Позор Проста, трагедия Шумахера, Райкконен на грани, юный Попов и съемки Top Gear - 7 забытых историй Имолы
Трасса, которая благоволит андердогам и регулярно поставляет драму. Вспоминаем главные моменты в ее истории перед новой встречей.
Автодром Энцо и Дино Феррари в итальянской Имоле до сих пор остается в тени событий Гран-при Сан-Марино 1994-го года. О гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, а также серии других серьезных происшествий в те выходные, написано немало исчерпывающих статей и здесь можно лишь снова добавить, что эта гонка навсегда изменила Формулу-1.
Длинные прямые Имолы, бывшие некогда частью пригородного шоссе, со скоростными и резкими поворотами в считанных метрах от стен дарили драму и борьбу каждое Гран-при на протяжении 26 лет. Проложенная по холмистой окраине древнего города трасса превратилась в подобие гладиаторской арены, которая стояла здесь во времена Римской Империи. И возможно именно такой ее видел Энцо Феррари, заставший основание автодрома, названного в его честь.
1. Во времена Древнего Рима на месте трассы проводились гонки колесниц
Свое название Имола получила в 7-ом веке нашей эры, когда германское племя лангобардов возвело на реке Сантерно одноименную крепость. Правда, к тому времени здесь уже давно существовал древнеримский город Форум Корнелии, основанный диктатором Корнелием Суллой "Счастливым" и названный в его честь. Расположенный на Эмилевой дороге, крупном транспортном узле тех лет, город быстро стал аграрным и торговым центром региона, а на месте нынешнего автодрома римляне еще в 80-х годах до Рождества Христова построили гладиаторский амфитеатр, где среди прочего устраивали гонки на колесницах.
Современная история гоночной Имолы начинается после Второй Мировой Войны, когда местные мотогонщики предложили использовать строящуюся дорогу между поселениями Эмилья и Кодриньяно для соревнований. Теперь на участках бывшего шоссе находятся повороты Тоза и Ривацца - крайняя южная и крайняя северная точка трассы.
2. Энцо Феррари мечтал построить здесь "маленький Нюрбургринг"
В изначальной версии трассы отсутствовали шиканы и гонщики ехали почти по одним прямым со скоростными поворотами. Часть дистанции пролегала по дорогам общего пользования и улицам ближайших деревушек. В своей книге Энцо Феррари так вспоминал первые годы автодрома: "Первый раз я посетил Имолу ранней весной 1948-го. С самого начала я поймал себя на мысли, что эта холмистая местность однажды могла бы стать маленьким Нюрбургрингом ...". В 1950-м Феррари присутствовал на закладке первого камня будущей трассы, а двумя годами позже прислал на тесты своих пилотов, включая чемпионов мира Альберто Аскари и Джузеппе Фарину. Однако, затем "Дрейк" (популярное прозвище Энцо Феррари в Италии, которое отсылает к английскому вице-адмиралу Фрэнсису Дрейку - прим.) надолго потерял интерес к Имоле.
Новую трассу, поначалу носившую имя местной реки Сантерно, облюбовали мотогонщики и пилоты спортпрототипов. В 56-ом здесь даже выступал на мотоцикле будущий супремо Формулы-1 Берни Экклстоун. А в 1963-м в Имолу наконец пожаловала "Королева автоспорта". В отсутствии скудерии победу на внезачетном этапе одержал легендарный шотландец Джим Кларк на "Лотусе".
Отношение Феррари к Имоле стало меняться ближе к 70-м годам благодаря усилиям автоклуба Италии. К тому времени спортивные чиновники уже нацелились на проведение здесь гонок Формулы-1 и поддержка от самого знаменитого коллектива чемпионата была очень кстати. Так вокруг трассы, расположенной примерно в полутора часах езды от штаб-квартиры Феррари в Маранелло, стал создаваться образ фамильного автодрома. Трек переименовали в честь Дино Феррари, скончавшегося от тяжелой болезни сына итальянского конструктора, и подвергли масштабной реконструкции с учетом современных стандартов.
В 79-ом на новой трассе провели генеральную репетицию - Гран-при Дино Феррари, неофициальную гонку с участием всех команд Формулы-1. А годом позже Имола заменила ушедшую на переделку Монцу и приняла уже настоящий Гран-при Италии. Большое количество итальянских команд и небывалый интерес к автогонкам в этой стране стали поводом создать под Имолу отдельный этап и назвать его Гран-при Сан-Марино. То, что карликовое государство располагалось почти в 100 километрах от трассы и по сути не имело к ней никакого отношения, мало кого смутило.
После смерти Энцо Феррари в 1988-м к имени Дино в названии автодрома добавилось его собственное.
3. Гран-при Сан-Марино стал свидетелем двух самых драматичных конфликтов между напарниками в истории Формулы-1
На гонку 82-го в Имоле пришелся пик противостояния FISA (упраздненное спортивное подразделение международной автомобильной федерации FIA) и FOCA (своеобразный профсоюз частных команд), двух организаций, отвечавших за проведение соревнований Формулы-1. Причины и ход этого конфликта заслуживают отдельной статьи, поэтому просто остановимся на том, что Гран-при Сан-Марино бойкотировали ключевые британские команды чемпионата, поддержавшие политику FOCA, и на старт вышли лишь четырнадцать машин из числа сторонников FISA.
После сходов обоих "Рено", своих единственных соперников в тот день, лидерство заняли алые болиды "Феррари" Жиля Вильнева и Дидье Пирони. Чтобы гарантированно довести гонку до победного дубля, команда показала обоим пилотам таблички с требованием сбросить скорость и прекратить борьбу между собой. Шедший первым Вильнев последовал приказу, но его напарник не заметил сигналов с пит-уолл и два раза атаковал канадца, последний раз пройдя его в повороте Тоза на финальном круге гонки. Пирони одержал победу, за что Вильнев обвинил его в предательстве. Дружбе гонщиков пришел конец, а на следующем этапе в бельгийском Зольдере Жиль погиб. В квалификации он пытался любой ценой опередить Пирони, которого так и не простил после Имолы.
Семь лет спустя здесь же началась вражда между Аленом Простом и Айртоном Сенной. В сезоне-89 "Макларен", за который выступали Прост и Сенна, оставался вне досягаемости для остальных команд и напарники по команде снова готовились разыграть чемпионский титул между собой. Упустив победу из-за обидного столкновения в Бразилии, Сенна предложил коллеге минимизировать риски и заключить джентльменское соглашение перед следующей гонкой. По его условиям тот, кто проигрывал первый поворот в Имоле, не должен был атаковать напарника дальше.
Француз согласился и не стал прессинговать Сенну, после того как проиграл ему старт. Однако, на четвертом круге гонку остановили красными флагами из-за серьезной аварии Герхарда Бергера и на повторном старте Прост уверенно вырвался в лидеры. Тогда Сенна сделал вид, что не слышал ни про какой договор, и жестко отбил позицию у ничего не подозревавшего партнера по команде.
После победы бразилец неуклюже оправдывался тем, что его якобы нагонял на "Феррари" Найджел Мэнселл (в тот момент Мэнселл (№27) шел лишь пятым, что отчетливо видно на фото выше) и у него не было другого выхода, а когда босс "Макларена" Рон Деннис устроил закрытый "разбор полетов", Айртон вовсе начал отрицать сам факт обгона. Конфликт все же объявили исчерпанным перед Гран-при Монако, но комментарии Проста о своем напарнике и том разговоре утекли во французскую прессу. В ответ Сенна заявил, что их "общению пришел конец". Так наступила война между двумя чемпионами.
4. Серьезные аварии не были редкостью для Имолы: в Тамбурелло разбивался чемпион мира Пике и едва не сгорел заживо Герхард Бергер
Длинные прямые отрезки и резкие повороты с короткими зонами вылета часто становились причиной тяжелых инцидентов на автодроме Энцо и Дино Феррари. Малейшая ошибка в пилотаже или внезапная поломка просто не оставляли гонщикам времени и места, чтобы затормозить перед отбойником.
Одним из самых зловещих мест трассы со временем стал скоростной левый поворот Тамбурелло, в который незаметно перетекала стартовая прямая. На выходе из него несущиеся на полной скорости болиды ждала бетонная стена. Протекавшая совсем рядом Сантерно исключала возможность отодвинуть ограждение подальше от трассы и любой вылет в этом месте приводил к неизбежному и очень жесткому столкновению.
Во время практики перед Гран-при 1987-го здесь потерял управление двухкратный на тот момент чемпион мира Нельсон Пике. Несмотря на то, что удар пришелся по касательной в заднюю часть болида Пике повредил лодыжку и не смог принять участие в гонке:
В уже упоминавшемся Гран-при 1989-го трагедии удалось избежать только за счет отменной работы пожарных. Тогда на четвертом круге у "Феррари" Герхарда Бергера оторвало перед Тамбурелло часть переднего антикрыла. Обломки попали под колеса, заклинив управление, и австриец влетел под прямым углом в стену. От мощного удара у машины пробило бензобак из-за чего начался сильный пожар.
Горящий болид остановился прямо напротив выхода из поворота, где по требованиям безопасности нельзя было находиться маршалам. Спасателям с ближайшего поста пришлось бежать со всех ног, чтобы успеть потушить объятую пламенем "Феррари", пока совсем рядом проносились другие машины. Именно благодаря самоотверженности экстренных служб Бергер отделался ожогами рук и переломом ребер:
После Бергера здесь угодил в похожую аварию на тестах Микеле Альборето и разбил свой "Уильямс" перед сезоном-92 Рикардо Патрезе.
События 1-го мая 1994-го дали окончательно понять, что трасса опасна для гонок и постройка дополнительных шикан, как это делали на протяжении 80-х, не решит проблему. Весь автодром решили перепроектировать и наибольшим изменениям подвергнуть злосчастный Тамбурелло. Поворот увели левее от прилегавшей почти вплотную стены и сделали затяжным, а на освободившемся месте насыпали гравийную ловушку. Аналогичным образом перестроили два других опасных участка трассы - вираж "Вильнев" и шикану "Аква Минерали".
Грандиозной стройке в Имоле был посвящен один из выпусков тележурнала "Хроно" - первой передачи об автоспорте на российском тв 90-х. В олдскульном сюжете будущий "российский голос Формулы-1", а тогда 21-летний репортер Алексей Попов берет интервью у местного чиновника, который увлеченно рассказывает ему про песок (смотреть с 6:50):
5. Имола подарила два невероятных прорыва на подиум. Один из них случился после нелепого разворота Алена Проста на прогревочном круге
Не щадя именитых гонщиков, Имола в то же время часто благоволила темным лошадкам. Одним из любимчиков трассы когда-то была команда "Эрроуз", резво начавшая на стыке 70-80-х, но к середине десятилетия постепенно упавшая до уровня безнадежного середняка. Уже в дебютном Гран-при Сан-Марино Рикардо Патрезе принес британцам второе место на финише непредсказуемой дождевой гонки. Однако, еще больший сюрприз ждал коллектив из Милтон-Кинса в 1985-ом.
В тот год автоспортивный регулятор FISA решил ограничить допустимое количество топлива в гонке, что привело к массовым сходам на финише этапа в Имоле. За 4 круга до клетчатого флага бензобак опустел на "Лотусе" лидировавшего со старта Айртона Сенны. На круг дольше продержался Стефан Юханссон, который едва не выиграл свою первую гонку за "Феррари". Победитель Ален Прост так и не дотянул до боксов, а потом и вовсе словил дисквалификацию за недовес машины. В итоге первое место ушло к Элио Де Анджелису (без единого круга лидирования за всю гонку). Вторым оказался пилот "Эрроуз" Тьерри Бутсен, чье топливо закончилось аккурат посередине последнего круга. Бельгиец успел подъехать к стартовой прямой накатом, а дальше толкал заглохшую машину до самой финишной черты.
Но настоящий праздник для аутсайдеров случился в 91-ом, когда с дистанции сошло больше половины участников, включая нескольких фаворитов. Пожалуй, самым запоминающимся сходом стал вылет Алена Проста уже на прогревочном круге (!!!). На залитой недавним дождем трассе Прост потерял свою "Феррари" и проскользил с горки в повороте "Ривацца" прямо в мокрую траву, где благополучно заглох.
После старта из борьбы быстро выбыли оба "Уильямса", вторая "Феррари" Жана Алези и Нельсон Пике на "Бенеттоне". Пелотон продолжал редеть с каждым кругом, пока Айртон Сенна и Герхард Бергер на "Макларенах" уверенно ехали к победному дублю. В итоге третье место на финише досталось Юрки Ярвилехто, едва прошедшему квалификацию на беспомощной "Далларе". Вместо провалившейся "Феррари" местным тиффози пришлось чествовать другую ярко красную машину из "Скудерии Италия", за которую выступал Джей-Джей (прозвище Ярвилехто).
Еще одним счастливчиком того дня оказался молодой Мика Хаккинен, набравший свои первые очки на не менее слабом "Лотусе".
6. Гран-при Сан-Марино - эмоциональный момент в карьере братьев Шумахеров
В "черный уик-энд" 94-го Михаэль Шумахер видел как прямо перед ним в "Тамбурелло" срывает с трассы "Уильямс" Сенны и неуправляемый болид бразильца устремляется в стену. На подиуме, узнав о гибели "волшебника", Шуми не смог сдержать эмоций и попал в объективы камер смахивающим с глаз слезы.
Тогда будущий семикратный чемпион мира вряд ли предполагал, что еще не раз будет стоять на пьедестале в Имоле и после некоторых гонок испытывать не менее сильные чувства.
Таким же значимым этот этап стал и для его младшего брата. В 2001-м Ральф Шумахер одержал здесь свою дебютную победу и принес "Уильямсу" первый триумф за целых четыре года. Сошедший в той гонке Михаэль первым встречал брата в закрытом парке:
Двумя годами позже Гран-при Сан-Марино обернулся очередной трагедией уже для обоих Шумахеров. За несколько часов до старта из больницы в Кельне пришла новость о смерти их матери. Все выходные участие Ральфа и Михаэля в гонке находилось под вопросом, а организаторы заранее освободили обоих пилотов от мероприятий в паддоке. Тем не менее братья решили остаться в Имоле и Михаэль одержал волевую победу, которая в конце сезона принесла ему шестой чемпионский титул с перевесом в каких-то два балла.
А еще здесь произошла своеобразная "инаугурация" Фернандо Алонсо в качестве приемника великого чемпиона. На Гран-при Сан-Марино 2005-го оба гонщика подарили болельщикам невероятную по красоте дуэль, верх в которой одержал именно испанец, ставший триумфатором двух следующих сезонов.
Шумахер же закрыл страницу прежней Имолы в истории Формулы-1, выиграв последнее Гран-При Сан-Марино в 2006-ом. На следующий год трасса вылетела из календаря "королевских гонок", став слишком узкой для современных болидов и из-за этого потеряв в зрелищности. На автодроме Энцо и Дино Феррари началась очередная большая реконструкция по проекту Германа Тильке, в ходе которой строители не только обновили трек, но и подорвали старое здание боксов с помощью 700 шашек динамита:
7. В Имоле завершилась карьера худшего пилота Формулы-1 нулевых, а Кими Райкконен едва не лишился суперлицензии
В 31 год Юдзи Идэ добился лишь нескольких побед в таких японских сериях как Формула-Ниппон, Супер GT и Формула-Дрим. Тем не менее столь скромные достижения вкупе с плохим английским не помешали ему стать пилотом команды Формулы-1 "Супер Агури", с владельцем которой он был хорошо знаком. Его босс Агури Судзуки мечтал о чисто японском коллективе, поэтому просто закрыл глаза на результаты новичка.
И если в первых двух гонках сезона-2006 непрофессионализм Идэ скрыли сходы по техническим причинам, то уже в Мельбурне японец запомнился постоянными разворотами, которые никак не соответствовали уровню гонщика Формулы-1.
Точку в карьере незадачливого пилота поставила Имола, где он на первом же круге поддел болид Кристиана Альберса, отправив того вытворять серию опасных кульбитов. За такой маневр Идэ получил предупреждение от FIA и отстранение на одну гонку. Но вероятно пересмотрев аварию еще раз, чиновники федерации решили перестраховаться и аннулировали его суперлицензию окончательно.
Кстати, в 2001-м после гонки в Имоле свою суперлицензию едва не потерял Кими Райкконен, тоже проводивший первый сезон в Формуле-1. Дело в том, что "гоночные права" Кими получил экстерном после впечатляющих тестов за "Заубер" и вопреки протестам президента FIA Макса Мосли, который считал гонщика недостаточно опытным. По этой причине к выступлениям молодого Райкконена было приковано самое пристальное внимание стюардов.
Когда в Имоле Кими странным образом потерял управление на прямой и впечатался в стену, чиновники уже собирались начать расследование, но позже выяснилось, что у гонщика просто отвалился плохо закрепленный руль. Сам финн прокомментировал аварию в свойственном ему стиле: "Насколько мне известно руль я поставил правильно".
Бонус: в одном из выпусков старого Top Gear Кларксон, Мэй и Хаммонд гонялись по Имоле против Стига
В восемнадцатом сезоне культового британского шоу вся троица заявилась в Имолу для очередного захватывающего челленджа. Джереми Кларксону, Ричарду Хаммонду и Джеймсу Мэю предстояло сразиться друг против друга и своего неизменного тест-пилота Стига на Ferrari 458.
Ведущие выбрали для своей попытки суперкары "Ламборгини", "Макларен" и "Ноубл" (из-за чего Кларксон по-футбольному назвал их противостояние игрой "Ювентуса" против "Уокинг Тауна" и "Лестер Сити"), а затем как обычно устроили эффектную гонку с вылетами в гравий и дымом из тормозов:
Фото: Marpol/it.wikipedia/Wikimedia Commons (1), it.wikipedia (2), it.wikipedia/Wikimedia Commons (3), flickr/Jerry Lewis-Evans (4), flickr/ Stuart Seeger (5), formula1photos/Wikimedia Commons (6)
Что касается претензий по поводу, кто на что реагировал на подиуме, то предлагаю посмотреть кэпшн к приведённому мной фото в базе Asocciated Press чей фотограф его и сделал: http://www.apimages.com/metadata/Index/Brazil-Senna-s-Impact/494c954b56ae499daf5092313eb75ff8/2/0
Да, гибель Сенны официально объявили в 7 вечера по местному времени. Однако, ещё когда шла гонка, у доставленного в госпиталь гонщика остановилось сердце. Врачи смогли его запустить и подключили Сенну к аппарату искусственного кровообращения. По всем признакам надежды уже ни у кого не оставалось. Это хорошо видно на интервью боссов команд после гонки (вью пилотов я увы не нашёл). Примерно в это же время брат Сенны связался со священником для проведения предсмертной индульгенции бразильца.