Трибуна
7 мин.

На пит-уолл «Феррари» больше людей, чем у любой другой команды. Объяснили, чем все они занимаются

От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы о «Формуле-1». Сегодня – текст о пит-уолл в «Формуле-1». Подписывайтесь, ставьте плюсы – и таких постов на Трибуне будет еще больше!

За семьдесят лет существования «Формулы-1» у нее появились свои отличительные черты. Есть стартовая решетка и клетчатый флаг. Пит-стопы, шампанское, подиум и узнаваемая мелодия во время награждения. И как символ стратегии и управления гонкой существует пит-уолл.

Спустя десятилетия, однако, положение людей и их должности на пит-уолл менялись. Ушли времена, когда там были усатые руководители команд, жены и подруги с секундомерами и раскруговкой на листах. Сейчас там более квалифицированные и технически подкованные люди. Но символизм все еще присутствует, ведь когда режиссер хочет указать на напряженность момента в гонке, он непременно переключает камеру на пит-уолл.

В современной «Формуле-1» каждая команда по-своему организовывает это место. Кто-то имеет там четырех человек, а кто-то аж семь. Некоторые имеют постоянный состав на протяжении всех сессий, а кто меняет инженеров в зависимости от потребностей. Там могут быть и стратеги, и технический директор. Человек на месте может быть постоянно включен в процесс, а может просто быть демонстрацией мягкой силы. Некоторые руководители признаются, что сидят на пит-уолл, чтобы не мешать персоналу в и так заполненном гараже.

Но важно ли все это? Близость к трассе раньше была необходима, потому что надо было вести учет кругов, а подсказки с пит-уолл могли подаваться голосом. Сейчас есть радио, тайминг, GPS – так ли вообще он нужен? Спортивный директор «Феррари» Лоран Мекис сидит ровно посередине семиместного пит-уолл команды. Он признает, что, возможно, технологии уже устранили исходное назначение объекта, но считает, что расположение руководителей и ведущих инженеров там все еще имеет смысл.

«Да, это характерная черта «Ф-1», ее наследие, но не надо забывать, что мы придерживаемся традиций тоже, потому что мы тоже фанаты этого спорта. Это особенность «Формулы-1». Помимо этого, есть и другие причины, зачем нужен пит-уолл. Было бы легко потеряться в потоке цифр и информации, сидя в моторхоуме или в гараже. Вы можете упустить что-то, что происходит на пит-лейне, изменения погоды. Даже машина, проезжающая мимо, может начать звучать по-другому – может, что-то не так. Поэтому имеет смысл быть рядом, видеть, слышать, чувствовать».

И на пит-уолл у «Феррари» находятся те, кто имеет непосредственное отношение к тому, что происходит на трассе. Глядя из гаража команды, вы увидите спины (слева направо): инженера Шарля Леклера Хавьера Маркоса Падросы; руководителя взаимодействия на трассе Клаудио Альбертини; главного стратега Инаки Руэда; главного гоночного инженера Маттео Тониналли; Лорана Мекиса; руководителя команды Маттиа Бинотто и инженера Себастьяна Феттеля Рикардо Адами.

Гоночные инженеры выполняют несколько иную роль, чем остальные пятеро. Как и в других командах, они присутствуют на пит-уолл только во время гонки. Во время тренировок и квалификации они находятся рядом с машиной. Мекис добавляет: «Близость к машине важна. Гоночные инженеры должны видеть, какие изменения с машиной происходят, они должны видеть механика номер один и гонщика. Во время гонки они с нами. Думаю, иначе они бы чувствовали себя одиноко в гараже, когда машины нет рядом!»

Это может показаться странным, но не всегда решения принимаются быстрее, когда все находятся рядом. Несмотря на близость сотрудников друг к другу, все обсуждается по радио вместе с теми, кто в гараже и даже теми, кто находится на базе. Но, несмотря на это, расположение мест на пит-уолл сделано так, чтобы люди могли работать группой, и взаимодействие именно между ними могло происходить даже на уровне жестов – указанием на экран или движением бровей. Расположение гоночных инженеров на разных концах – это тоже часть тактики: они лучше видят трек, а также им не мешают движения и жесты других людей. Мекис объясняет: «Как и в любой непростой рабочей среде, мы стараемся минимизировать объем разговоров и как можно меньше дергать гоночных инженеров. Однако, остальные пятеро общаются довольно много. Когда речь идет о взаимодействии, я большую часть времени общаюсь с остальными четырьмя людьми рядом.

У «Феррари» на пит-уолл людей больше, чем у других команд. Есть определенное число сотрудников, которым разрешено находиться на трассе, так что тут вопрос в том, как их грамотно использовать. В «Формуле-1» нет стандарта по количеству тех или иных сотрудников и их должностей, так что каждая команда организует работу по-своему. В одной команде один человек может выполнять одну работу, а в другой эта работа будет распределена между несколькими людьми. На пит-уолл можно увидеть частичное распределение этих самых ролей.

В случае «Феррари» руководитель взаимодействия на трассе следит за работой механиков и инженеров в гараже, а во время гонки он ответственен за пит-стопы. Главный стратег координирует работу отдела стратегии, большая часть которого находится в Маранелло и анализирует данные каждого гонщика или соперников. Главный гоночный инженер тем временем работает «мостиком» между двумя гоночными инженерами, передавая информацию из одной части гаража в другую, но также обеспечивая связь с инженерами на базе.

Спортивный директор следит за общей слаженностью работы команды, следит за исполнением правил, взаимодействует с центром управления гонкой (некоторые команды объединяют эту задачу и вопросы работы на трассе, так что спортивный директор и менеджер команды могут меняться ролями). Руководитель команды ответственен за все, но часто играет наименьшую роль на пит-уолл, если гонка складывается нормально. Если только не приходится принимать сложные решения, которые должны быть закреплены за главным человеком в команде.

Ключ к правильному принятию решений – это информация. Пока инженеры в гараже занимаются данными в реальном времени, на пит-уолл стараются видеть всю картину в целом. Мекис: «Я смотрю на положение наших машин относительно соперников, пытаясь понять, где мы находимся. Гоночные инженеры в основном занимаются своими машинами, следят за тем, что происходит с гонщиком. У нас есть вся нужная информация: телеметрия, GPS, радио всех команд, погодный радар. Необходимо выбирать только важное, в этом состоит эффективность работы, особенно в трудные минуты. Все конфигурируют экраны под себя, в зависимости от того, что они хотят видеть, так что, если кто-то передвигает ваш экран, вы не обрадуетесь!»

Один из экранов, который един у всех, это общая трансляция. Да, люди на пит-уолл и в гараже смотрят такую же трансляцию гонки, как и болельщики у себя дома. И, поскольку есть небольшая задержка в передаче сигнала, это создает небольшой элемент дистанции. Мекис добавляет: «Всегда интересно, когда ты на пит-уолл, погружен в гонку. Ты слышишь рев толпы и только через пару секунд видишь это на экране, в этом время все на пит-уолл нервничают, потому что из-за этого гонка может измениться за секунду. В реальности это очень остро чувствуется».

Пока механики и инженеры в гараже эмоционально поддерживают своих и нервничают, команда на пит-уолл старается сохранять максимальное спокойствие. Режиссеры трансляции смекнули, что происходящее на пит-уолл не менее интересно, особенно в моменты напряжения в гонке. Но ведь это лучшие места, так что едва ли кто-то может отказаться от того, чтобы находиться на пит-уолл. «Машины проносятся рядом, проезжают по пит-лейну. Шум толпы оглушает тебя, механики проводят пит-стопы, а вы в середине всего этого. Разве есть места лучше?»

Это перевод статьи Мэтта Юсона с сайта Formula1.com от 4 февраля 2020-го.

Фото: Formula1.com

Этот блог в соцсетях – будьте в курсе:

Твиттер

Телеграм канал

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Sebastian Gollnow/dpa; Gettyimages.ru/Lars Baron