8 мин.

Ле-Ман 1969 года – знаковый: последняя победа легендарного «Форда», подъем «Порше» и окончание забегов на старте

От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы о «Формуле-1». Подписывайтесь, ставьте плюсы – и таких постов на Трибуне будет еще больше!

Гонка 1969 года была поворотным моментом в истории автоспорта из-за нескольких факторов:

– это была последняя гонка с традиционным стартом, когда гонщики бежали к машинам через трассу;

– это была четвертая и последняя победа для «Форд» GT40 – после этого американская марка пропадет из поля зрения самых известных европейских гонок спорткаров.

Последний «Ле-Ман» золотых 1960-х ознаменовал начало новой эры, где в последующие годы будет царствовать «Порше». На этой гонке случился первый (из шести) триумф Жаки Икса, чье имя будет навсегда связано с «Ле-Маном». Бельгийский мастер выиграет легендарный марафон снова в 1975-м, 76-м, 77-м, 81-м и 82-м.

Сам Икс называет лучшей победу в 1977 году, когда он совершил невероятный камбэк в течение ночи. Но именно по гонке-1969 его помнят лучше всего. Это было классическое соревнование зайца и черепахи – более медленная и надежная машина победила, как это часто случалось в гонках на выносливость, при этом тогда машины были куда менее надежные, чем сейчас. «К победе меня скорее привел расчет, нежели скорость», – говорил Икс.

Гонка, по сути, повторяла предыдущую, когда Gulf Ford GT40 Джона Уайера опередил заводские «Порше». В 1968-м новые правила сократили объем двигателя «Форда» с 7 до 5 литров, но, несмотря на силу соперников из «Порше» с их моделями 908 и 907, Педро Родригез и Люсьен Бьянки привели машину Уайера к победе. Эта победа, как казалось, была последней для GT40, поскольку команда JWA разрабатывала свое собственное шасси Mirage. Тем не менее Уайер рассчитывал, что хоть и устаревающий, но надежный «Форд» все еще будет хорошим выбором для больших гонок на выносливость в 1969 году.

Впрочем, на первой гонке сезона в Дайтоне машины не добрались до финиша. Однако затем Икс и бывший гонщик «Формулы-1» Джеки Оливер подарили команде неожиданную победу в «12 часах Себринга» в марте. Уайер был воодушевлен успехом и решил придерживаться своего выбора для «Ле-Мана»: за рулем победившей в 1968-м машины (шасси 1075) должны были ехать Икс и Оливер, а другой экипаж составили Майк Хэйлвуд и Дэвид Хоббс. Оливер вспоминал: «GT40 была хорошей и надежной машиной. Она не могла соперничать с «Порше», которая была быстрее в поворотах. Но Джон Уайер был прав».

«Порше» выглядел сильнее, они заявили аж шесть экипажей. Штутгартская марка представила новую модель 917, за рулем двух машин были Вик Элфорд/Ричард Эттвуд и Рольф Штоммелен/Курт Аренс. Машина плохо управлялась и даже имела подвижные закрылки для стабильности на прямой. Ее допустили до гонки только после долгих обсуждений и суеты во время квалификации.

Три машины 908 Coupe с длинной задней частью были доверены экипажам Ханс Херрманн/Жерар Лярусс, Герхард Миттер/Удо Шутц и Руди Линс/Уилл Каузен. После нескольких тестов Йо Зифферт выбрал одиночную открытую модель 908 и делил ее с Брайаном Редманом. Также на старте были пара Ferrari 312P с Крисом Эймоном и победителем гонки 1968 Родригесом, а также сильные экипажи из Matra.

Экипажи «Форда» провели квалификацию максимально расслабленно – лучшее время Икса было на 15 секунд хуже поула Штоммелена на 917. Во второй день Икс даже не выезжал. Никаких забот...

В начале гонки в субботу Икс публично выразил протест против традиционного старта в Ле-Мане, который он считал опасным. Пока все стремительно бежали к машинам через трассу, бельгиец просто шел пешком, а потом спокойно застегивал ремни безопасности внутри оранжево-голубой машины. Джеки Оливер: «Мы оба были против такого старта. Его идея была в том, чтобы идти, а не бежать, но я помню, что несколько последних шагов были уже торопливыми. Мы квалифицировались близко к лучшим экипажам, так что некоторые уже были готовы тронуться, когда он прошел только половину пути! Вы не могли противостоять Жаки, он всегда твердо стоял на своем. Мы хорошо сотрудничали, и я с ним не спорил. Он был звездой, но мы хорошо ладили».

Через несколько минут случилась и первая серьезная авария: британский любитель Джон Вулф разбился насмерть на единственном частном Porsche 917. Обломки также привели к сходу Криса Эймона, уполовинив «десант» из Маранелло.

Джон Вулф

Тем временем заводские «Порше» заняли первые позиции, но одна из машин сошла с дистанции, когда у Штоммелена на 917 обнаружилась непоправимая утечка масла. Через четыре часа проблемы с коробкой передач вывели из строя лидирующий Porsche 908 Зифферта. Но у немецкой марки в гонке оставалось еще достаточно машин. Икс оставался спокойным: «Я единственный не был готов признать поражение. Я непоколебимо верил в то, что «Порше» исчезнут из гонки между 20-м и 21-м часами, и это придало сил нашей команде, когда я им это сказал».

Когда солнце зашло, обнаружились новые слабости отряда «Порше». 908-я Каузена потеряла третью передачу, а на машине Херрманна/Лярусса сломался подшипник на переднем колесе, и это стоило им 30 минут. Сразу после 12 часов наверстывавший время Лярусс вынес с трассы шедшего вторым Шутца на Porsche 908 в изгибе Mulsanne. Немец едва спасся.

И внезапно прессинг для «Порше» становился все сильнее. Из мощного состава из шести машин лишь у одной все шло по плану – Эттвуд и Элфорд на 917 уверенно лидировали впереди Каузена/Линса, которые мучились от проблем с трансмиссией. Икс и Оливер шли на скромном 13-м месте после двух часов гонки, а к рассвету уже были третьими, но все еще не могли соперничать в чистой скорости с «Порше».

Выживший «Порше» 917 наворачивал круг за кругом, лидируя в гонке, но за три часа до финиша удача отвернулась от экипажа. Сначала возникла заминка из-за проблем с коробкой передач, а несколькими кругами спустя Элфорд вынужден был остановиться совсем. Его напарник Каузен должен был перехватить лидерство, но его Porsche 908 сошла с дистанции в тот же момент, когда коробка передач на машине отказала совсем. Это был 21-й час, и предсказание Икса воплотилось в жизнь…Таким образом, машина Gulf Ford вышла в лидеры.

Джеки Оливер: «В этой гонке все зависело от командной работы. Дэвид Йорк и Джон Уайер сделали так, что все работало, как часы. Мы много отыграли на пит-стопах. Именно это и позволило победить – надежность и командная работа. Гонщики не были главным элементом».

Единственная машина «Порше» 908 под управлением Херрманна/Лярусса была в одном круге с «Фордом», несмотря на все проблемы. И теперь им приказали выжимать максимум из машины. Так что гонка для «Форда» еще не была выиграна, а заключительная ее часть превратилась в игру кошки-мышки, и лидер менялся постоянно. У Херрманна было преимущество на прямых, а Икс, который поставил на пит-стопе новые тормозные колодки, что позволило GT40 быть в отличной форме в финальные часы гонки, имел более стабильную машину на входе в поворот и мог тормозить очень поздно.

Икс понял, что если он будет ехать в слипстриме за «Порше» на прямой «Мульсан» , он сможет позже тормозить с более чем 320 км/ч и опережать своего соперника в повороте и уже не отдавать позицию до самой финишной черты. Но если ему не удастся таким образом опередить соперника на последнем круге, у него был запасной план. Несколько раз он намеренно позволял немцу оставаться впереди после прямой Mulsanne и отрабатывал обгон в Maison Blanche и шикане «Форда» перед рывком к финишной черте. Такой постоянный размен позициями был зрелищным и нравился зрителям, но они не знали, что Икс намеренно экспериментировал. Джеки Оливер вспоминал: «Жаки всегда хотел начинать и заканчивать гонки. За один круг лидер менялся два или три раза, насколько я помню».

И когда наступил решающий момент, Икс нырнул в конце прямой «Мульсан» и вышел в лидеры, подумав, что дело сделано. Однако отмашки флагом не было, и оставалось еще 15 секунд гонки, а это означало, что предстоял еще один круг. В этот раз он создал достаточный отрыв, так что ему даже не пришлось обгонять или использовать «План Б». Икс выиграл с преимуществом меньше чем в 100 метров. И эта победа была для этого шасси второй подряд! Жаки Икс: «Когда все закончилось, и я услышал рев толпы, никак не мог выкинуть из головы, что проехал 53 круга подряд в максимальном для себя темпе. И это в конце 24-часовой гонки, на трассе, которая была очень скользкой. Я даже не превышал разрешенный лимит в 6000 оборотов в минуту. Время тянулось долго – три часа и двадцать минут в таких условиях».

Жаки Икс и Джеки Оливер

Казалось невероятным, что армия «Порше» была побеждена, но ребята из Штутгарта наверстают упущенное в последующие годы. По иронии судьбы, они усилятся именно Иксом.

Между тем, эта гонка вдохновила Стива Маккуина на создание известного фильма, который вышел в следующем году. К тому времени Икс перешел в «Феррари», а Уайер и Gulf связались с «Порше». Доминирование «Форда» в гонках спорткаров закончилось.

Это перевод статьи Адама Купера с сайта motorsport.com от 15 июня 2020-го.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал 

Де Анджелис гонял на уровне Сенны, но погиб на тестах из-за раздолбайства и кошмарного уровня безопасности. Не было медиков, пожарных и вертолета

Классическая победа Шумахера в «Феррари»: отыграл 25 секунд за 19 кругов и вынес более быстрый «Макларен» на Гран-при Венгрии-98

Фото: Gettyimages.ru/Central Press/Hulton Archive, Reg Lancaster/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images; wikipedia.org