В своей лиге. Джэк Брэбем и его история
Впервые интерес Брэбема к инженерному делу проявился во время его службы в Королевских воздушных силах. Но после окончания Второй мировой войны Джек оставил службу и увлекся спидкарами (австралийский термин для миджетов) и выиграл пять национальных и местных чемпионатов в период с 1948 по 1951. Затем он стал гоняться на Cooper, и его талант и способности не вызывали сомнений, так что он перебрался в Великобританию, чтобы продолжить карьеру. Он продолжал использовать машины Cooper, подружился с основателем компании, Чарльзом Купером, и его сыном Джоном. Брэбем использовал их машину радикальной конструкции с двигателем сзади и в Формуле 1, и в Формуле 2.
В 1958 Брэбем выиграл титул в Ф2, а его бессистемные выступления в Формуле 1 тоже стали становиться успешнее – он смог несколько гонок закончить в топ 10. А потом наступил поворотный момент: Cooper получили на сезон 1959 2,5 литровые двигатели Climax, и Джек смог в восьми гонках одержать две победы, трижды финишировать на подиуме и в итоге выиграть чемпионский титул. Он выиграл второй титул в следующем же году, одержав пять побед подряд и принеся Cooper Кубок конструкторов в паре с Брюсом Маклареном, который в будущем станет таким же, как и Джек, владельцем собственной команды и его соперником.
Джэк Брэбем за рулем Cooper T51 Climax в Эйнтри в 1959
Вскоре Cooper, задавшая тренд на заднемоторную компоновку, откатилась назад после перехода на полуторалитровые двигатели в 1961, и Брэбему пришлось пережить непростой сезон. С другой стороны, он стал предпринимателем и гонщиком Индикара! Вместе с дизайнером и инженером Роном Торанаком Брэбем основал Motor Racing Developments, компанию, которая должна была начать с постройки машин для младших формул, но в итоге дорасти и до Формулы 1.
В том же году, познакомившись с в итоге ставшим двукратным победителем Инди-500 Роджером Уордом, Джек затеял заднемоторную революцию и на «Старой кирпичнице». На машине Cooper он участвовал в 45-ой гонке Инди-500 и вверг всех в шоковое состояние, обыграв очень многих на машинах с более мощными двигателями, расположенными спереди. В квалификации Брэбем был 13-м, а финишировал в итоге 9-м.
В 1962 двукратный чемпион мира на машине Brabham BT3 набрал шесть очков в Чемпионате мира Формулы 1. В следующем году он расширил команду до двух машин и пригласил к себе великолепного Дэна Герни в качестве напарника. Они набрали 30 очков и заняли третье место в Кубке конструкторов. И это в свой второй сезон в качестве самостоятельной команды, невероятное достижение.
Дэн Герни одержал первую победу для команды Brabham за рулем BT7 на Гран-При Франции в Руане в 1964
В 1964 они набрали столько же очков, но победы Герни в Руане и Мехико были прорывом и дали команде мощный импульс, в котором она нуждалась. В 1965 они собирали крохи со стола, так как тандем из Джима Кларка и Lotus 33 был непобедимым. Но к 1966 команда была полностью готова к новым правилам с трехлитровыми двигателями благодаря дальновидности Брэбема.
Поняв, что команды-соперники будут страдать из-за ненадежности в первый год новых правил, Брэбем подрядил австралийскую компанию Repco разработать вместе с ним двигатель, дизайн которого не был бы слишком амбициозным, но был бы надежным. Как шаблон использовался агрегат Oldsmobile. Предсказание Брэбема сбылось: Ferrari мучилась весь сезон, Lotus попросту не успели подготовить двигатель, так что Джек в доминирующем стиле выиграл свой третий титул.
Джек Брэбем за рулем BT19 в Зандворте в 1966
В следующем году Брэбем ожидал усиленного соперничества с Lotus: новая модель 49s и двигатель Ford Cosworth могли представлять опасность. Поэтому Джек решил поэкспериментировать с конструкцией машины, постоянно пробовал что-нибудь новое, но новинки его подводили. Его напарник же, Денни Халм, придерживался прежнего проверенного дизайна машины, так что невероятная надежность техники позволила ему выиграть титул в 1967. Они вдвоем заняли первые два места в чемпионате, а Джек получил второй кубок конструкторов подряд.
Потом Халм ушел к Макларену в его одноименную команду в 1968, но Брэбем все же смог заменить его гонщиком чемпионского уровня – в команду пришел Йохен Риндт. Но они оба страдали от ненадежности Repco. Во время сезона 1968, который унес жизни Джима Кларка, Майка Спенса, Жо Шлессера, 42-летний Джек (да и его близкие) начал задумываться о том, что гонки становятся для него лишь неоправданным риском. Но его бизнес шел хорошо, компания успешно производила технику для Формулы 2.
Однако, Брэбем всегда ставил нужды своей команды во главу угла, а, так как Риндт перешел в Lotus на сезон 1969, австралиец решил, что нет лучшей кандидатуры на роль лидера его команды, которая получила двигатели Cosworth, чем он сам.
Денни Халм впереди Джека Брэбема в Кьялами в 1967
И он был прав. И хотя он повредил ногу во время тестов и из-за этого пропустил три гонки в середине сезона, Брэбем завоевал несколько поулов и подиумов. Тем временем, Жаки Икс, который заменил Риндта, одержал две победы. И вот теперь Джек подумал о том, что пора вешать шлем на гвоздь и что есть тот, кто сможет вести его команду вперед и побеждать.
Но не тут то было. Икс отправился в Ferrari в 1970, так что Брэбем, которому уже стукнуло 44, вновь сел за руль и…выиграл первую гонку сезона в Южной Африке! Ему не хватило лишь одного поворота, чтобы выиграть в Монако (ошибка под давлением Риндта), а еще он должен победить в Великобритании, но топливо закончилось перед самым финишем. Ему помешали проблемы с надежностью, иначе он был бы реальным соперником в борьбе за титул для Икса и Риндта, которые раньше гонялись в его команде.
Джек Брэбем и Жаки Икс в Мехико в 1969
На Брэбема продолжала давить семья, но также на него давили и трагические инциденты с его друзьями и соперниками. Макларен, бывший напарник Джека, его друг, такой же гонщик-инженер, погиб, тестируя машину Can-Am. Пирс Каридж погиб в аварии на голландском этапе. Риндт разбился в Монце, получив титул посмертно. И так, не без колебаний, Джек Брэбем закончил карьеру в конце 1970. На его счету было 14 побед, 13 поулов и три чемпионских титула.
Брэбем продал долю в своей команде Торанаку, который впоследствии стал бизнес-партнером Берни Экклстоуна. В 1979 он получил рыцарский титул и стал Сэром Джеком Брэбемом. Потом Джек занимался своими сыновьями, все трое (Джефф, Гари и Дэвид) подавали немалые надежды в гонках с открытыми колесами, но своих успехов они добились в гонках спорткаров.
Последняя победа "Черного Джека" в чемпионате мира. Кьялами 1970, Brabham BT33
Когда Брэбем умер в 2014, Дэн Герни написал: «Нас покинул гигант автоспорта, чьи достижения как гонщика и как конструктора вряд ли когда-нибудь будут превзойдены. Темноволосый «Черный Джек» был яростным соперником, невероятным инженером, тигром среди гонщиков, отличным политиком, талантливым создателем, визионером…Я тоже пытался последовать его примеру и строить, гоняться и побеждать на своих собственных машинах. Только трое человек в мире делали это. Брюс Макларен и я выигрывали гонки таким образом, а Сэр Джек Брэбем выигрывал титулы. Он был в своей собственной лиге…»
Это перевод статьи Дэвида Малшера-Лопеса с сайта motorsport.com от 1 апреля 2020-го.
Фото: motorsportimages.com
Этот блог в соцсетях: