4 мин.

Тесты новой версии гало для американских гонок и (возможно) «Формулы-1»: теперь со стеклами. Есть вид из кокпита

Максимальная безопасность.

В 2018-м «Формула-1» стала еще безопасней: на болиды установили систему защиты головы от крупных обломков и оторванных – гало. Эстетическую составляющую пилоты и болельщики не оценили: звезда «Ред Булл» Макс Ферстаппен назвал новинку уродливой, Кевин Магнуссен из «Хааса» – нелепой, а босс «Мерседеса» Тото Вольфф пожелал спилить ее с машины бензопилой.

Конструкция повлияла на баланс машин (шесть лишних килограмм) и распределение воздушных потоков: пришлось чуть поднять заднее антикрыло. Впрочем, чемпионы Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель еще перед началом сезона предсказали спад недовольного гула и привыкание фанатов к новым силуэтам болидов. Так и вышло: «Либерти Медиа» изобретательно использовала гало для графики в трансляциях, а команды получили новое пространство под логотипы спонсоров и аккаунтов гонщиков из инстаграма.

Что касается функциональности, то уже в 2018-м Алонсо прилетел на «Заубер» Шарля Леклера – монегаска спасла только новая защита. А в прошлом сезоне «Формулы-3» в страшную аварию попал Алекс Перони: все закончилось больницей (и возвращением в гонки в 2020-м), хотя без девайса все могло закончиться куда печальнее. Гало-диссидентов стало заметно меньше.

Сумасшедшая авария в «Формуле-3»: машина взлетела на несколько метров и упорхнула в барьеры

«Индикар» решил не отставать от «Формулы-1» и к 2020-му обзавелся своей системой безопасности. Американская серия остановилась на аэроскрине, сочетающем в себе черты гало и ветрового стекла. Впервые новую систему обкатали осенью прошлого года (в частности, действующий чемпион Джозеф Ньюгарден), а в феврале прошли очередные тесты с участием 25 пилотов. Теперь мы можем оценить вид из кокпита:

Сомнения по поводу ухудшения видимости и проблем с охлаждением остались позади.

«Никаких проблем с аэроскрином. В кокпите стало чуть теплее, но все не так плохо. Видимость отличная», – отметил Грэм Рэйхол.

Победитель «Инди-500» 2017 года Такума Сато, знакомый по выступлениям в «Формуле-1», рассказал о другом плюсе аэроскрина – общаться с командой стало легче:

«Это был довольно интересный и классный опыт, все очень сильно отличалось от того, что я испытывал ранее. В кокпите стало гораздо тише из-за отсутствия ветра. В целом впечатления очень позитивные. Видимость оказалась лучше, чем я ожидал».

Из негатива – легкий дискомфорт от бликов солнца. С дождем или грязью проблем тоже не возникнет – на аэроскрине есть пленки, как на визоре шлема, которые можно убрать на пит-стопе. Кроме этого, гидрофобное покрытие не позволяет жидкости скапливаться и портить обзор. Аэроскрин уже тестировали под дождем – ветеранов серии Симон Пажено и Райан Хантер-Рэй впечатлили характеристики системы. Проверили и работу служб безопасности на случай переворота болида: пилоты по-прежнему быстро извлекаются, а еще конструкция предусматривает возможность скоростного демонтажа.

Разработки современной системы защиты головы в автоспорте начались около пяти лет назад после смерти Джастина Уилсона: в августе 2015-го на гонке «Индикара» в Поконо обломок от машины соперника прилетел ему в шлем, и травма оказалась фатальной.

Уже по ходу сезона-2016 «Формула-1» протестировала две конкурирующие системы – аэроскрин от «Ред Булл» и гало от «Мерседеса». Разработка австрийской команды, представлявшая собой стекло без опорной балки, проиграла конкуренцию «нимбу».

«Та версия просто была недостаточно прочной, – поясняет бывший редактор Autosport Эдд Стро, – То, что будет в «Индикаре» в 2020 году, является, по сути, гибридом гало и аэроскрина. Здесь есть стекло, но есть и гало, которое так же [как и в «Ф-1»] сделано из титана.

Если говорить о безопасности, то современный аэроскрин – лучшее решение. Гало отлично защищает от больших объектов, но мелкие детали вроде пружины, попавшей в шлем Фелипе Массы [на квалификации к Гран-при Венгрии-2009], имеют много возможностей прилететь в кокпит. Гало ввели в «Ф-1» потому, что в тот момент было готово только оно, но процесс идет. Было бы логичным перейти к использованию стекла, если «Формула-1» хочет как можно лучше защитить пилотов».

Аэроскрин для «Индикара» тоже разработала Red Bull Advanced Technology – подразделение команды «Формулы-1». Можно сказать, новая версия является эволюционным развитием уже привычного гало и лишена его главного недостатка – отсутсвия защиты от маленьких объектов. Прочность систем сопоставима – обе выдерживают около 150 кН (соответствует весу тела массой более 15 тонн).

Ждать ли перемен в «Формуле-1»? Босс «Ред Булл» и Red Bull Advanced Technology Кристиан Хорнер этого не исключает.

«Интересно, как аэроскрин заработает в «Индикаре», как его примут, – заявил Хорнер еще перед началом тестов. – Сложности неизбежны, и это хорошая проверка. Если система сработает, почему бы не ввести ее в «Ф-1»?»

В боевых условиях посмотрим на аэроскрин уже совсем скоро – сезон «Индикара» стартует 15 марта в Сент-Питерсберге.

Большие аварии в «Формуле-1» – это красочные кульбиты. Их переживали Квят, аутсайдеры и даже чемпионы

Лидер главной гонки США перевернулся на последнем круге. Финишировал на крыше в искрах и отправился в больницу

Фото: globallookpress.com/Federico Basile/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Mark Thompson