Как не проиграть гонку за две секунды. Пит-стопы в Формуле 1
Что ни сезон, то рекорд скорости работы механиков на пит-лейне. Каждый раз, когда машина заезжает для смены колес, у нас учащается пульс: а вдруг что-то случится, а вдруг не 2, а 3 секунды, а вдруг...За всем этим скрывается огромная работа механиков и всей команды, поэтому то, что они делают, гораздо больше этих самых двух секунд. В этой статье немного о том, что из себя представляют пит-стопы сейчас.
Ставки высоки, как и давление. Пит-стопы в Формуле 1 – это чудо точности и аккуратности в стрессовой ситуации: команда из 23 механиков меняет четыре колеса меньше чем за три секунды. Это процесс, который бесконечно отрабатывается до автоматизма, чтобы достигать близкого к совершенству повторения этих действий.
Если сделать все верно, как это было с Льюисом Хэмилтоном в России в прошлом году (когда за счет виртуального автомобиля безопасности и пит-стопа длиной 2,6 секунды он смог отобрать лидерство у Шарля Леклера), можно выиграть гонку. А если ошибиться, то последствия могут быть серьезными, как в Монако в 2016, когда принятое в последнюю секунду решение сменить состав резины стоило Даниэлю Риккардо победы: когда Дэн прибыл в боксы, механики все еще пытались найти нужный состав резины в гараже. «Они должны были быть готовы. Все это больно», - говорил Риккардо после гонки, и тон его речи наглядно демонстрировал важность пит-стопов в Формуле 1. Они стали обычной частью гонок, которую все воспринимают, как должное, хотя это одна из важных переменных. В случае Риккардо тот случай, возможно, стал началом конца его отношений с командой, ведь с тех пор он считал, что ему не уделяли достаточно внимания, которое он заслуживал.
И, хотя рекорд, установленный Red Bull в Бразилии, равняется 1,82 секундам (команда поставил три рекорда подряд), это не то, на чем сосредоточена команда. Менеджер команды Williams (которая является одним из лидеров на пит-стопах) Дэйв Реддинг объясняет: «Важна стабильность. Иногда вы можете сделать пит-стоп быстрее, но, если вы устанавливаете определенную планку, 2,5 секунды, 3 секунды, вам нужно всегда достигать ее. Поэтому вы делаете все, чтобы достичь этой цели. Как добиться постоянства? Важна конструкция машины, люди, тренировки – все вместе».
Механики должны уметь мгновенно, почти на уровне инстинктов, реагировать на происходящее во время пит-стопов, чтобы достичь уровня обслуживания машины между двумя и тремя секундами, что было стандартом для Williams в прошлом году. Любая проблема, которую надо опознать, принять решение и исправить может увеличить время пит-стопа вдвое, что может серьезно сказаться на позиции на трассе. Реддинг поясняет: «Все зависит от времени реакции человека. Пока ты подумаешь, что что-то не так, проходит 300-400 миллисекунд, и за это время многое меняется, даже машина уже может начать двигаться. Простой пример: гайковерт крутится не в ту сторону. Это не сразу очевидно, приходится задуматься: опа, что-то не так. Затем надо поменять направление вращения и снова все проделать. Как только находишь проблему и пытаешься ее решить, секунду уже потерял».
Каждую гонку команды используют новые гайки на колесах, чтобы избежать проблем, связанных с износом. Суть в том, чтобы правильно и максимально точно их зафиксировать. Но список потенциальных проблем этим не ограничивается, потому что каждая часть машины требует своих действий, которые вместе и составляют целый пит-стоп: машина должна быть быстро и четко поднята домкратами; гайка на каждом колесе должна быть снята, за ней следует колесо; новое колесо должно быть быстро помещено на машину, а гайка должна быть правильно и быстро прикручена обратно.
Реддинг добавляет: «Одна из проблем, это вращающийся не в ту сторону гайковерт. Нужно сменить направление и тогда откручивать или прикручивать колесо. Иногда гайка может не откручиваться. Возможно, машина немного неровно расположена, поэтому колесо не получается снять или, наоборот, одеть обратно. Возможно, машина покачивается на домкратах».
Без дисциплины и четко расписанной процедуры могут всплыть и другие ошибки. У Williams есть такой опыт. В Бельгии в 2015 команда выпустила Валттери Боттаса на разных комплектах резины – три «софта» и один «медиум». Реддинг говорит, что такое уже не случится снова: «Сейчас происходит несколько проверок перед тем, как колеса окажутся на машине. Они располагаются на специальном стеллаже. Каждый стеллаж имеет световую индикацию, так что, если радио сломается или будут проблемы с коммуникацией, механики все равно будут знать, какой комплект ставить благодаря световому сигналу. Если цвет меняется, это означает, что принято решение сменить на другой комплект».
Для гонщика важно правильно и ровно остановить машину. Но из-за разных конфигураций пит-лейнов и качества покрытия это не всегда удается. Для этого есть определенная зона остановки, в которой механики еще могут подстроиться, если гонщик остановился чуть неровно. В каждый уик-энд команда отрабатывает пит-стопы в зависимости от места остановки машины.
Без сомнения важнейший элемент – механики, выполняющие пит-стоп. Они чем-то похоже на атлетов, потому что тренируются в зале и бегают или выполняют другие упражнения. Также они получают помощь в вопросах здоровья, питания. Так что команда всегда рассчитывает на то, что ее механики в хорошей форме.
Усталость, джет-лаг, болезни и прочие вещи характерны для постоянно перемещающейся по миру Формулы 1, поэтому у каждой команды есть «скамейка запасных», чтобы заменить тех, кто заболел или им вынужденно нужен отпуск. Команды разрабатывают такую систему, чтобы такие смены не влияли на качество работы. Используются даже системы анализа, которые могут определить те ошибки, которые не видны сразу.
Когда команда не борется за победы, успешная работа на трассе, на пит-стопах может придать сил и уверенности людям. Заряженные на борьбу, мотивированные механики могут сыграть важную роль тогда, когда машина станет лучше и команда сможет добиться лучшего результата. Реддинг добавляет: «Все относительно, но, когда вы боретесь в конце пелотона, очень приятно, если что-то получается, команда может держаться за это и оставаться мотивированной. В таком случае виден вклад людей в результат».
Благодаря стабильности регламента пит-стопы становятся все быстрее, ведь команды пытаются разрабатывать новые методики и ничто не ограничивает их прогресс. Скорее всего, мы увидим этот процесс снова в 2021-м, когда механикам придется адаптироваться к новым аэродинамическим формам и 18 дюймовым колесам. И они должны будут делать это без специального оборудования, разработанного при больших затратах в течение десятилетия с тех пор, как дозаправки были запрещены – это был момент, который положил начало погоне за более быстрыми секундами при смене колес. Реддинг поясняет: «Колеса станут тяжелее, и у них будет немного другая длина окружности. Нам придется вернуться за чертежную доску и снова начать с биомеханики. Вероятно, нам придется изменить тренировки, потому что понадобятся другие группы мышц в работе и иная сила, все это нужно принимать во внимание. Также повлияет и поздняя стандартизация оборудования».
И пока мы ждем, как отразится на пит-стопах ограничение затрат на оборудование в 2021, стоит последний раз взглянуть на войну в боксах в ее нынешнем виде.
Это перевод статьи Стюарта Белла из журнала F1 Racing UK за февраль 2020 года.
Фото: MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях:
https://twitter.com/OnMaxSpeed
https://t.me/onmaxspeed