Тринтиньяна в Монако в 1955 и 1958 были единственными успехами французов, пока не появились Жан-Пьер Бельтуаз, Джонни Серво-Гавен, Анри Пескароло и Франсуа Север в конце 1960-х – начале 1970-х. К 1980-м у Франции было внушительное представительство в Больших Призах: Лаффит, Тамбэ, Пирони, Депайе, Арну, Жабуй. И к ним присоединился Ален Прост.
Прост был звездным выпускником гоночной школы Winfield, которая базировалась в Поль-Рикаре. Его спокойный и вдумчивый подход быстро привел к тому, что Алена начали называть «Профессором». Во время своего дебютного сезона в McLaren он проявил себя как одаренный гонщик. Перейдя в Renault, Ален выиграл девять гонок за три сезона. Возвращение в McLaren открыло для него путь к трем титулам в 1985, 1986 и 1989 годах, который он выиграл в соперничестве с Лаудой, Росбергом и Сенной, которые сами были чемпионами мира. Два года в Ferrari начинались многообещающе (хотя в 1990 борьба за титул закончилась не в пользу Проста, когда Сенна намеренно вынес француза с трассы в Сузуке), но закончились унизительной отставкой в 1991.
После года вне чемпионата Прост вернулся за руль машины, которую хотели все: Williams FW15C с активной подвеской и электронными помощниками гонщику. Он легко выиграл четвертый титул перед тем, как ушел из гонок совсем с 51 победой в 199 стартах.
В 1997 Ален купил команду Ligier и переименовал в Prost GP, но даже с Жаном Алези за рулем команда так и не стала серьезным соперником, и после пяти слабых сезонов команда обанкротилась. В 2017 Прост вернулся в Renault в качестве консультанта. Сейчас он неисполнительный директор Renault Sport.
Ален Прост
Фрэнк Уильямс, за рулем машины которого Прост выиграл один из своих титулов, прошел долгий путь до вершины Формулы 1. Начав с грошами в кармане и Austin 35 для клубных гонок, Фрэнк прошел через жесткий мир Формулы 3 в 1960-х, гоняясь рядом с Пирсом Кариджем и Чарльзом Лукасом. В погоне за своими амбициями Фрэнк перестал гонять и попал в Формулу 1 в 1969, выставив на старт Кариджа за рулем Brabham. Они всех удивили (и себя в том числе), завоевав второе место в Монако. На 1970 Уильямс заключил сделку с Алехандро Де Томасо и выставил его машину, но смерть Кариджа в ужасной аварии в Зандворте была началом четырех тяжелейших сезонов с разными машинами и гонщиками.
Встреча с молодым конструктором Патриком Хэдом в 1975 изменила ситуацию. Получив деньги от спонсора-авиакомпании из Саудовской Аравии, они построили несколько аккуратных быстрых машин с моторами Cosworth, которые выигрывали гонки, начиная с победы Клея Регаццони в Сильверстоуне в 1979. В следующем сезоне FW07 и FW07B привели Алана Джонса к пяти победам и титулу чемпиона. В 1982 Кеке Робсерг стал вторым чемпионом команды, а в 1987 Пике стал еще одним обладателем титула в составе Williams на FW11B с мотором Honda. Годом ранее Фрэнк попал я тяжелую автоаварию, в результате чего его руки и ноги оказались парализованы.
Но его голова полностью функционировала, и победы в чемпионатах Найджела Мэнселла в 1992, Алена Проста в 1993, Деймона Хилла в 1996 и Жака Вильнева в 1997 продемонстрировали доминирование команды, чьи инновации и конструкторская мысль прогрессировали под началом Хэда и молодого талантливого инженера Эдриана Ньюи. Как станет ясно потом, уход Ньюи в 1996 ознаменовал затяжной упадок команды, который не удалось приостановить даже пятилетним союзом с BMW.
Фрэнк Уильямс
Пока Williams теряли свои позиции, свой подъем начали в McLaren под руководством Рона Денниса, который начинал в Формуле 1 как механик Cooper и Brabham в 1960-х. Рон был дальновидным, однако его манеры порой были эксцентричными и странными. Он был одним из тех, кто сделал славу британскому автоспорту. Он взял контроль над McLaren, которая находилась в упадке, в 1980-м и, настаивая на том, что гараж и фабрика команды не должны иметь ни единого пятнышка и пылинки, привел ее к титулам. С составом уникальных инженеров, гонщиков и богатых спонсоров он достиг успеха, который впоследствии стала олицетворять штаб-квартира команды в Суррее стоимостью в 200 миллионов фунтов, которую разработал известный архитектор Норман Фостер. Деннис хотел создать британский эквивалент Ferrari, так что имя команды получили и новые технологии, и дорожные машины. Хотя есть мнение, что это решение привело к размолвке с давним партнером и поставщиком двигателей Mercedes и к выпадению из стана лидеров спорта.
При Деннисе (за 30 лет у руля команды) свои титулы выиграли Лауда, Прост, Сенна, Мика Хаккинен и Льюис Хэмилтон. В 2009 Рон отошел от дел. В 2015 он вернулся, а в 2017 покинул компанию навсегда, продав свои последние 25% акций другим держателям за 275 миллионов фунтов. Как и с Энцо Феррари, Колином Чепменом и Фрэнком Уильямсом с Роном было тяжело иметь дело.
Рон Деннис
Уильямс и Деннис сыграли разные роли в карьере человека, который появился во второй половине 80-х и захватил всеобщее внимание, как никто из гонщиков до него. Айртон Сенна начинал в картинге в 1973 в возрасте 13 лет. Дважды он был вторым в чемпионате мира, а в 1981 он прибыл в Англию, чтобы соревноваться в Formula Ford. К моменту выигрыша титула в британской Формуле 3 (там он победил Мартина Брандла) Сенне уже прочили величие.
Он перешел в Формулу 1 в Toleman, затем в Lotus, где выиграл свою первую гонку – это был великолепный пилотаж в дождь на Эшториле в 1985. После этого был переход в McLaren. С 1988 по 1991 он и Прост выиграли четыре чемпионата, три из которых завоевал бразилец. То противостояние было жестоким и многие увидели, что Сенна пойдет на все и уберет с пути любого, кто встанет между ним и победой. Два его самых невероятных выступления пришлись на период в McLaren: Монако 1988, где он квалифицировался в 1,5 секундах впереди всех – тот виртуозный круг считают чем-то сверхъестественным до сих пор; дождливый Донингтон 1993, когда он опередил пятерых на первом круге и захватил лидерство, которое отдавал ненадолго только в период пит-стопов.
Сенна верил, что переход в Williams в 1994 снова позволил бы ему оказаться за рулем лучшей машины. После неудачного начала сезона он лидировал в Имоле, когда его машина вылетела с трассы в скоростном левом повороте Tamburello и ударилась об отбойник. Причины аварии все еще обсуждают и сейчас. Но неоспоримы были его талант, мастерство, ярость на трассе, невероятная харизма, которые завоевали сердца миллионов людей, включая тех, кто были на улице родного города Сенны, чтобы попрощаться со своим кумиром, смерть которого отдалась эхом по всему миру.
Айртон Сенна
Это перевод статьи Ричарда Уильямса из журнала GP Racing UK за сентябрь 2020.
Фото: MotorsportImages.com
История McLaren - Прост против Сенны
Айртон Сенна - истинный князь Монако
Этот блог в соцсетях: