7 мин.

Гран-При Франции 1981: Шинный вопрос и первая победа Проста

Первая из 51 побед Ален Проста в Формуле 1 случилась в 1981. Более того, это случилось на Гран-При Франции за рулем французской машины Renault. Но никто не помнит о том, что выступление Алена не было каким-то доминирующим – француз украл победу у Нельсона Пике на Brabham на последних стадиях гонки.

Все это стало возможным, потому что гонка состояла из двух частей – был сильный дождь и заезд прерывался красным флагом. Интересно, что гонку приостановили за один круг до 75% дистанции (именно после преодоления трех четвертей дистанции гонку можно считать состоявшейся и начислить полные очки). И благодаря набору шин Michelin Renault могли быть быстрее в короткой фазе гонки после ее возобновления в отличие от Brabham, которые использовали Goodyear. Это было образцом быстрого принятия решения, которое часто отличает маленькие независимые команды, но для Renault это был шанс перевернуть игру.

Что же касается политики, то в то время FISA и FOCA воевали за контроль над Формулой 1: Берни Экклстоун и Макс Мосли возглавляли FOCA, в которую в основном входили британские команды (70% всех участников), и противостояли FISA и Жану-Мари Балестру, который запретил «боковые юбки», составлявшие большую часть прижимной силы машин тогда. FOCA даже угрожала создать собственный чемпионат в 1981 году – Чемпионат мира профессиональных гонщиков. Была даже договоренность о старте первого этапа в Южной Африке в Кьялами. На стороне FISA были Renault, Ferrari, Alfa Romeo и маленькая итальянская команда Osella. Угроза создания нового чемпионата со стартом в Кьялами привела к тому, что был достигнут нелегкий компромисс между двумя враждовавшими сторонами.

Макс Мосли и Жан-Мари Балестр

 

Но зимой из-за неопределенности по поводу того, начнется ли новый сезон или Чемпионат мира, стартовавший в 1950 году, прекратит свое существование, компания Goodyear (один из двух главных поставщиков резины) объявила, что покидает спорт. К тому же, на них давила финансовая сторона вопроса, ведь им приходилось поставлять шины почти всем на стартовой решетке, кроме Renault и Ferrari, с которыми работала Michelin.

Но только когда в Michelin согласились заполнить брешь, оставленную Goodyear, и поставлять шины всем командам, сезон смог начаться. Теперь на Michelin было бремя снабжения всех шинами, но неожиданно в середине сезона Goodyear объявила о своем возвращении и заключении контрактов с Brabham и Williams (входили в FOCA). Goodyear очень удачно переложили ответственность за обеспечение шинами Формулы 1 на Michelin, а сами сосредоточились на двух топ-командах – французы делали до этого то же самое. Экклстоун сыграл ключевую роль в возвращении Goodyear. Не только в целях усиления конкуренции, но и в попытке ослабить контроль FISA, ведь их баталии продолжались.

Все это сыграло свою роль в тот день в Дижоне. Именно французская гонка была ознаменована возвращением Goodyear. Но они привезли всего лишь четыре состава резины, от самого жесткого ‘A’ до самого мягкого ‘D’. Goodyear в целях экономии отказались от квалификационных шин, которые потом выбрасывались после одного-двух быстрых кругов. Так что даже их самые мягкие шины могли выдержать дистанцию всей гонки. Это было за сезон до того, как Brabham вновь ввели моду на пит-стоп посередине гонки. А в 1981 договоренность была такая, что все машины преодолевали всю дистанцию на одном комплекте резины.

Пьер Дюпаскье, гоночный директор Michelin

 

Goodyear D был настолько жестким составом резины, что Brabham и Williams вообще не заморачивались с составами A, B и C, и стало понятно, что американцы переусердствовали с составом своих шин. Но комплект D был очень хорош на дистанции, быстрее чем что-либо, что предлагали в Michelin. Французы предоставляли состав 307 для квалификации, и это позволило Арну на Renault с турбодвигателем квалифицироваться на поуле впереди Джона Уотсона на радикально новом McLaren MP4/1 и Алена Проста на второй Renault. Все они были обуты в Michelin.

Состав 307 не был совсем уж мягким, но это была все же квалификационная резина. Она могла выдержать несколько кругов, но не всю дистанцию гонки, а в Дижоне она составляла 80 кругов. Michelin до этого отказались от резины, которая бы выдерживала лишь один круг, потому что Goodyear отказалась от участия в чемпионате. Для гонки у французов была более жесткая, но менее быстрая резина, она не могла сравниться с Goodyear D. Пике на Brabham BT49 квалифицировался четвертым на более жестких Goodyear, которые могли пройти всю дистанцию, так что он был фаворитом гонки. Все способствовало триумфальному возвращению американских шинников.

Когда машины оказались на стартовой решетке, небо было чистым, но прогноз обещал грозы и дождь. На старте произошла неразбериха из-за проблем с электрикой и стартовыми огнями: они с зеленого переключились на красный, а потом погасли. Арну замешкался и потерял позиции, пока все остальные решили, что гонка началась и сорвались с места. С второго ряда Пике сразу вырвался в лидеры, позади были Уотсон и Прост. Через пару кругов Ален обогнал McLaren, но Пике был далеко впереди и ехал в таком темпе, который Прост поддерживать не мог.

Нельсон Пике, Brabham-Ford BT49C

 

Казалось, так все и будет. Пике увеличил отрыв до 10 секунд и просто поддерживал его, а Прост и Уотсон шли вместе позади. Но это все происходило в эпоху до электронных помощников и максимальной надежности. Могло произойти все, что угодно, и в какой-то момент у Пике начала «залипать» педаль газа. Он с этим справлялся, но, когда нужно было обгонять круговых, действовал очень консервативно. Это позволяло Просту и Уотсону отыгрывать у него. Когда Пике вырывался на оперативный простор, он снова отрывался.

У Проста позже тоже появилась проблема – с включением четвертой передачи. Благодаря турбодвигателю ему удавалось справляться с этим, но теперь французу приходилось больше отбиваться от Уотсона, чем думать о борьбе с Пике. Но затем случился новый поворот – передняя левая шина Пике начала изнашиваться и пузыриться. Может, он слишком сильно атаковал, пока машина была с полными баками? Прост и Уотсон снова начали догонять Пике. После нескольких непростых кругов с затяжными скоростными правыми поворотами Пике стабилизировал ситуацию и отрыв на уровне 7 секунд. Гонка плавно шла к развязке. Но Пике начал различать на горизонте большое черное облако. Оно двигалось по направлению к трассе, и на 59-ом круге начался мощнейший дождь.

Это был очень сильный ливень, и машины на сликах начали аквапланировать везде. Гонку остановили красным флагом. Одного круга не хватало до 75% дистанции. Если бы гонщики успели проехать еще круг, им могли бы начислить полные очки. Вместо этого позиции в гонке определялись по итогам 58-го круга, а оставшиеся 22 круга были бы спринтом. Результат гонки определялся бы суммой времен обеих частей.

Дидье Пирони, Ferrari 126CK

 

Шторм закончился так же быстро, как и начался, и, когда машины выстроились для рестарта, трасса уже почти высохла. Правила тогда позволяли работать с машиной во время любого перерыва, так что механики Renault занялись коробкой передач Проста, хотя они и не знали, поможет ли их решение в итоге. Но также правила позволяли и поменять резину. Именно здесь Renault и McLaren использовали свой шанс – очень быстрые Michelin 307! Могут ли они проехать 22 круга? По словам инженеров Michelin, да, могут. Если быть осторожным. Их поставили на обе французских машины (Арну был пятым) и на McLaren Уотсона. Пике поставили использованный комплект Goodyear D.

Во время рестарта у Проста и Уотсона было гораздо больше сцепления с трассой, чем у Пике, и они устремились вперед. Пике был даже позади Арну. Для Renault все складывалось идеально, так как Рене мог притормозить Пике, пока Прост будет отрываться. Это давало шансы Алену отыграть те самые 7 секунд, чтобы одержать победу в гонке. Понимая, что он может это сделать, Просту нужно было лишь контролировать Уотсона, который было прорвался в лидеры на первом круге после рестарта, но широко вышел из поворота и уступил французу первую позицию.

Оставшиеся круги Прост провел аккуратно, удержал Уотсона позади, McLaren так же был ограничен в темпе с резиной. Пике не мог обогнать Арну и был далеко. Нельсон еще осложнил себе жизнь, пропустив вперед Ferrari Дидье Пирони за несколько кругов до конца. Прост выиграл под рев толпы, Уотсон финишировал вторым, Пике был пятым в 30 секундах позади. По итогам обеих частей гонки он стал третьим.

Renault и Прост приняли смелое решение и рискнули, воспользовавшись подарком, который преподнесла погода. Уже в свой второй сезон Прост одержал свою первую победу в карьере. И далеко не последнюю.

Это перевод статьи Марка Хьюза с сайта Formula1.com от 16 апреля 2020-го.

Фото: Formula1.com; gettyimages.com/Bernard Cahier, Paul-Henry Cahier

Этот блог в соцсетях – будьте в курсе:

Твиттер

Телеграм канал