Соперники на трассе, друзья за ее пределами
Кажется, что сейчас гонщики куда добрее относятся друг к другу, чем когда-либо до этого: позируют дял селфи, подпсианы на Instagram друг друга, подкалывают друг друга в Twitter. Может это новая эпоха взаимоотношений гонщиков? Ну, может и нет. Оглядываясь назад даже в 1950-е, можно обнаружить примеры теплых отношений между гонщиками.
Майк Хоторн и Питер Коллинз.
Первая и трагическая история связывала Майка Хоторна и Питера Коллинза, которые были напарниками в Ferrari в 1957 и 1958. Привлекательный, вежливый Коллинз был прекрасным дополнением к более простому деревенскому парню Хоторну, человеку, который любил планировать свой путь домой из Гудвуда после гонок через пабы, и который, как известно, называл Коллинза mon ami mate. Легенда о дружбе пары вошла в историю Формулы-1, как и их усилия, направленные на то, чтобы помешать Хуану Мануэлю Фанхио одержать грандиозную победу на Гран-при Германии 1957 года, и их реакция на подиуме на победу великого аргентинца.
На той же трассе год спустя, однако, Коллинз разобьется на своей Ferrari 246 в повороте Pflanzgarten в погоне за Тони Бруксом. На следующий день Питер умрет от травм головы, которые он получил при ударе о дерево. Через несколько месяцев Хоторн станет чемпионом мира и объявит о своей отставке. Он погибнет в дорожной аварии в 1959 году.
Грэм Хилл и Джеки Стюарт.
Первоначально это было трио гонщиков: Джим Кларк, Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Но после мерти Джима Грэм и Джеки стали кем-то вроде продолжателей дела Кларка в 1968 году. Стюарт в свое время отказался от предложения Lotus перед своим дебютным сезоном 1965 года, предпочитая изучать свое ремесло рядом с Хиллом в BRM, а не сражаться с Кларком в одной команде – так между ними сложилась теплая дружба.
Хилл и Стюарт регулярно отдыхали вместе, их часто видели на экранах британского телевидения, поскольку они очаровывали публику своим появлением. Однажды Хилл спросил Стюарта, сидящего в своей победившей в чемпионате 1969 года Matra: «Что такого особенного в этом автомобиле, скажем, по сравнению с моим?» «Ну, этот быстрее, Грэм», – ответил Стюарт.
А в другой раз Хилл дразнил Стюарта, когда шотландец был близок к рекорду Кларка по количеству побед за сезон: «Семь Гран-При – вот вроде текущий рекорд. Ты, наверное, надеялся побить его. Где думаешь это могло произойти и почему не произошло?»
И снова эта история закончилась трагично, когда Хилл погиб, разбившись на своем самолете в 1975.
Ники Лауда и Джеймс Хант.
Многие считают противостояние Ханта и Лауды одним из самых напряженных в истории, но сам Лауда говорил, что все было открыто и честно.
Кроме краткого периода прохлады между ними в начале сезона 1976 года, когда команда Лауды Ferrari протестовала против лишних двух сантиметров заднего крыла машины McLaren, Лауда и Хант оставались друзьями на протяжении всего своего времени выступлений в Формуле-1. Хант же говорил в конце его победного сезона 1976, в котором Лауда не участвовал в двух гонках после ужасной аварии на Гран При Германии: «Я чувствовал, что заслуживаю [выиграть чемпионат], но я также чувствовал, что Ники заслуживает выиграть чемпионат, и я просто хочу, чтобы мы могли разделить этот успех».
Лауда продолжал помогать Ханту вырваться из тисков алкоголизма в течение 1980-х, даже помогая своему другу финансово после того, как Хант явился на один из их обедов в Лондоне босиком и на велосипеде с спущенной шиной. «Люди всегда считали нас врагами», – говорит герой Лауды в фильме «Rush», основанным на той самой истории 1976 года. «Но он был среди немногих, кто мне нравился, одним из тех, кого я уважал».
Марио Андретти и Ронни Петерсон.
Говорят, что Марио Андретти был сильно недоволен, когда Ронни Петерсон вернулся в Lotus в 1978 году. «Скажите, где написано, что нам нужны две звезды в этой команде», – раздраженно говорил он. Марио считал, что он проделал большую работу по доводке Lotus 79 с граунд-эффектом не для того, чтобы передать машину человеку вроде Петерсона.
Но всякая неприязнь между гонщиками быстро испарилась благодаря легкому характеру шведа, так что между ними завязалась дружба, которая, по словам журналиста-ветерана Формулы 1 Найджела Робака, была «самой крепкой, что я видел, которая возникала между гонщиками».
Сезон 1978 года в значительной степени был счастливым. В течение года Петерсон даже получил приглашение в домик у озера Андретти, но там он случайно уничтожил мотоцикл 14-летнего сына Андретти Майкла. И при этом они оба боролись за титул, что привело к трагической развязке в Монце. Андретти был классифицирован шестым в гонке – этого было достаточно, чтобы он стал чемпионом. Однако, чувство радости было недолгим: Петерсон погиб в больнице из-за осложнений после ужасной аварии на старте гонки.
Только что ставший чемпионом мира Андретти резюмировал ситуацию одной из самых ярких фраз этого вида спорта: «К сожалению автоспорт бывает и таким».
Айртон Сенна и Герхард Бергер.
К 1989 году отношения между Аленом Простом и Айртоном Сенной в McLaren были настолько плохими, что не было никаких сомнений в том, что они не останутся в итоге партнерами по команде. Позже произошел некоторого рода обмен, когда Прост отправился в Ferrari, а Герхард Бергер перешел в McLaren, и в британской команде дышать стало легче.
Вскоре Бергер принял свой статус второго гонщика: «Когда я присоединился к McLaren, я думал, что смогу победить Сенну, иначе я бы не пошел туда», – сказал он однажды журналу Motor Sport. «Но он был настолько быстр, так решителен… ». Но что более удивительно, так это то, что он помог прдемонстировать Сенне свои светлые стороны, которые редко были видны.
Правдива история о том, как Бергер выкинул портфель Сенны на лету из вертолета. Как и та, когда Бергер и жена Рона Денниса Лиза принесли лягушек в номер отеля Сенны в Австралии. «Ты не видел случайно змею?» – спросил с каменным лицом Бергер у Сенны за завтраком на следующий день, раскрыв подкол.
Бергер любил говорить, что Сенна научил его водить, а он научил того смеяться.
Кими Райкконен и Себастьян Феттель.
Возможно, самая неожиданная пара в этом списке. Любитель пошуметь на вечеринках Кими Райкконен и тихий любитель «Монти Пайтона» Себастьян Феттель изначально нашли общий интерес в бадминтоне. На самом деле.
Дружба укрепилась благодаря четырем годам гармонии в Ferrari, когда они были напарниками. Ходили слухи, что именно благодаря Феттелю Кими смог задержаться в команде так надолго.
Феттель по понятным причинам был разочарован, когда Кими не стали оставлять в команде и предпочли ему молодого Шарля Леклера, что он и выразил в интервью СМИ: «С Кими не было никакой х***и с самого начала...жаль, что его больше здесь нет, мы с ним хорошо работали, хоть мы и разные». Но беспокоиться не нужно, они продолжают дружить и даже вместе летают на гонки.
Карлос Сайнс и Ландо Норрис.
Ну и чтобы перенести рассказ в наше время, упомянем ту пару, отношения которой начались с GIF анимашки. В клипе из серии Unboxed, взятом у McLaren, Сайнс входит в гараж McLaren в Австралии в 2019-м году, Норрис проходит перед камерой, обгоняя своего напарника, Сайнс пытается толкнуть уклоняющегося Ландо.
Если бы это были Сенна или Прост в 1989 или Алонсо и Хэмилтон в 2007, то это запросто могло спровоцировать конфликт и напряжение в McLaren. Здесь же мы наблюдали в действии новую атмосферу в британской команде.
В McLaren надеятся, что так будет и в последующие годы, несмотря на предупреждения Норриса о возможных напряженных моментах, которые могут возникнуть в будущих сезонах, если команда сможет бороться за подиумы и победы. А сейчас давайте пока просто наслаждаться разными клипами и GIF-анимациями...
Это перевод статьи Грега Стюарта с сайта Formula1.com от 24 марта 2020-го.
Фото: Formula1.com; gettyimages.com/Charles Coates, Victor Blackman, Bernard Cahier, Pascal Rondeau, Mark Thompson; National Motor Museum/Heritage Images; Grand Prix Photo.
Этот блог в соцсетях – будьте в курсе: