«По чистой скорости Хаккинен быстрее Шумахера». Общий напарник Мики и Михаэля в «Ф-1» сравнил легенд
Все дело в технике пилотажа.
Хаккинен и Шумахер – что объединяет этих пилотов, помимо чемпионских титулов, побед в «Формуле-3», всемирной славы, общей эпохи, миллионных гонораров и любви болельщиков? Общий напарник Мартин Брандл – он гонялся с Михаэлем в «Бенеттоне» в 1992-м, с Микой – в 1994-м в «Макларене».
Более того, Мартин в свое время всерьез рубился на равных в молодежках с Айртоном Сенной, а по рассказу бывшего босса «Бенеттона» Флавио Бриаторе, Брандл был единственным напарником, кого Шумахер реально опасался. И неспроста.
«Мы крепко дружили [гонщик с гонщиком] в прошлом, – вспомнил англичанин в интервью для немецкого издания AMuS. – Но мы все равно сражались за каждый поворот. Помню, даже с моим лучшим другом Марком Бланделлом на Эшториле в 1995-м: он был в «Макларене», я был на «Лижье». Я только что выехал из боксов, моя машина оказалась намного быстрее, и я шел на обгон. Мне показалось, что он сдался недостаточно быстро – и я просто вытолкнул его с дороги в пятом повороте! Он влетел в барьеры. И я бы без вопросов сделал бы то же самое сегодня, если бы он не убрался с дороги. И это – с лучшим другом! Мы тогда даже делили частный самолет при рейсах домой».
Однако Мартин в отличие от звездных конкурентов так и не добрался до чемпионских титулов в «Ф-1» – во многом из-за кошмарной травмы, полученной на Гран-при США 1984-го: англичанин разбил «Тиррелл» о барьеры и сломал обе ноги и лодыжки. Врачи скорой помощи даже хотели ампутировать Брандлу левую конечность – но в итоге пилот все-таки поправился и даже вернулся в Гран-при на следующий же сезон. Вот только левая нога у него так и не заработала на полную: Мартин не смог бегать и начал резко проигрывать конкурентам на торможениях.
Эти гонщики горели, ломали ноги и черепа в авариях. Но все равно возвращались в «Формулу-1»
Однако теперь Брандл – один из лучших комментаторов и репортеров планеты, голос «Ф-1» для большей части англоговорящего мира. И за годы карьеры он накопил столько опыта, что реально может сравнивать главных звезд поколения.
У Шумахера и Хаккинена были особые пилотажные стили. Но Мика был быстрее
«Мика и Михаэль выигрывали время не в быстрых поворотах. Очень часто я даже отыгрывал что-то у Михаэля в таких виражах. Но разница в них совсем минимальна, и для нее нужно рисковать намного сильнее обычного или необходимого.
Время отыгрывается обычно в медленных поворотах. В таких местах ты просто дольше едешь, очевидно. И если обратить внимание на стили поворотов – и Михаэль, и Мика заставляли заднюю часть машины агрессивнее влетать в виражи играми с педалью газа и тормоза. Посмотрите, как гонял Мика: он делал так одной ногой все время вместо того, чтобы переносить вес с одной ноги на другую. Я видел это по телеметрии. У Михаэля тоже было такое, но Мика делал так все время.
Когда изобрели подрулевые лепестки переключения передач, а машины стали лучше, торможения левой ногой стало обязательным, и остальные стали по чуть-чуть проигрывать. Вроде меня с моей травмой ноги.
То есть разница между великими пилотами «Ф-1» и просто хорошими, вроде меня – 0,1-0,2 секунды на круге. Но в гонке 60 кругов – это много. И обычно такие отрывы стоят старта на 1-2 ряда дальше, а это риск попасть в замесы – когда появляется необходимость прорываться.
Михаэль целиком и полностью полагался только на голову. Сенна – он гонял сердцем. Кем-то средним был Штефан Беллоф, мой напарник по «Тирреллу» в 1984-м. Он не был таким же гением, как Михаэль, больше свободным духом… Как Жиль Вильнев.
Как можно сравнить Мику и Михаэля? Думаю, по чистой скорости Хаккинен был быстрейшим напарником в моей карьере. Быстрейший. Даже быстрее Айртона. У Мики был замечательный милый подход к гонкам – без единого сомнения, особых мыслей или внутренних помех. Он ни о чем не думал – просто садился и ехал умопомрачительно быстро.
Его единственной страстью были черепашки. Я никогда не забуду… Его черепах, которые его менеджер Дидье Коттон собирал в коробку и вез на самолет.
Помню, как-то мы ехали в аэропорт из Спа. Мы втроем ехали на «Пежо»: я, Дидье и Мика за рулем. И на каждой развилке Мика начинал забирать вправо, а его менеджер повторял: «Не здесь, Мика. Не здесь, Мика. Не здесь, Мика». В конце концов мы таки добрались до аэропорта. Но я сидел на заднем сиденье и думал: «Это феноменально. Этот парень… Ему даже не надо думать, как попасть на трек. Ноль отвлекающих вещей в жизни». Гонщик в чистом виде.
Как-то раз он сказал мне: «Ты всегда меня смущал. Я бы никогда не смог работать, как ты: с автобизнесом, с молодой семьей, кучей других вещей вокруг». Мне казалось, я концентрировался на работе пилота на 100 процентов, но Мика сказал: «Я никогда не был до конца уверен, кто ты сейчас: пилот «Ф-1», семьянин, продавец машин или кто-то еще». Это интересное наблюдение – и для Мики совершенно необычно говорить что-то такое. У него была простая жизнь в простой квартире, и он просто жал всегда на полную».
Источник: AMuS
Фото: Gettyimages.ru/Jack Thomas, Pascal Rondeau/Allsport; formula1.com; globallookpress.com/imago sportfotodienst
Вот эти бы слова в уши тем, кто вечно твердит, что Михаэль грязно вел себя на трассе!!
Хорошо хоть, что Брандл гонялся не сейчас.. задавили бы его правилами по самые не балуйся, не дыхнул бы даже..
А то что сейчас за подобные выходки строже спрашивают, это опять же нормально. Времена меняются, нормы поведения меняются.
Шуми, кстати, потом успокоился, и не врезался в наглого Монтойю, хотя мог бы. для него важнее было набирать очки, потому что он понимал, что машина него лучше, и он свое еще возьмет, избегая борьбы колесо в колесо. очень грамотный подход.