Судьи обменяли угрозу дисквалификации Хэмилтона на штраф «Мерседесу». Но команда заранее знала о нарушении правил
Новый поворот в скандале на Гран-при России.
Гран-при России в этом году подарил плотную борьбу в середине пелотона, игру стратегий, а самое главное – тяжелейший уик-энд для Льюиса Хэмилтона.
Не успел британец забыть трудности в квалификации, как уже непосредственно перед гонкой он столкнулся с новыми проблемами в виде 10 секунд за два нарушения отработки стартов подряд. Вместе с ними по регламенту должно было последовать и получение порции штрафных баллов, однако все кончилось хорошо для шестикратного чемпиона: все-таки под угрозу дисквалификации он не попал.
Хэмилтон получил редкий штраф
Правило тренировки старта с места прямо перед гонкой мало кто нарушал, хоть такие отработки стандартной процедуры делают все на каждом Гран-при. Проблема Льюиса оказалась в выполнении процедуры в неположенном месте, а команда вовремя не предупредила о нарушении правил.
В итоге за неправильную отработку стартов и медленную езду во время прогревочных кругов Хэмилтон получил два штрафа по 5 секунд. И здесь вопросов к решению судей особо-то и нет: определение нарушения довольно четко и формально прописано в регламенте. Претензии «Мерседеса» связаны больше с логикой самого правила тренировочного старта.
Подробнее о формальных причинах наказания чемпиона описано вот здесь. Если совсем вкратце, Льюис выехал за пределы разрешенной зоны и попрактиковался там.
Интересно другое: №44 сперва намеревались выдать штрафные баллы – по одному за каждое нарушение. А это уже действительно довольно спорное решение: если мы откроем правила, то увидим следующие причины, по которым пилоту обычно выписывают наказания в суперлицензию:
Пропуск или опоздание на брифинг пилотов
Превышение скорости (в любой момент) в пределах 10 км/ч
Блокировка другого болида
Выдавливание соперника с трассы
Получение преимущества за счет выезда за пределы трассы
Пересечение белой черты при выезде с пит-лейн
Игнорирование красного света на пит-лейн
Обгон соперника за машиной безопасности
Нарушение дистанции за машиной безопасности
Из всех перечисленных вариантов ни один не касается инцидента с Хэмилтоном. Более того, про подобную отработку старта также ничего не сказано в спортивном регламенте.
Наверное, именно из-за таких несостыковок на защиту британца встал даже его соперник из «Ред Булл» Макс Ферстаппен: «Мне это кажется чересчур жестким наказанием. Если из-за тебя происходит авария – это одно. Но сам штраф уже был для Льюиса достаточно болезненным наказанием. Не знаю, каким должен быть штраф в такой ситуации, но давать за такое еще два балла? Не знаю, это кажется чересчур жестким – теперь у Льюиса уже десять баллов».
Себастьян Феттель тоже поддержал Хэмилтона: «Я думаю, что если вы действительно совершаете сумасшедшие движения на трассе и допускаете опасное вождение, то штрафные баллы оправданы. Но если вы превышаете скорость на пит-лейн или совершаете незначительные нарушения, вероятно, не стоит применять штрафные баллы».
Кроме того, здесь, что удивительно, можно прислушаться и к словам самого Тото Вольффа: «Мы с Роном (Медоузом, спортивным директором «Мерседеса») ходили к стюардам – вердикт основывался на том, что Льюис находился в неположенном месте. Но в правилах дирекции гонки нигде не указано, какое место является правильным. Этого нет и в регламенте. Так что мы не согласны с решением и остаемся при своем мнении».
Но проблема, кажется, даже глубже: похоже, «Мерседес» знал, что нарушает правила.
Стюарды обвинили во всем команду и заменили наказание на денежный штраф
Сразу после Гран-при России лидеры чемпионата призвали судейскую бригаду пересмотреть решение. Оказалось, не напрасно: штрафные баллы сняли, а виновной признали команду, а не пилота.
Стюарды поступили так после прослушивания радиопереговоров Хэмилтона и гоночного инженера Питера Боннингтона перед стартом:
ЛХ: Здесь все чисто, я могу проехать дальше?
ПБ: Принято.
ЛХ: До конца пит-уолла?
ПБ: Да, принял. Попробуй и оставь место для проезда других болидов.
На основе этого диалога судьи сделали вывод о виновности прежде всего командного мостика «Мерседеса». В итоге два штрафных балла заменили на штраф в $25000.
Самое интересное воззрение ситуации появилось уже после старший инженер команды Эндрю Шовлин фактически опроверг слова Тото о несоответствии ранее принятого решения правилам! В «Мерседесе», похоже, сразу прекрасно поняли неизбежность наказания.
«Там есть места, где на асфальте нарисованы специальные квадраты, и надо там проводить старты, – рассказал Шовлин. – А потом идет общая зона. И часто, если в квадратах много резины, то они не отражают состояния асфальта на решетке. Тогда пилоты и инженеры ищут что-то более подходящее.
Льюис просто спросил нас, может ли он проехать подальше. А мы не поняли, насколько дальше он решил проехать. Первый эпизод мы не видели, а когда увидели второй, подумали, что судьям это не понравится.
Но мы не сочли это опасным. И поскольку он все делал на правой стороне после выезда с пит-лейна, как и сказано в правилах, мы решили, что ситуация достаточно спорная, чтобы судьи ограничились выговором. Нас не удивило, что судьям не понравилось выбранное Льюисом место. И понятно, что об этом могли сообщить другие команды, ФИА или сами стюарды».
Наверное, Тото Вольффу перед общением с прессой стоило все-таки поговорить с инженерами. Теперь «Мерседес» выглядит не очень-то честным.
Гран-при России: Хэмилтон схватил штраф и отдал победу Боттасу, Квят заработал очки
«Дали штраф? Ок. Поеду быстрее». Лучшие радиопереговоры Гран-при России
Фото: Gettyimages.ru/Kirill Kudryavtsev – Pool, Bryn Lennon, Mark Thompson