В «Ф-1» снова выступит Шумахер – сын великого Михаэля. Мик побеждал во всех молодежных сериях, но его талант остается загадкой
Быстрого взлета не будет.
К началу зимы в заголовки автоспортивных изданий ворвалась скромная американская команда «Хаас»: на Гран-при Бахрейна в чудовищную аварию попал ее пилот Ромен Грожан, через два дня коллектив объявил о контракте с российским пилотом Никитой Мазепиным, а еще через сутки подписал соглашение с другим гонщиком «Формулы-2» Миком Шумахером.
Сын семикратного чемпиона мира получил формальное право выступать в «Ф-1» еще в 2018-м, после второго сезона в Европейском чемпионате «Формулы-3» – одержал впечатляющую серию из пяти побед подряд, выиграл первенство и завоевал суперлицензию для работы в «Ф-1».
Уже тогда стало ясно, что перехода в главные гонки мира Мик не избежит, однако прокачивающая его карьеру Академия «Феррари» все же избрала для парня консервативный путь к вершине через «Формулу-2» – не только из-за отсутствия мест в «Ф-1», но и ради финальных проверок умений и способностей немца.
Побеждать в «Ф-2» на первый же год – удел избранных, вроде Льюиса Хэмилтона или Шарля Леклера. От остальных ждут более традиционных выступлений – знакомства с техникой, командой и шинами в первых 20 гонках и приличных результатов год спустя. Поэтому моментального врыва Шумахера-младшего в число лучших в сезоне-2019 мало кто ждал – он взял один подиум и быстрый круг и в личном зачете очутился 12-м. Но через год все изменилось: за два заезда до конца первенства Шумахер занимает первое место, и если избежит провала – оформит титул.
Способности Шумахера до конца не ясны
На первый взгляд результаты Мика не слишком впечатляют: всего 2 победы в 20 гонках и 0 поулов – этого явно недостаточно, чтобы считаться великим доминатором.
Но сезон-2020 сложно назвать обычным: субботние и воскресные гонки юных талантов выглядят беспримесным хаосом, выбраться из которого победителем способен кто угодно – шампанское на высшей ступени подиума за год вкусили 11 разных гонщиков. Скептики скажут, что столь высокая плотность в пелотоне вызвана отсутствием суперталанта, который смог бы затмить остальных, но оптимисты укажут на невероятно сильный (один из сильнейших за последние годы) состав участников – и тоже будут правы.
Случайных парней в «Ф-2» не осталось – чуть ли не за каждым стоят команды «Ф-1», симуляторы, инженеры и навороченные программы подготовки. Да и сами коллективы по уровню профессиональной организации все больше напоминают структуры «Формулы-1». Регулярно набирать большие очки в конкурентной и агрессивной среде невероятно сложно, и тем необычнее выглядят стабильные финиши Шумахера на высоких позициях. Да, возможно Юки Цунода, Роберт Шварцман или Никита Мазепин порой выступали ярче и привлекали больше внимания зрителей и прессы, но в то время как они приезжали на подиумы, а затем проваливались – Мик почти всегда оставался в числе призеров. И именно поэтому добрался до конца сезона с наименьшими очковыми потерями.
Впрочем, титул чемпиона «Формулы-2» в «Ф-1» ничего не значит. В разные годы победителями GP2 (серии-предшественницы «Ф-2») становились Пастор Мальдонадо, Джорджо Пантано, Давиде Вальсекки, Джолион Палмер и Фабио Ляймер – некоторые не получили в «Ф-1» даже шанса, другие его благополучно завалили. Стоффель Вандорн, взявший семь побед в 2015-м, оказался попросту неспособным к прогрессу в «Макларене», а Ромен Грожан – слишком требовательным к настройкам машины и психологически неустойчивым.
Что принесет с собой в «Ф-1» Мик Шумахер? Одной стабильности мало, у сильных пилотов умение ехать с минимальным числом ошибок считается чуть ли не базовым навыком, и для высоких результатов нужны другие таланты. Леклер проложил дорогу в «Феррари» через потрясающий контроль машины, Хэмилтон с первых дней в «Макларене» впечатлял обгонами и природной скоростью, Риккардо и Ферстаппен удивительно управляются с техникой в моменты ее максимальной нестабильности в заключительных фазах торможений, Райкконен и Перес – большие мастера по сохранению ресурса шин.
У Мика нет суперспособностей: он не впечатляет уникальными обгонами, не держит жесткую оборону и не демонстрирует мощные квалификационные круги. Однако временами заметны проблески истинного таланта – благодаря запредельной концентрации, терпению, вниманию к деталям и кропотливой работе Шумахер развивает высочайшую скорость, идеально управляет машиной и поддерживает этот уровень очень долгое время в гонке. В такие моменты Мик становится похожим на Себастьяна Феттеля в его лучшие годы и, разумеется, своего отца, Михаэля.
Проблема лишь в том, что для достижения высокой скорости Шумахеру-младшему требуется не один и не два этапа, в то время как «Формула-1» привычно требует от пилота дать результат прямо сейчас.
В «Хаасе» от Шумахера не стоит ждать прорыва
Лучшим местом для дебюта была бы «Альфа Ромео» – под присмотром опытного коллектива (уже воспитавшего много молодых пилотов) и с возможностью учиться у Кими Райкконена, однако обстоятельства сложились так, что у второго партнера «Феррари», «Хааса», возникли серьезные финансовые проблемы. И в Маранелло поспешили укрепить американцев ценным с маркетинговой точки зрения брендом «Шумахер». Заодно итальянцы с помощью Мика покрепче привязали к себе Джина Хааса, прежде отказывавшегося от работы с пилотами Академии Скудерии.
Напарником Мика будет Никита Мазепин – еще один новичок «Ф-1» в 2021-м. С точки зрения общей эффективности команды это может стать минусом, ведь без опытного гонщика развитие машины может серьезно замедлиться. В «Хаасе» до сих пор допускают много ошибок – в этом году отчасти вернуться к борьбе за очки помог опытный Грожан, который настоял на возвращении к технической концепции начала первенства. И в следующем сезоне инженеры наверняка будут меньше доверять молодым и неопытным парням, из-за чего машина запросто может превратиться в нечто малопригодное для достойного пилотажа.
Плюсом будет фигура руководителя команды, Гюнтера Штайнера – тиролец в сложные моменты сможет легко вызвать огонь на себя, а в случае раздутия эго пилотов быстро поставит их на место и не позволит отвлекаться на что-либо, не связанное с гонками.
Однако для быстрого прогресса этого мало. Учитывая прямую взаимосвязь между шасси «Хааса» и «Феррари» и трудности в развитии итальянской машины, не преодоленные проблемы с силовой установкой, частые просчеты инженеров американской команды, а также неопытность самого Шумахера и медленное привыкание немца к технике – легко представить тяжелейший для него сезон, критику в прессе и высокомерные высказывания экспертов.
Но адаптироваться к команде и «Ф-1» нужно быстро – в 2022-м в силу вступит новый регламент, который станет двойным ударом для тех, кто не успеет освоиться в сезоне-2021. Если у Мика за два года не будет заметного прогресса – «Феррари» без особых сожалений поставит на нем крест, несмотря на очевидное желание снова привести фамилию Шумахер к величию.
В этом и состоит главный квест для молодого пилота: не просто доказать миру свои способности, но и сделать это максимально быстро. Под силу ли это ему?
Фото: globallookpress.com/Elmar Kremser/SVEN SIMON, Hasan Bratic, Dppi/Sebastian Rozendaal – China, HOCH ZWEI, FrankHoermann/SVEN SIMON; haasf1team.com
Ну да, на Джови поставили крест
Итальянцев много, но они настолько плохи, что в Феррари их нет с начала девяностых. Только не говорите мне про Физикеллу и Бадоера, б. ради.
Думаю, если бы не провал во второй половине сезона, то он бы уже ехал за Альфу Ромео в следующем сезоне. А так побоялись, тем более что Ред Булл так удачно примеры создает.