Раньше чем Караччола и Нуволари
С приходом в автогонки больших финансов, популярность этого вида спорта в тридцатые годы прошлого столетия, а заодно и его пилотов, достигла необычайных высот. Сообщения о событиях на этапах гонок мелькали на первых страницах ведущих европейских газет. У всего континента на слуху были фамилии Караччолы, Нуволари, фон Браухича. О них и последующих поколениях пилотов «Формулы-1» снимали фильмы, писали книги, а сами герои больших гонок издавали автобиографии. Но все это было уже в тридцатые и сороковые годы. Но ведь автоспорт пользовался популярностью и раньше. И были действующие персонажи, у которых будущие знаменитости набирались опыта. И вот что любопытно, среди кумиров двадцатых были и представители России, точнее Российской империи. Сравнительно недавно на аукционе был продано гоночное авто Alfa-Romeo 6C 1750 Supercharged Grand Sport, шасси которого, в гонках, использовалось русским автогонщиком Борисом Ивановским. Оказывается в середине двадцатых и начале тридцатых годов был в Европе такой достаточно известный автогонщик-эмигрант. Попытки выяснить, как и когда он покинул Россию, пока не увенчались успехом. Известно лишь, что в 1924 году он уже находился во Франции и фамилия Ивановского ассоциировалась с удачным дебютом в гонках Bol d*Or на авто E.H.P. Не заставил ждать себя следующий успех Ивановского. Им стал победный финиш в гонке Гран-При Пикардии в 1925 году. Но фортуна в автогонках – дама весьма капризная. Судьба испытывала Ивановского без малого три сезона. И вот второй половине 1928 года произошли события, позднее вошедшее в ряд знаменательных для французского и, пожалуй, европейского автоспорта. 8 июля 1928 года в двенадцати этапах гонки «24 Heures de Spa», проходившей в Бельгии, победа досталась Борису Ивановскому и его механику Аттилио Мариони. Спустя два месяца Ивановский финишировал первым в «Соupe Georges Boillot». Любопытно, что накануне гонки, в победе русского гонщика сомневающихся было очень мало. Комментарий пишущей братии был категоричен – «Это новая грандиозная победа команды Альфа-Ромео». Но как говорится, бог любит троицу и… В середине сентября этого же года русский гонщик записал в свой актив победу в шоссейной гонке «Circuit des Routes Pavees», проходившей на севере Франции в пригородах города Лилль. Конец двадцатых годов ознаменовался тревожными событиями в Старом Свете и вероятно поэтому Ивановский решил сменить страну проживания, перебравшись через Ла-Манш. Переезд на туманный Альбион был ознаменован безоговорочной победой на «Tourist Trophy» в Белфасте. Как оказалось эта победа стала последней в карьере автогонщика – русского офицера-эмигранта. Были вторые места на пьедестале после «24 heures de Spa» (1929 и 1930), «24 heures du Mans» (1931). Последним известным состязанием с участием Бориса Ивановского стало «Ralley Automobile de Monte Carlo» 1932 года. C напарницей Мэри Хэм на авто Ford они стали третьими в итоговой классификации ралли. Далее судьба нашего героя не прослеживается. Вероятнее всего поиски Ивановского следует продолжить на Британских островах, куда он перебрался, как известно в 1929 году. Данный пост был бы неполным без упоминания еще об одном бывшем подданым Российской империи, отметившимся в престижных автомобильных гонках. Речь идет о князе Дмитрие Джорджадзе. Сразу замечу, что его карьера гонщика, по сравнению с упомянутым выше Ивановским, была намного скоротечнее. Тем не менее князь успел вписать свою фамилию в список победителей одной из престижнейших автогонок - «24 heures de Spa» 1931 года. Также князь неоднократно принимал участие в «Rallye de Monte-Carlo» и брал призы в отдельных категориях. Но постепенно страсть к гонкам пошла на убыль, поскольку Джорджадзе приобрел таксопарк и занялся перевозкой пассажиров. Природа наградила его крепким здоровьем и долголетием. Скончался Дмитрий Джорджадзе 26 октября 1985 года на восемьдесят седьмом году жизни.