12 мин.

Норрис – редкий чемпион «Ф-1» без инстинкта убийцы. Упреки в слабости были напрасными?

Ландо Норрис — один из самых необычных чемпионов «Формулы-1» за последние годы.

Он не агрессивный пилот, которого волнуют только гонки, и не яростный охотник за рекордами. Норрис совершенно другой — и не боится говорить об этом открыто.

«Пожалуй, я хочу, чтобы люди знали, какой я человек — это важнее, чем что-либо еще. Я не переживаю о наследии, о том, чтобы меня запомнили одним из лучших гонщиков или о чем-то в таком духе. Меня просто не слишком это беспокоит».

Чемпион мира 2025 года не представляет себя частью элиты автоспорта — даже наоборот. Несколько лет назад Норрис признавался, что страдал от синдрома самозванца, постоянно читал критику в соцсетях и сравнивал себя с другими.

Тем не менее в чемпионский сезон Ландо сумел преодолеть все трудности. И вот как именно он это сделал.

Норрис сразу дал понять: он не такой, как другие чемпионы

В гонках давно сформировался образ сильного чемпиона: безжалостного эгоиста, готового на все, чтобы оказаться впереди.

Самый актуальный пример — Макс Ферстаппен. Он не из тех, кто идет на уступки — даже внутри собственной команды. Достаточно вспомнить ситуацию с его бывшим напарником Серхио Пересом. Мексиканец очень помог Максу, особенно в 2021-м — в схватке с Хэмилтоном за титул. Перес раз за разом боролся с Льюисом, замедлял его и тем самым играл на руку Ферстаппену. И если нужно было пропустить Макса — Чеко делал это без вопросов.

Но сам Ферстаппен…

На Гран-при Бразилии 2022 года Перес пропустил его вперед, чтобы нидерландец попытался обогнать ехавшего впереди Фернандо Алонсо. Макс не справился, и тогда «Ред Булл» попросил вернуть позицию Серхио.

«Я уже сказал в прошлый раз. Не просите меня больше об этом, ладно? Это понятно? Я объяснил причины и останусь при своем», — отрезал тогдашний №1.

Неудивительно, что при таком отношении Макс посмеялся над «Маклареном» на последнем Гран-при Италии, когда Пиастри попросили пропустить Норриса.

Тогда команда попросила Ландо уступить находившемуся позади Оскару право первым заехать на пит-стоп — чтобы обезопасить себя от атак Шарля Леклера. Британец согласился, но с условием: никакого «андерката». Однако во время его пит-стопа произошла заминка, и австралиец все-таки оказался впереди. После этого Пиастри попросили пропустить Норриса — чтобы «восстановить справедливость» в соответствии с «правилами папайи», то есть подходом «Макларена» к гонкам.

Когда Ферстаппену по радио пересказали случившееся, он отреагировал максимально «по-максовски»: «Ха, [они устроили размен] просто потому, что у него [у Ландо] был медленный пит-стоп?»

Нельзя не вспомнить и о неуступчивости другого многократного чемпиона — Михаэля Шумахера. Немец был настолько одержим победами, что его жесткость решила судьбу сразу двух титулов — пусть и с разным для него самого исходом. Речь об известных инцидентах в Аделаиде в 1994-м и в Хересе в 1997-м.

В первом случае Шумахер перекрыл траекторию Дэймону Хиллу, что привело к легендарному столкновению: Михаэль сошел сразу, Дэймон — доехал до боксов. Именно так немец выиграл свой первый титул из семи.

Маневр 1997 года оказался еще более эпатажным. Перед финальной гонкой сезона Шумахера и Вильнева разделял всего один балл. В гонке Михаэль долгое время ехал впереди канадца, но на 48-м круге, когда Жак сумел его настичь, пилот «Феррари» в отчаянной попытке не пустить соперника вперед протаранил его.

Жак все равно финишировал и стал чемпионом. А вот Шумахер не просто сошел, упустив титул, — он был дисквалифицирован: ему сохранили статистику побед и подиумов, но лишили вице-чемпионства и всех очков сезона.

Примечательно, что Михаэль был таким не только на трассе. Его напарник по «Мерседесу» Нико Росберг однажды рассказал о психологических играх Шумахера. Перед одной из квалификаций в Монако семикратный чемпион специально заперся в туалете, чтобы лишить такой возможности Росберга и заставить его понервничать. По словам Нико, Михаэль даже засек время, чтобы вернуться в боксы ровно за три минуты до старта сессии.

В автоспорте подобный жесткий подход давно воспринимается как неотъемлемая часть борьбы — особенно если речь идет о чемпионстве.

Когда Ландо вырвался в лидеры чемпионата в самом начале сезона, его не раз спрашивали, каким пилотом он себя видит. Норрис сознательно пошел против устоявшегося мнения.

«Я хочу выиграть чемпионат. И при этом остаться хорошим человеком. Ради победы я, возможно, не стану жертвовать тем, чем жертвуют некоторые другие пилоты. […] Я по-прежнему верю, что могу стать чемпионом “Формулы-1” и остаться обычным парнем.

Люди хотят, чтобы ты верил, что ты лучший гонщик в мире и способен победить любого. Это отличный подход. Но я не считаю его единственно правильным для гонщика, который хочет стать чемпионом».

По словам Норриса, ему не нужен так называемый «инстинкт убийцы». Он хотел доказать, что титул можно выиграть и без этого — не потеряв себя.

Что для Ландо значит «остаться собой»? Прежде всего — честно признавать собственные психологические проблемы и склонность к самокритике. Норрис — из тех, кто винит себя за любой проступок (в отличие от того же Шумахера, который до последнего не признавал вины даже за самые скандальные инциденты). Но Ландо научился адаптироваться к своим слабостям и работать с ними.

«Не так уж много людей готовы признать подобные вещи, но я всегда буду таким. И да, раньше это сказывалось на моем самочувствии. Я по-прежнему очень строг и требователен к себе. Просто сейчас, вероятно, стал менее публичным человеком, чем раньше. Но при этом стал лучше справляться с проблемами».

Прошедший год будто бы решил проверить британца на прочность — и заставить ответить за сказанное.

Норрис выстоял.

Ландо столкнулся с рядом провалов – но каждый раз выглядел достойно

По ходу сезона-2025 Норрис пережил три серьезных удара, которые вполне могли его сломать.

Первый — Гран-при Канады. Ландо допустил глупейшую ошибку, пытаясь обогнать напарника: не рассчитал маневр, разбил собственную машину и едва не вынес Пиастри.

Авария выглядела максимально нелепо и, по идее, должна была серьезно ударить по уверенности Норриса. Но нет. Уже через пару месяцев он спокойно рассуждал о произошедшем.

«Я бы не сказал, что сожалею. Хотел бы я что-то изменить и сделать иначе со второй попытки? Да. Но при этом я не жалею о принятых решениях. Это жизнь, так бывает».

Эти слова Ландо произнес перед Гран-при Нидерландов — второй сложной ситуацией сезона. В Зандворте у него по ходу гонки отказал двигатель, что позволило победившему Пиастри укрепить лидерство в чемпионате и оторваться на 34 очка — серьезное преимущество, учитывая, что за победу дают 25 баллов.

Несмотря на масштаб проблемы, Норрис сохранил уверенность в борьбе за титул и проявил уважение к напарнику.

«Я все еще могу выиграть титул без форс-мажора — именно этого я и хочу. […] Желаю ли я неудачи Пиастри? Нет. Если в итоге он окажется сильнее, я отдам ему должное. Пусть победит сильнейший».

После схода в Зандворте британец выдал серию отличных выступлений: за шесть следующих этапов он лишь раз остался без подиума — в Баку, где стал седьмым. С каждым этапом уверенность Норриса только росла — до такой степени, что в Мексике и Бразилии он доминировал на протяжении всего уик-энда.

Ландо оторвался от провалившего вторую половину сезона Пиастри на 24 очка и теперь больше боролся с Максом Ферстаппеном, который выжимал максимум из воскресшего «Ред Булл». При этом сам Макс, уже будучи четырехкратным чемпионом, переживал за судьбу титула куда меньше — и это дало о себе знать в Лас-Вегасе.

До финала сезона оставалось три гонки. Ландо взял поул, Макс стал вторым. На старте пилот «Макларена» попытался перекрыть сопернику траекторию, но промахнулся с точкой торможения и пропустил не только Ферстаппена, но и Джорджа Расселла.

К финишу Норрис поднялся на вторую позицию и после гонки открыто признал провал:

«Довольно позорно. […] В первом повороте я сильно облажался, и это лишило меня шанса на лидерство. Нужно сделать выводы и действовать лучше».

Позже выяснилось, что ошибка на старте была не главной проблемой. После гонки ФИА проверила оба болида «Макларена» и обнаружила чрезмерный износ планки под днищем — что привело к бесспорной дисквалификации. Победа Ферстаппена окончательно укрепила его позиции в борьбе за титул.

Как отреагировал Норрис? Снова без лишних эмоций.

«Я уже ничего не могу изменить. Мне остается сосредоточиться на подготовке к Гран-при Катара и постараться показать максимум в каждой сессии».

Признать ошибку и идти дальше — именно такого подхода Ландо придерживался весь год. Он помог ему пережить серию серьезных провалов, в большинстве которых даже не было его прямой вины. Но сам Норрис выделяет в этом подходе другое.

Подход нового чемпиона прошел проверку: ему удалось остаться собой, несмотря ни на что

К концу сезона впечатляло, насколько мало изменились рассуждения Норриса о самом себе. Он все так же не думал о гоночном наследии. Единственное, что изменилось, — реакция на критику. Ландо научился не принимать ее близко к сердцу и больше ориентироваться на собственное ощущение происходящего.

Достаточно вспомнить его невозмутимость после квалификации к Гран-при Катара, где он упустил поул. Во время общения с прессой к Норрису подошел возмущенный Джордж Расселл — кто-то сообщил ему, будто Ландо пожаловался на блокировку.

Расселл: Кто-то сказал, что ты обвинил меня.

Норрис: Это пресса, приятель. Не слушай фигню. Не могу поверить, что ты веришь им, а не мне. Очень обидно.

Расселл: Прозвучало так, словно ты мог такое сказать.

Норрис: Да что вообще произошло? Где ты был? Ты меня пропустил…

Расселл: Я дал тебе слипстрим, чтобы помочь выиграть титул.

Норрис: То есть ты меня пропустил, а я обосрался?

Расселл: Ну, я не знаю, это они там мне так сказали. (смотрят назад) Кажется, это она. Вроде это она мне так сказала. Но не знаю, не знаю, кто сказал.

Хороший пример того, как изменилось отношение Норриса. Сейчас он выглядит куда увереннее в себе, чем в прошлые годы.

«Честно говоря, ничего особенного, — говорил Ландо после победы в Сан-Паулу. — Всегда найдутся люди, которые будут пытаться тебя принизить. Это нормально. Когда ты выступаешь перед всеми, люди будут что-то говорить.

Поддерживают тебя или нет — ты все равно это слышишь. Это неприятно, но последние месяцы мне удается справляться с этим лучше. Меня всегда волновало, что обо мне думают и пишут. Раньше — слишком сильно. Теперь я просто научился с этим жить.

Я все еще хочу производить хорошее впечатление и не быть грубым. Я говорю то, во что верю, и стараюсь быть честным с собой. Думаю, этому я научился лучше всего».

Вероятно, это и есть главная сила Норриса. Он действительно не пытается изображать из себя «альфу» — хотя условия будто бы подталкивают к этому.

Его напарник Оскар Пиастри — сильный гонщик, который прямо говорит, что автоспорт немыслим без эгоизма. Именно он пытался по радио вернуть позицию в Великобритании после штрафа, считая его незаслуженным. Именно Пиастри во второй половине сезона не раз критиковал командные решения и выражал недовольство напарником — например, после контакта на старте Гран-при Сингапура.

Большинство чемпионов с таким бы не смирились. Но только не Норрис. Это не его путь — и именно выдержка стала его главным поводом для гордости.

«Больше всего я горжусь тем, что выиграл титул так, как считал правильным. Не пытаясь быть агрессивным, как Макс, и не копируя чемпионов прошлого.
Я счастлив, потому что прошел этот путь по-своему. Я выжал максимум из своих возможностей и выиграл чемпионат, оставаясь собой — честным, справедливым, открытым гонщиком».

Как выразился друг Норриса и пилот «Уильямса» Карлос Сайнс, своим триумфом Ландо «доказал, что чемпионом может стать и хороший парень — для титула необязательно быть безжалостным».

Как бы ни сложилась дальнейшая карьера Норриса, глава о его становлении чемпионом «Формулы-1» уже завершена. И ее финал действительно похож на сказку — где прошедший через испытания добряк все-таки побеждает.

Что еще почитать про нового чемпиона «Ф-1»:

Фото: IMAGO/Ranjith Kumar/IPA Sport //www.imago-images.de/Global Look Press; Gettyimages/Clive Mason, Mark Thompson