Победа на трех колесах, спасение из горящего болида, красный «Мерседес» и фантастические локации – сезон «Ф-1» 2020-го стал произведением искусства
Вспоминаем год в 55 восхитительных кадрах.
В 2020 году «Формула-1» показала мастер-класс на тему проведения легендарного чемпионата с явным фаворитом. Сезон вышел как никогда ярким, эмоциональным, рекордным – и визуально прекрасным.
С первого же уик-энда пилоты работали над сочной картинкой – Кими Райкконен и его колесо сделали это c помощью механиков «Альфа Ромео», не докрутивших гайку.
На Гран-при Тосканы гонщики устроили массовый завал на рестарте.
А в Турции скользили, как на льду.
Но уникальное приключение пилотов и фанатов могло и не состояться: именно так почти все думали в марте (тот самый месяц лет 100 назад, когда мы только привыкали к локдаунам и маскам).
Чемпионат подстрелили уже в Мельбурне – коронавирус в «Макларене», команда снялась с первого этапа.
Босс «Формулы-1» Чейз Кэри явно не спал всю ночь перед объявлением об отмене гонки (за несколько часов до первых боевых сессий года) – переговоры оставшихся девяти команд о проведении Гран-при Австралии прошли неудачно.
Три с лишним месяца с онлайн-гонками и бесконечными отменами всех соревнований в мире завершились в Австрии, а всего болельщики оставались без гонок 217 дней – такого не было почти 60 лет! «Ф-1» вернулась другой: с пустыми трибунами и актуальной общественной повесткой – перед каждым стартом пилоты проводили акции против расизма (Даниил Квят, как и Шарль Леклер с Райкконеном, поддержали их стоя и не вставали на одно колено весь сезон).
Появились и роботы-тележки, подвозившие призерам трофеи – получилось футуристично, хотя и немного неуклюже. Правда, от инновации быстро отказались.
Теперь в «Формуле-1» на подиуме трофеи вручают роботы-тележки. Пока выходит неловко – зато безопасно
В Шпильберге «Феррари» шокировала тифози сначала черепашьей скоростью SF1000, потом вторым местом Шарля Леклера, а Ландо Норрис взял первый подиум в карьере после сумасшедшего финального круга («Ландо – легенда!» (с) Джордж Расселл).
В тот момент казалось, что провести 17 гонок невозможно, но у чемпионата все-таки получилось. Этапы организовали лишь в Европе и Азии, однако и здесь потери были сокрушительными: «Ф-1» впервые за 50 лет без Гран-при Монако, возвращение Нидерландов отложено на 2021-й, а гонку во Вьетнаме мы не увидим, возможно, никогда. Зато появились старые/новые трассы: состоялись Гран-при на «Алгарве» в Португалии и в Муджелло, а также вернулись любимые болельщиками «Нюрбургринг» и «Стамбул-парк».
Имола оказалась не самой обгонной трассой для современных болидов, зато «Ф-1» заглянула на культовый автодром, где погиб величайший Айртон Сенна.
Льюис Хэмилтон ушел в тень на время межсезонья и оступился в первой же гонке, но потом доминировал на трассе, подтвердил статус фэшн-звезды и стал главным спикером серии на тему мировых проблем.
На родине Льюис выиграл на трех колесах, в Португалии побил рекорд Шумахера по числу побед, а в Турции сравнялся с немцем по количеству титулов, проведя по всем параметрам чемпионскую гонку. Сколько ни рассуждай о мощи болида «Мерседеса», мы увидели рождение легенды.
Что могло помешать британцу завоевать седьмой титул? «COVID», – ответил сам Льюис перед стартом сезона. Но вирус оказался на шаг позади и догнал его, когда судьба чемпионата уже была решена. Шанс всей жизни получил Джордж Расселл, не набравший ни одного очка за «Уильямс» – и блестяще им пользовался, пока победную гонку не запороли провальный пит-стоп и прокол.
Главный конкурент Хэмилтона перед стартом сезона – Макс Ферстаппен – слишком часто наблюдал за тем, как ломался его «Ред Булл», и навязал борьбу лишь второму номеру «Мерседеса» Валттери Боттасу.
А «Феррари» вообще никуда не поехала и внезапно оказалась шестой в чемпионате – худший результат за 40 лет. Ужасный результат для Скудерии и особенно для многолетнего лидера Себастьяна Феттеля, покидающего команду.
И это в год трех итальянских Гран-при и 1000-й гонки «Феррари» в «Ф-1» со специальной ливрей и красной машиной безопасности от «Мерседеса».
Спасибо Шарлю Леклеру – монегаск иногда творил с никудышным болидом чудеса: дважды забрался на подиум, боролся за лидерство в середине пелотона.
Пьер Гасли из «Альфа Таури» точно не забудет сезон: годом ранее он с провалился в «Ред Булл» и потерял лучшего друга – пилота «Формулы-2» Антуана Юбера. На Гран-при Бельгии он посетил место роковой аварии.
А через неделю выиграл в Монце.
До Гран-при Италии Карлос Сайнс точно не предполагал, что так отреагирует на второе место – лучший результат в карьере.
Не менее впечатляющий камбэк совершил Серхио Перес: мексиканец вчистую проиграл начало сезона Лансу Строллу, вылетел на две гонки из-за коронавируса, узнал о том, что остается без команды на 2021-й – а затем выдал потрясающий конец года, выиграл Гран-при Сахира, прорвавшись с последней позиции, оформил четвертое место в чемпионате и наработал на трансфер в «Ред Булл».
Всего за этап до победы на болиде Чеко сгорел мотор, лишив пилота «Рейсинг Пойнт» подиума:
Ромен Грожан завершил карьеру в «Ф-1» самой страшной аварией в чемпионате за последние годы на Гран-при Бахрейна – и уцелел благодаря гало, проведя в огне 27 секунд и выбравшись из искореженного болида.
А после контакта с Квятом перевернулся Стролл – всего через пару десятков секунд после возобновления заезда. Дикая гонка!
Лучший российский пилот «Ф-1» тоже уходит. Последний сезон запомнился мощной концовкой, но по итогам года Квят ощутимо проиграл напарнику – расставание с «Альфа Таури» казалось неминуемым.
Везения тоже не хватило – то подводили стратеги, то колесо на болиде, как на Гран-при Великобритании.
Шесть сезонов взлетов и падений Даниила были яркими. Ждем возвращения в 2022-м?
Олдовые фанаты недовольны современными гонками – накопилось разочарование от прошлых сезонов с доминированием «Мерседеса» и лидерством Хэмилтона от старта до финиша. Но этот сезон точно выделился и трассами, и самими гонками. Даже закончился он странно: суперскучным по сравнению со всем безумием до этого Гран-при Абу-Даби – и при этом уверенной победой Макса Ферстаппена и «Ред Булл». На трассе, где шесть лет подряд выигрывал «Мерседес»!
Но пончики после финиша крутили все равно пилоты «Мерседеса». Макс, ты куда пропал?
Такая «Ф-1» нам нужна – с позитивом даже в самые тяжелые времена.
В следующем сезоне составы команд здорово перетасуются: увидим Феттеля в «Астон Мартин», Переса в «Ред Булл», Карлоса Сайнса в «Феррари» и Даниэля Риккардо в «Макларене». Появятся и новые лица: Юки Цунода в «Альфа Таури», Никита Мазепин и новый чемпион «Формулы-2» Мик Шумахер в «Хаасе».
И вернувшийся после двухлетнего перерыва Фернандо Алонсо – с такой «Рено» можно сражаться как минимум за подиумы. Только команда уже будет называться «Альпин».
Увидимся в 2021 году!
Фото: REUTERS/Clive Mason, Kenan Asyali, Hamad I Mohammed, Giuseppe Cacace, Kamran Jebreili, Tolga Bozoglu, Kamran Jebreili; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/ALBERT GEA, HOCH ZWEI/Pool/ANDREW BOYERS, HOCH ZWEI, nph / Bratic via www.imago-image, Hasan Bratic, Dppi/Joao Filipe, HOCH ZWEI/Pool/Kenan Asyali, HOCH ZWEI/Pool/COLOMBO IMAGES, Xavi Bonilla via www.imago-image/www.imago-images.de, firo sportphoto/Sebastiaan Rozen; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox, Jorge Guerrero – Pool, Andrew Boyers/Pool, Joe Portlock, Mario Renzi, Maxim Shemetov – Pool, Luca Bruno – Pool, Clive Mason, Dan Istitene; /Divulgação F1; twitter.com/RenaultF1Team; twitter.com/MercedesBenz; motorsport.comSteven Tee
Жду хотя бы соревнования между двумя гонщиками за первое место, чтобы начать смотреть Формулу снова
Что-то сопоставимое по эмоциям - разве что в 2011-м, и то главным образом благодаря сумасшедшей гонке в Монреале. Может, ещё в 92-м и 93-м было хорошо, но я был слишком мелкий, чтобы их смотреть.
P.S. Самовозным я называю сезон, где победитель очевиден ещё до старта сезона или хотя бы после первых пары гонок - и в этом смысле, скажем, 2013-й под это определение не попадает (там РБ уехал в закат после того, как поменяли состав шин по ходу сезона)